Posibniki.com.ua Економіка Глобальное устойчивое развитие Частина 2. 2.2. ЭТАПЫ МАРКЕТИНГА И ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


< Попередня  Змiст  Наступна >

Частина 2. 2.2. ЭТАПЫ МАРКЕТИНГА И ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


Планы национального развития охватывают значительный круг проблем, которые намечены и решаются национальными правительствами или планирующими органами. Эти планы рассчитаны на определенный период, они могут быть пятилетними, направленными на увеличение производительности, усиление конкурентоспособности, развитие инфраструктуры и т.д. План национального развития включает также структурные изменения,

1 Cooper, Palwer, eds. Just environments: Intergeneration, international and interspecies issues. — London, UK: Routledger, 1995.которые возникли в результате переговоров между правительствами и Международным Валютным Фондом и Мировым банком .

Стратегии национального сохранения окружающей среды

возникли в результате деятельности ряда международных институций (ЮНЕП, ЮНДП и др.). Их цель — способствовать интеграции данной проблематики в процесс развития. Указанные стратегии направлены на идентификацию и решение наиболее важных и острых экологических проблем.

Планы национальных экологических действий были инициированы Мировым Банком (в 1987 г.), как условие для получения ссуд. Планы задумывались как рамки для интеграции экологических обеспокоенностей в комплексные национальные планы экономического и социального развития. Мировой Банк финансово способствует реализации указанных планов.

Зеленые планы — берут начало в Канаде и Нидерландах, направлены на всеобъемлющий комплексный подход относительно решения назревших экологических проблем. Основные цели — это чистый воздух, вода и почва, защита экосистем.

Планы национального экологического менеджмента существуют в малых, в основном, островных странах Южно

Тихоокеанской зоны при поддержке Банка азиатского развития, ПРООН и некоторых других международных институций 2 .

Нужно также указать и на секторальные или тематические планы. Среди них — планы относительно лесоводства, сельского хозяйства, туризма. Эти планы иногда охватывают межсекторальные проблемы. Это планы действий относительно тропических лесов, национальные планы борьбы с опустыниванием.

Важным в процессе осуществления разных типов стратегий и планов развития является то, что число тех стратегий, которые включают интеграционный подход, неуклонно (хотя, может, и не так быстро, как хотелось бы) растет. Эти планы уже не концентрируются исключительно вокруг экологических проблем. И такая тенденция имеет свои причины: углубляются знания о проблемах развития, необходимости интеграции развития и экологии; наблюдается появление глобальных экономических проблем и проблем развития, как ключевых международных вопросов;

1 Moltne. International environmental management, trade regions and sustainability. Inter-national Institute for Sustainable Development, 1996.

2

Там же.увеличивается интерес и озабоченность общественных кругов во многих странах и соответственно растет их активность в поисках изменений.

Пока еще в мире есть не так много стран, которые могут служить примером интеграции экономического развития, социального прогресса и экологических обеспокоенностей. Но тенденция заключается именно в этом. Происходит, хотя и постепенно, но неуклонно усиление такой интеграции в соответствии с «Повесткой дня-ХХІ» и решениями саммита в Йоханнесбурге.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ

Где-то в начале 70-х гг. ХХ в. внимание сосредоточивается вокруг международных глобальных стратегий, чтобы способствовать решению таких проблем, как народонаселение, поселения людей и загрязнения. 80-ые гг. характеризуются растущим интересом к более всеобъемлющим стратегиям на национальном, правительственном уровне. К концу 1994 г. более чем сто стран имели более-менее комплексные стратегии, интеграцию межсекторального характера. 90-ые гг. характеризуются акцентом на необходимости построения возможностей институциализации и усовершенствования процессов, направленных на субнациональный или локальный уровни. Каждый уровень сохраняет свою значимость в построении глобальных стратегических рамок для устойчивого развития. Не будем забывать при этом, что правительства многих стран взяли на себя значительное количество международных обязательств, которые отображались в национальных стратегиях.

Примером здесь может быть деятельность, связанная с выполнением обязательств, взятых в отношении Конвенции по консервации биомногообразия. Идет речь, в частности, о необходимости разработки специальной стратегии. Эти обязательства выплывают и из Мировой стратегии сохранения (1980). Уже к 1985 году почти 30 стран имели национальные стратегии сохранения .

1 Miller and Lanou. National biodiversity planning: Guidelines based on early experiences around the world. —Washington, D.C.: World Resources Institute, 1995.В 80-ые гг. готовятся специальные конвенции по борьбе с опустыниванием (Африка). В 90-ые гг. 91 страна имела Планы действий по сохранению тропических лесов, идет процесс подготовки планов действий в отношении национальной окружающей среды. Существенный импульс процессу создания стратегий дала Конференция ООН по вопросам окружающей среды и развития (1992, Рио-де-Жанейро). План действий этого принципиально важного форума — «Повестка дня ХХІ века» — призывает правительства одобрить национальные стратегии устойчивого развития. Речь шла особенно о гармонизации разных секторальных, социальных и экологических политик и планов для каждой страны. И все же подавляющее большинство указанных проблем является неотъемлемой частью самого процесса устойчивого развития.

Эффективность стратегии устойчивого развития в немалой мере зависит от объема и надежности той информации, которой пользуются участники планового процесса. На этом, в конечном итоге, базируется анализ и самой стратегии, и ее имплементации. Этот анализ, конечно, неодинаковый в стратегиях разных стран. Но все же можно указать на некоторые особенности, которые более-менее характерны для стратегий. Это, например, анализ участников процесса перехода к устойчивому развитию, интересы участников, их функции, полномочия, их взаимоотношения .

Это анализ устойчивости, к которому относятся человеческие условия, экологические обстоятельства, сила и слабости этих факторов, их взаимосвязь. Насколько общество готово к устойчивости? Каким будет направление изменений, на что, прежде всего, направлена стратегия?

Это механизмы стратегии — их эффективность, надежность, результативность. Это анализ самого сценария — картина будущей устойчивости, возможные стратегические варианты — выгоды, риски, инструменты, программы действий.

Это оценка достигнутых результатов стратегии, прогнозы относительно возможности усиления эффективности.

Устойчивое развитие — и это должно быть должным образом отображено в стратегии — требует надлежащего внимания к взаимосвязанным факторам. В ранних попытках в отношении

1 Samad, Watanabe and Kim. People’s initiative for sustainable development: Lessons of experience. Kuala Lumpur: Asia and Pacific Development Center, 1995стратегического подхода к устойчивому развитию — анализ часто ограничивался лишь оценкой разных вопросов устойчивости. Например, шла речь просто о состоянии эрозии почвы или загрязнении. Но со временем опыт начал свидетельствовать, что анализ должен обязательно отвечать на более сложные и комплексные проблемы устойчивости. Что, например, известно о силе и слабостях отдельных компонентов развития, возможностях, перспективах, угрозах и т.д. Следовательно, квалифицированная оценка обязательно должна быть интегрированной. И при этом это должен быть демократический и транспарентный процесс, где общественность доверяет правительству создавать и вводить в действие необходимые механизмы принятия масштабных решений.

Важным в этом контексте является также независимый и экспертный анализ. То есть большое количество участников процесса никоим образом не может, не должно препятствовать проведению специального экспертного анализа. Потребность в этом особенно значительна, когда специфические вопросы могут быть противоречивыми, когда поставлено весьма масштабное задание и, конечно, когда нужны глубокие технические (технологические) знания и специальное оборудование.

Однако, коренной вопрос устойчивого развития и его соответствующего анализа — это установление приоритетов. Если это не удается сделать, — стратегия будет под угрозой провала.

Какие же вопросы нужно считать приоритетными в национальной стратегии устойчивого развития? Укажем на некоторые из них:

• угрозы/возможности относительно жизненного уровня, бедности;

• угрозы/возможности ключевых экономических факторов;

• угрозы/возможности ключевых экосистемных факторов и процессов;

• возможности действовать без дополнительного финансирования;

• когда создаются дополнительные возможности для приобретения опыта, учебы, усовершенствования;

• когда есть возможности для максимального доступа общественности к процессу стратегического планирования;

• когда существуют международные обязательства .

1 Carley and Christie. Managing Sustainable Development, Earthscan. —London, 2000.Анализировать нужно и такую важную проблему, как участие широкого круга представителей общественности. Собственно, почему вопрос участия настолько важен для всего процесса стратегического планирования? Дело в том, что это участие дает возможность определить позицию, интересы участников, определить, где эти интересы совпадают, где, возможно, и конфликтуют. Следовательно, нужно определить характер отношений между участниками, а также причины осложнения в этих отношениях.

Идентификация интересов участников далеко не второстепенный вопрос. Важно понимать мотивацию действий участников и их интересы. Речь идет также о правах, ресурсах, соответствующих полномочиях участников. Нельзя при этом игнорировать, не замечать внешние влияния на участников, чтобы побуждать к введению определенных изменений. Очевидно, что нужно представлять, какие препятствия стоят на пути изменений, на пути движения вперед к достижению поставленных целей устойчивости.

А какими же являются функции отношений между участниками? Очевидно, это правовые, контрактные, рыночные, информационные; формальные или неформальные отношения; взвешенность; качество.

Соответственно можно определить силу отношений согласно с такими типами — управленческая сила, способность — возможность контроля над деятельностью участников, исполнительная сила (способность удовлетворять потребности и требования других участников) и таким образом усиление своего собственного влияния. К этому нужно добавить силу маневра и координационную силу. Это будет способствовать обеспечению симпатии и поддержки со стороны других участников.


< Попередня  Змiст  Наступна >
Iншi роздiли:
Частина 2. 2.3. УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 1. 2.4. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 2. 2.4. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 1. 2.5. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И МАРКЕТИНГА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 2. 2.5. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И МАРКЕТИНГА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Дисциплiни

Медичний довідник новиниКулінарний довідникАнглійська моваБанківська справаБухгалтерський облікЕкономікаМікроекономікаМакроекономікаЕтика та естетикаІнформатикаІсторіяМаркетингМенеджментПолітологіяПравоСтатистикаФілософіяФінанси

Бібліотека підручників та статтей Posibniki (2022)