Планы национального развития охватывают значительный круг проблем, которые намечены и решаются национальными правительствами или планирующими органами. Эти планы рассчитаны на определенный период, они могут быть пятилетними, направленными на увеличение производительности, усиление конкурентоспособности, развитие инфраструктуры и т.д. План национального развития включает также структурные изменения,
1 Cooper, Palwer, eds. Just environments: Intergeneration, international and interspecies issues. — London, UK: Routledger, 1995.которые возникли в результате переговоров между правительствами и Международным Валютным Фондом и Мировым банком .
Стратегии национального сохранения окружающей среды
— возникли в результате деятельности ряда международных институций (ЮНЕП, ЮНДП и др.). Их цель — способствовать интеграции данной проблематики в процесс развития. Указанные стратегии направлены на идентификацию и решение наиболее важных и острых экологических проблем.
Планы национальных экологических действий были инициированы Мировым Банком (в 1987 г.), как условие для получения ссуд. Планы задумывались как рамки для интеграции экологических обеспокоенностей в комплексные национальные планы экономического и социального развития. Мировой Банк финансово способствует реализации указанных планов.
Зеленые планы — берут начало в Канаде и Нидерландах, направлены на всеобъемлющий комплексный подход относительно решения назревших экологических проблем. Основные цели — это чистый воздух, вода и почва, защита экосистем.
Планы национального экологического менеджмента существуют в малых, в основном, островных странах Южно
Тихоокеанской зоны при поддержке Банка азиатского развития, ПРООН и некоторых других международных институций 2 .
Нужно также указать и на секторальные или тематические планы. Среди них — планы относительно лесоводства, сельского хозяйства, туризма. Эти планы иногда охватывают межсекторальные проблемы. Это планы действий относительно тропических лесов, национальные планы борьбы с опустыниванием.
Важным в процессе осуществления разных типов стратегий и планов развития является то, что число тех стратегий, которые включают интеграционный подход, неуклонно (хотя, может, и не так быстро, как хотелось бы) растет. Эти планы уже не концентрируются исключительно вокруг экологических проблем. И такая тенденция имеет свои причины: углубляются знания о проблемах развития, необходимости интеграции развития и экологии; наблюдается появление глобальных экономических проблем и проблем развития, как ключевых международных вопросов;
1 Moltne. International environmental management, trade regions and sustainability. Inter-national Institute for Sustainable Development, 1996.
2
Там же.увеличивается интерес и озабоченность общественных кругов во многих странах и соответственно растет их активность в поисках изменений.
Пока еще в мире есть не так много стран, которые могут служить примером интеграции экономического развития, социального прогресса и экологических обеспокоенностей. Но тенденция заключается именно в этом. Происходит, хотя и постепенно, но неуклонно усиление такой интеграции в соответствии с «Повесткой дня-ХХІ» и решениями саммита в Йоханнесбурге.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ
Где-то в начале 70-х гг. ХХ в. внимание сосредоточивается вокруг международных глобальных стратегий, чтобы способствовать решению таких проблем, как народонаселение, поселения людей и загрязнения. 80-ые гг. характеризуются растущим интересом к более всеобъемлющим стратегиям на национальном, правительственном уровне. К концу 1994 г. более чем сто стран имели более-менее комплексные стратегии, интеграцию межсекторального характера. 90-ые гг. характеризуются акцентом на необходимости построения возможностей институциализации и усовершенствования процессов, направленных на субнациональный или локальный уровни. Каждый уровень сохраняет свою значимость в построении глобальных стратегических рамок для устойчивого развития. Не будем забывать при этом, что правительства многих стран взяли на себя значительное количество международных обязательств, которые отображались в национальных стратегиях.
Примером здесь может быть деятельность, связанная с выполнением обязательств, взятых в отношении Конвенции по консервации биомногообразия. Идет речь, в частности, о необходимости разработки специальной стратегии. Эти обязательства выплывают и из Мировой стратегии сохранения (1980). Уже к 1985 году почти 30 стран имели национальные стратегии сохранения .
1 Miller and Lanou. National biodiversity planning: Guidelines based on early experiences around the world. —Washington, D.C.: World Resources Institute, 1995.В 80-ые гг. готовятся специальные конвенции по борьбе с опустыниванием (Африка). В 90-ые гг. 91 страна имела Планы действий по сохранению тропических лесов, идет процесс подготовки планов действий в отношении национальной окружающей среды. Существенный импульс процессу создания стратегий дала Конференция ООН по вопросам окружающей среды и развития (1992, Рио-де-Жанейро). План действий этого принципиально важного форума — «Повестка дня ХХІ века» — призывает правительства одобрить национальные стратегии устойчивого развития. Речь шла особенно о гармонизации разных секторальных, социальных и экологических политик и планов для каждой страны. И все же подавляющее большинство указанных проблем является неотъемлемой частью самого процесса устойчивого развития.
Эффективность стратегии устойчивого развития в немалой мере зависит от объема и надежности той информации, которой пользуются участники планового процесса. На этом, в конечном итоге, базируется анализ и самой стратегии, и ее имплементации. Этот анализ, конечно, неодинаковый в стратегиях разных стран. Но все же можно указать на некоторые особенности, которые более-менее характерны для стратегий. Это, например, анализ участников процесса перехода к устойчивому развитию, интересы участников, их функции, полномочия, их взаимоотношения .
Это анализ устойчивости, к которому относятся человеческие условия, экологические обстоятельства, сила и слабости этих факторов, их взаимосвязь. Насколько общество готово к устойчивости? Каким будет направление изменений, на что, прежде всего, направлена стратегия?
Это механизмы стратегии — их эффективность, надежность, результативность. Это анализ самого сценария — картина будущей устойчивости, возможные стратегические варианты — выгоды, риски, инструменты, программы действий.
Это оценка достигнутых результатов стратегии, прогнозы относительно возможности усиления эффективности.
Устойчивое развитие — и это должно быть должным образом отображено в стратегии — требует надлежащего внимания к взаимосвязанным факторам. В ранних попытках в отношении
1 Samad, Watanabe and Kim. People’s initiative for sustainable development: Lessons of experience. Kuala Lumpur: Asia and Pacific Development Center, 1995стратегического подхода к устойчивому развитию — анализ часто ограничивался лишь оценкой разных вопросов устойчивости. Например, шла речь просто о состоянии эрозии почвы или загрязнении. Но со временем опыт начал свидетельствовать, что анализ должен обязательно отвечать на более сложные и комплексные проблемы устойчивости. Что, например, известно о силе и слабостях отдельных компонентов развития, возможностях, перспективах, угрозах и т.д. Следовательно, квалифицированная оценка обязательно должна быть интегрированной. И при этом это должен быть демократический и транспарентный процесс, где общественность доверяет правительству создавать и вводить в действие необходимые механизмы принятия масштабных решений.
Важным в этом контексте является также независимый и экспертный анализ. То есть большое количество участников процесса никоим образом не может, не должно препятствовать проведению специального экспертного анализа. Потребность в этом особенно значительна, когда специфические вопросы могут быть противоречивыми, когда поставлено весьма масштабное задание и, конечно, когда нужны глубокие технические (технологические) знания и специальное оборудование.
Однако, коренной вопрос устойчивого развития и его соответствующего анализа — это установление приоритетов. Если это не удается сделать, — стратегия будет под угрозой провала.
Какие же вопросы нужно считать приоритетными в национальной стратегии устойчивого развития? Укажем на некоторые из них:
• угрозы/возможности относительно жизненного уровня, бедности;
• угрозы/возможности ключевых экономических факторов;
• угрозы/возможности ключевых экосистемных факторов и процессов;
• возможности действовать без дополнительного финансирования;
• когда создаются дополнительные возможности для приобретения опыта, учебы, усовершенствования;
• когда есть возможности для максимального доступа общественности к процессу стратегического планирования;
• когда существуют международные обязательства .
1 Carley and Christie. Managing Sustainable Development, Earthscan. —London, 2000.Анализировать нужно и такую важную проблему, как участие широкого круга представителей общественности. Собственно, почему вопрос участия настолько важен для всего процесса стратегического планирования? Дело в том, что это участие дает возможность определить позицию, интересы участников, определить, где эти интересы совпадают, где, возможно, и конфликтуют. Следовательно, нужно определить характер отношений между участниками, а также причины осложнения в этих отношениях.
Идентификация интересов участников далеко не второстепенный вопрос. Важно понимать мотивацию действий участников и их интересы. Речь идет также о правах, ресурсах, соответствующих полномочиях участников. Нельзя при этом игнорировать, не замечать внешние влияния на участников, чтобы побуждать к введению определенных изменений. Очевидно, что нужно представлять, какие препятствия стоят на пути изменений, на пути движения вперед к достижению поставленных целей устойчивости.
А какими же являются функции отношений между участниками? Очевидно, это правовые, контрактные, рыночные, информационные; формальные или неформальные отношения; взвешенность; качество.
Соответственно можно определить силу отношений согласно с такими типами — управленческая сила, способность — возможность контроля над деятельностью участников, исполнительная сила (способность удовлетворять потребности и требования других участников) и таким образом усиление своего собственного влияния. К этому нужно добавить силу маневра и координационную силу. Это будет способствовать обеспечению симпатии и поддержки со стороны других участников.