Posibniki.com.ua Економіка Глобальное устойчивое развитие Частина 2. 2.5. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И МАРКЕТИНГА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


< Попередня  Змiст  Наступна >

Частина 2. 2.5. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И МАРКЕТИНГА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


1 Government of Canada. A Guide to Green Government. Ottawa, Canada.1995.рирует такие составные компоненты, как использование земель, транспорт, энергетику, сельское хозяйство. Этот план предусматривает участие различных слоев общественности и в сборе информации, и в обсуждении будущих решений. Продуманы, отработаны необходимые механизмы — целевые агентства и девять целевых групп. В Нидерландах разработана и действует Платформа устойчивого развития как форум работы с общественностью, с привлечением представителей многих социальных групп .

В Никарагуа функционирует Национальная стратегия сохранения, охватывающая местные правительственные структуры. Свыше 140 муниципалитетов имеют специальные рабочие группы, которые оценивают существующие проблемы и структуры. Такая общенациональная система способствует проведению широкого диалога по проблемам развития 2 .

Национальная стратегия сохранения работает и в Непале (одна из наиболее ранних в Азиатском регионе) .

Как свидетельствует опыт реализации различных стратегий национального развития, особенно значительная роль здесь принадлежит правительствам. И это вполне понятно. Ведь именно правительств имеют намного больше возможностей — и институционных, и финансовых, и организационных.

Но это никоим образом не означает, что следует недооценивать существенную роль в устойчивом развитии так называемых неправительственных организаций, как национальных, так и международных. Их деятельность, включая взвешенный диалог с правительством, способствует определенным образом стабильности самого процесса создания и имплементации стратегий устойчивого развития. Правительство должно так действовать, чтобы изменения в его составе не послабляли указанный процесс.

Следовательно, устойчивое развитие, чтобы быть успешным, должно стать общенациональной проблемой, которая бы объединяла нацию, включая власть, бизнес, гражданское общество.

1 Government of Canada. A Guide to Green Government. Ottawa, Canada.1995.

2 Johannesburg 2002, Country Profiles Serves. Nicaragua. UN. N.Y. 2002 (this official UN document provides information on the implementation of Agenda 21 by all UN member states).

3 Johannesburg 2002, Country Profiles Serves. Nepal. UN. N.Y. 2002 (this official UN docu-ment provides information on the implementation of Agenda 21 by all UN member states).Как свидетельствует опыт, именно гражданское общество, неправительственные организации играют значительную роль во всех элементах стратегического процесса. Неправительственные организации помогают собирать информацию, анализировать и принимать решения. Конечно, роль и место неправительственных организаций зависит от имеющихся политических, экономических и социальных условий, существующих в той или иной стране .

И здесь возникает законный вопрос: а что нужно понимать под неправительственными организациями, которые являются составными элементами гражданского общества. Это:

• научные академические исследовательские институции;

• ассоциации пользователей разных ресурсов (фермеры, рыбаки, охотники, туристические учреждения и т.д.);

• банковские и финансовые институции;

• муниципальные группы;

• организации по защите окружающей среды, «зеленые»;

• коренные народности;

• бизнес круги и их организации;

• работники средств массовой информации;

• правозащитные круги и их организации;

• профсоюзные организации;

• организации по социальной защите и помощи;

• религиозные круги;

• женские организации. «Повестка дня — ХХІ» достаточно четко определила, что неправительственные группы и организации должны играть существенную роль в устойчивом развитии. Саммит у Йоханнесбурге 2002 г. убедительно доказал, насколько может быть значительной эта миссия. Несколько тысяч представителей неправительственных организаций фактически провели в Йоханнесбурге второй — неофициальный — саммит.

Но интеграция указанных плановых процессов является пока еще слабой, недостаточной. Имеют место параллелизмы. Это приводит к дублированию местных планирующих возможностей, к неадекватности в координации между донорами. Одним из негативных моментов здесь является пролиферация, пространность

1 Edward and Halme, eds. Making a difference:UGOS and development inachanging world. —London: Earthscan,1992.планов, что только уменьшает их эффективность. В Танзании, например, были подготовлены три взаимоперекрещивающихся документа параллельно и без надлежащей координации. Национальная стратегия сохранения, Национальный план в отношении «Повестки дня — ХХІ», Национальный план экологических действий. В Шри Ланке в течение 10 лет было разработано пять экологических стратегий. В то же время Куба, Никарагуа, Боливия и Коста-Рика достигли достаточно высокой степени интеграции стратегий устойчивого развития в общенациональные планы развития. В указанных процессах чувствуется недостаточная научно-исследовательская база. То же можно сказать о роли гражданского общества в ряде стран.

Конференция в Рио 1992 г. создала контекст, способствующий активизации процессов национального планирования во многих развивающихся странах . Современная ситуация в этих странах характеризуется акцентом на защиту окружающей среды и ресурсосбережение. Большая часть этих процессов была институционно локализована в экологическом секторе. Однако происходит и межсекторальная локализация. Например, Мировой банк способствовал реализации национальных планов экологических действий вместе с министерствами и агентствами, занимающимися защитой окружающей среды. Проблема заключается в том, что хотя и существует практика создания межведомственных структур, но им часто недостает властных полномочий.

В странах с федеральной системой (наличие штатов, провинций и т.д.) национальная стратегия не может прямо и непосредственно адресоваться местному уровню. Следовательно, именно отсюда вытекает возможность, а иногда и необходимость иметь стратегии штатов или провинций. Но здесь сразу же возникает принципиально существенный вопрос о согласовании, координации и даже взаимодействии этих местных стратегий. Бесспорно, что это должно быть хорошо продуманная, взвешенная и перспективная система. Это, очевидно, касается прежде всего больших государств, но не только их. В Австралии, например, в 20 местных правительствах разработаны и действуют свои стратегии. Они, в конечном итоге, базируются на Национальной стратегии экономически устойчивого развития.

1 UNCED. Agenda 21,United Nation Conference of Environment and Development, UN General Assembly. N.Y., 1992.В этих провинциальных стратегиях наряду с правительствами, властью особенно активно действуют другие участники этого процесса — бизнесовые, промышленные, научно-исследовательские и другие круги, преставляющие гражданское общество. И здесь очень важно, чтобы отношения между правительственными и неправительственными кругами регулировались не столько официальными рамками, сколько деловым и дружеским сотрудничеством. Если в той или иной стране частный сектор и неправительственные организации слабо развиты, а власть очень централизована, тогда стратегия будет селективной в отношении достижения соответствующих положительных результатов. В таких случаях достижение результатов будет происходить скорее на региональном уровне.

Стратегии развития во многих странах отмечаются большим многообразием. В частности действуют субнациональные стратегии — городские, локальные и региональные стратегии. Здесь нужно вспомнить о специальной программе — «Локальный порядок дня — ХХІ», концепция которой была впервые изложена в начале 90-х годов ХХ века Международным советом по локальной экологической инициативе. Цель заключалась в том, чтобы на региональном, местном уровне наиболее эффективно способствовать имплементации «Повестки дня — ХХІ». Указанная локальная стратегия способствует процессу консультаций, координации местных усилий, участия широких кругов общественности в процессе устойчивого развития. Это участие проявляется особенно заметно в деятельности общественных кругов по защите окружающей среды. Следовательно, экологические проблемы лежат в центре внимания многих общественных организаций, групп, партий .

Нельзя не сказать и о том, что гражданское общество способствует определению общих целей, сближает различные интересы и создает рабочее партнерство между участниками стратегического процесса. «Локальный порядок дня — ХХІ» охватил свыше шести тысяч местных ячеек в 113 странах (взятые официальные обязательства). Если же говорить о реальном процессе имплементации, то «Локальный порядок дня — ХХІ» задействован в 18 странах. Наиболее успешные программы этой повестки дня

1 Khosla, The Road from Rio to Johannesburg, Millennium Paper Issue 5, UNED Forum, London, 2001.становятся источником активности в отношении стратегического планирования устойчивого развития — и при этом не только на локальном, но и на национальном уровнях.

К указанной группе принадлежат стратегии на микроуровне. Они являются базой для планирования участия, сближения различных слоев, мониторинга, обзора прогресса, а главное — для содействия более эффективной координации со стороны власти высшего уровня. В ряде развивающихся стран накоплен значительный опыт сельского планирования. В частности, можно сослаться на примеры Танзании и Непала. В последнем действует «Программа устойчивого развития сообщества». Немало стратегий местного уровня осуществляются с помощью механизмов, которые в сущности инициируются центральным правительством. Эти местные стратегии составляют важные фундаменты для общенационального процесса .

Интересным является опыт децентрализованного планирования в Гане 2 . Здесь введена в действие децентрализованная система, охватывающая свыше сто округов. Каждый из них несет полную ответственность в отношении развития и имплементации своего среднесрочного плана (5 лет), а также своего ежегодного плана окружного развития. Указанные планы, построены на критериях, предложенных Национальной комиссией планирования развития. Каждый окружной план является предметом публичного обсуждения. Окружные планы гармонизируются на региональном уровне. Потом они консолидируются с отдельными секторальными планами, подготовленными отдельными министерствами с помощью межсекторальных групп по планированию, объединяющих интересы государственного сектора, бизнеса, университетов, профсоюзов и фермеров.

Интересным и поучительным является опыт планирования местного (сельского) уровней в Танзании. В процессе устойчивого развития происходит конвергенция и связь между национальными, субрегиональными и локальными стратегиями. Рассмотрение разных по содержанию и характеру стратегий свидетельст

1 Johannesburg 2002, Country Profiles Serves. Tanzania. UN. N.Y. 2002 (this official UN document provides information on the implementation of Agenda 21 by all UN member states).

2 Johannesburg 2002, Country Profiles Serves. Ghana. UN. N.Y. 2002 (this official UN document provides information on the implementation of Agenda 21 by all UN member states).вует о наличии определенных общих элементов, характерных для многих стратегических процессов. То есть с самого начала имеется определенный потенциал, способствующий конвергенции различных подходов, путей, методов. Это, собственно, и облегчает разработку концепции унифицированной целостности стратегии устойчивого развития. Страны составляют указанные стратегии и планы, учитывая определенные международные обязательства, а также внутренние требования и вызовы.

Это достаточно сложное дело находить пути и методы улучшения конвергенции вокруг принципов стратегического планирования. При этом необходимо обеспечивать комплиментарность и согласованность между национальными стратегиями с различными секторами и различными международными обязательствами, а также между стратегиями национальными и локальными.

В целом же опыт показывает, что конвергенция может быть усовершенствована с помощью национального совета по устойчивому развитию или другого представительского органа. С этой же целью необходима практика частых конструктивных оценок, охватывающих несколько стратегий. Это дает возможность сравнить: какая стратегия работает, а какая не работает. Речь идет также о поиске таких стратегических принципов, какие бы разделялись всеми участниками процесса. Все это является нелегким делом, особенно учитывая разнообразие стратегий, их количество.

Во-первых, это инициативные планы по защите окружающей среды. Здесь мы находим Национальный план борьбы с опустыниванием, Национальную стратегию биомногообразия, Национальные коммуникации в отношении изменений климата, Национальную стратегию сохранения, Национальный план действий по защите окружающей среды.

Во-вторых, это секторальные стратегии (сельское хозяйство, водоснабжение, энергетика и т.д.).

В-третьих, это субнациональные и локальные стратегии.

До этого нужно добавить международные инициативы в отношении социальных проблем, человеческих прав, экономические и торговые инициативы. И, наконец, международные и национальные программы непосредственно по вопросам устойчивого развития. Здесь и «Повестка дня — ХХІ», национальные стратегии и планы действий, решения саммита в Йоханнесбурге и т.д.Одним из важных факторов, указывающим, что страна движется вперед, является рост населения. Это в значительной мере определяет масштаб, объем спроса на товары и услуги. А это, конечно, оказывает давление на природные ресурсы и окружающую среду. До этого нужно добавить факторы миграции и урбанизации, существенно влияющие на оседлость и занятость.

Как известно, потребительский спрос зависит также от уровня и распределения прибылей. Это, конечно, должно учитываться стратегией устойчивого развития — как ее целью, так и ее детерминантой.

Опыт реализации некоторых национальных стратегий устойчивого развития свидетельствует, что механизмы перехода к устойчивости имеют, как правило, больше шансов на успех, когда они ориентируются на индивидуальный интерес и рыночные потребности. И наоборот возникают негативы, когда пытаются сдерживать или препятствовать активности производителей и потребителей с помощью жесткой регуляции. И при устойчивом развитии увеличивается также значение и роль такого фактора, как усиленное ориентирование на мотивацию — самоинтерес, как эффективный двигатель экономического развития. Следовательно, экономическая политика должна быть разумной, взвешенной и либерализируемой. Это способствует и процессам устойчивого развития. До этого нужно добавить, что в сфере окружающей среды наблюдается та же тенденция — к все большей ориентации на инструменты, базированные на рыночных измерениях, что способствует сокращению загрязнения и улучшению менеджмента природных ресурсов.

Устойчивое развитие и соответственно национальная стратегия является комплексным, многогранным процессом. Вот здесь и возникает существенный и актуальный вопрос, а как эти элементы, эти составляющие, эти компоненты взаимодействуют друг с другом, как и насколько они связаны между собой. Чтобы собрать вместе наилучшие компоненты, необходима целостная концепция всеобъемлющего процесса устойчивого развития. В основе этой концепции лежит взаимодействие трех определяющих элементов — экономический рост, социальный прогресс и экологическая безопасность. Это основа концепции. Но она не ограничивается только указанными компонентами, взаимодействие которых является решающим для перспектив устойчивого развития. К этой триаде нужно добавить другие компоненты.В частности, институционные реформы, основные права и свободы человека, роль передовых технологий, инновационность, информационные процессы, а также другие компоненты — процессы, порожденные глобализацией. Среди них — конкурентоспособность, роль которой в устойчивом развитии особенно значима. Об этом, кстати, свидетельствует полезный опыт Европейского Союза и Организации экономического сотрудничества и развития.

В этом отношении особенно характерно решение Совета Европейского Союза от 25 января 1999 года, которое звучит следующим образом: «Конкурентоспособность и устойчивость — это два ключа к долгосрочному будущему экономики Союза: создание богатства и рабочих мест, повышение качеств жизни и сохранение экологической и естественной ресурсной базы». Это определение является действительно комплексным, многогранным, что явно работает на поощрение устойчивого развития. Здесь как раз сформулировано то основное, что характерно для взаимосвязи, взаимодействия и даже интеграции основных компонентов.

Важная связь существует между устойчивым развитием и конкурентоспособностью. Цементирующим фактором указанной связи является, по нашему убеждению, инновационный подход, экономика, построенная на знаниях. Об этом убедительно свидетельствует опыт Европейского Союза. Высший орган ЕС — Совет — на своих совещаниях в Лиссабоне (март 2000 года), Санта Мария де Фейре (июнь 2000 г.) и Стокгольм (март 2001 г.) одобрил выводы, направленные на построение Европейского исследовательского и инновационного пространства, имея в виду успешный экономический рост, большую занятость и социальное партнерство с конечной целью достижения такого рубежа, когда Союз в 2010 году с динамической экономикой, базированной на знаниях, станет наиболее конкурентным в мире. На достижение этой максимальной цели работает специальная программа ЕС — рамочная Программа №6 (2002—2006 гг.)

Насколько ЕС предан этой значимой цели видно из проекта его Конституции. Эта цель сформулирована таким образом: «Союз будет работать для Европы устойчивого развития, основанного на сбалансированном экономическом росте, социальной рыночной экономике, высококонкурентной и направленной на полную занятость и социальный прогресс с высоким уровнем защиты и улучшения качества окружающей среды. Он (Союз) будет способствовать научному и технологическому прогрессу».Вышеуказанное говорит о том, что ЕС делает это достаточно успешно. Речь идет о создании институционного ландшафта для устойчивого развития. Стратегии устойчивого развития нацелены в странах ЕС на усовершенствование стандартов и поведения отдельных групп — участников процесса, имея в виду достижение устойчивого развития и повышение конкурентоспособности. Для этого используются различные сценарии развития, которые постоянно развиваются, чтобы способствовать национальным стратегиям. При этом экономические, социальные и экологические последствия рассматриваются в контексте таких сфер как демографические факторы, политический риск, производство и потребление. Различные сценарии создаются с тем, чтобы максимизировать или минимизировать экологические, социальные и экономические последствия. Сценарии могут быть краткосрочными (меньше 5 лет), среднесрочными (10— 15 лет) и долгосрочными (25 лет и больше). Нужно при этом иметь в виду, что чем более длинным будет сценарий, тем более проблематичным будет выполнение его целей. Могут быть альтернативные сценарии. При всем этом очевидно, что сценарии должны быть такими, которые нетрудно понять, отличными один от другого, реалистичными и должны отвечать общим общественным ценностям.

Сценарии должны строиться на основе ключевых измерений — уровень ВВП, бюджет, народонаселение и уровень бедности. Это поможет рассматривать сценарии в контексте устойчивого развития. На сегодняшний день уже накоплен определенный опыт использования сценариев в частном секторе. Для примера сошлемся на сценарии, которые были подготовлены Мировым бизнесовым советом в отношении устойчивого развития. Они направлены на стимулирование устойчивого развития. Инициатива указанного совета обогатила дебаты по устойчивому развитию новыми подходами, новым пониманием. Это способствовало большей транспарентности, идентификации существующих и перспективных угроз.

Стоит также вспомнить сценарий, предложенный компанией Шелл Интернешнл (1995—2000 гг.). Он исходил из перспективы неожиданных изменений и даже прекращения некоторых отраслей производства. В центре внимания его авторов поставлены либерализация, глобализация и технология.Мировой бизнесовый совет относительно устойчивого развития разработал целый ряд сценариев на 2000

—2050 гг. . Один из них FROW (First Raise Our Work — Прежде всего поднимите уровень нашей работы) — достаточно пессимистически оценивал перспективы, а сами, мол, человеческие социальные системы неспособны встречать вызовы устойчивого развития.

Другой сценарий это YAZZ (разные игроки действуют вместе)

— предусматривает акцент на инновации, эксперименты, быструю адаптацию, активное взаимодействие соответствующих компонентов развития, транспарентность.

В особенности стоит отметить активную и результативную деятельность Стокгольмского института по проблемам окружающей среды 2 . Институт разработал ряд глобальных сценариев. Прежде всего — это Обычные миры, который предусматривает глобальную систему на ХХІ век, которая будет развиваться без особых неожиданностей, фундаментальных трансформаций. Особенности этого развития — это эволюция, экспансия и глобализация.

Еще один пример сценариев — это Варварство (фундаментальные изменения, социальные катаклизмы, пессимистическое видение будущего) и Большие переходы (фундаментальные изменения социального характера — переход к обществу, которое сохранит природные системы, обеспечит высокий уровень благосостояния через материальную достаточность и справедливое распределение, высокий уровень социальной солидарности).

Значительную работу в отношении стратегического анализа, как важного направления стратегического планирования устойчивого развития, проводит Европейский Союз. Речь идет, в частности, о сценариях развития, как способа иметь дело со сложностью устойчивого развития на европейском уровне. Сошлемся на такой проект, как European Partners for Environment — EPE (Европейские партнеры ради окружающей среды). Этот проект, начатый в 1993 г., объединяет бизнес, профсоюзы, властные структуры, исследовательские центры, группы защиты окружающей среды и имеет целью концентрацию общих действий в интересах устойчивого развития. В рамках этого проекта действует специ

1 WBCSD. Exploring Sustainable Development: WBCSD Global Scenarios 2000—2050. Summary Brochure. World Business Council for Sustainable Development, Geneva, 1997.

2 Swedish Government. A Summary of Government Communication on Sweden’s Na-tional Strategy for Sustainable Development. Stockholm, 2002.альный сценарий — «Навстречу разделенной ответственности» . Он имеет в виду поощрение всех участников к более экспериментальну подходу в отношении устойчивого развития. Здесь намечены три отдельных сценария.

Сценарий первый — No Limits (Без ограничений) — предусматривает быстрые изменения в проблеме устойчивого развития, технологические инновации, адаптацию к экологическим проблемам, культурное разнообразие, фокусировку на повышении качества жизни.

Сценарий второй

— Orderly Transition (Упорядоченный переход) — делается ударение на менеджменте, научной экспертизе баланса между окружающей средой и экономикой. Сценарий похожий на Европейскую рамочную программу действий в отношении окружающей среды №5.

Сценарий третий — Values Shift (Изменения в ценностях)

— отмечает предотвращение осложнений, срочность экономических проблем, децентрализацию, равенству.

Несколько сценариев предложил Консультативный Форум, созданный Европейской комиссией. Эти сценарии предусматривают, в частности, решение экологических проблем с помощью инновационно-рыночной политики, необходимость усиления роли правительства в решении проблем развития и т.д. Консультативный Форум использовал предложенный сценарий для того, чтобы сформировать серию рекомендаций в отношении будущих действий, включая Task force группу, созданную для подготовки новых инновационных решений, публикации регулярных докладов по устойчивому развитию, установлению House of Future (Дом будущего). Его цель — в практическом стимулировании мышления в отношении будущего развития ЕС, включая проблемы устойчивого развития и т.д.

Анализируя деятельность ЕС по устойчивому развитию, никоим образом нельзя обойти разработку и воплощение так называемых рамочных программ. Остановимся на последних двух.

Рамочная программа № 5 (1998—2002 гг.) «Программа конкурентного и устойчивого роста» является исследовательским планом ЕС относительно передовых технологий для промышленной конкурентоспособности и устойчивого роста. Основная цель про

1 EPE Towards Shared Responsibility, European Partners for the Environment, Brussels. 1994.граммы заключалась в стимулировании экономического роста и создания новых рабочих мест в Европе с помощью инновационных усилий европейской промышленности, имея при этом в виду улучшение конкурентоспособности и обеспечения устойчивого развития.

Цели указанной программы заключались в следующем:

• начинать, распространять и использовать знания и технологии, необходимые, чтобы развивать высококачественные экологически- и потребительско-дружеские изделия, которые будут конкурентными на завтрашних рынках;

• помогать в усилении экономического роста, поддерживать и создавать новые рабочие места;

• поддерживать продолжение инновационных и модернизируемых усилий производства, налаживания и обслуживания предприятий, включая малые и средние, с тем, чтобы повысить их конкурентоспособность;

• поддерживать развитие и имплементационную политику Содружества, способствующую конкурентности и устойчивому развитию .

Все это происходило вместе с развитием смежных служб, включая транспорт, которые являются экономическими, безопасными и благоприятными для окружающей среды и качества жизни, а также развития качества материалов и измерительных приборов. Указанная программа ЕС можно охарактеризовать положительно хотя бы потому, что она исходила из сочетания конкурентоспособности и устойчивости, как мощной движущей силы не только европейского, но и глобального развития. Программа базировалась на признании, что конкурентоспособность и устойчивость требуют системного подхода, где исследовательская деятельность поддерживает развитие логично последовательных, взаимоувязанных и экологически эффективных промышленных и социальных систем, отвечающих как рыночным, так и социальным потребностям.

Эта программа предусматривала, что европейская промышленность должна быть в постоянном поиске новых и инновационных производственных процессов, которые максимизируют использование ресурсов, минимизируя в то же время их влияние

1 CORDIS Competitive and Sustainable Growth Projects funded under the Growth Pro-gramme

— FPS European Union. Brussels.на окружающую среду. Такой подход является абсолютно логичным и понятным: страны ЕС существенно отстают в этом смысле от США. Ведь только 1,8 % европейского ВВП укладывается в исследование, в то время как соответствующий показатель в США составляет 3 %. Такая же картина относительно ЕС и Японии. Прибавим, что количество исследователей в странах ЕС составляет 1/3 от их числа в США или Японии.

Именно названные обстоятельства и привели ЕС к разработке и имплементации Европейского исследовательского пространства, что является основой шестой Рамочной программы (2002

— 2006 гг.). Этот проект должен способствовать превращению Европы в течение будущих десяти лет в «наиболее конкурентную и динамическую, базированную на знании экономики в мире, способную на успешный экономический рост с большим количеством рабочих мест и более крепкой социальной сплоченностью».

В основе программы лежат три принципа: концентрация (на избранном приоритетном исследовательском пространстве), структурный эффект (через укрепление национальных, региональных и другие Европейских инициатив) и координация (упрощение).

В программе заложены семь приоритетов:

• геномика и биотехнология для здравоохранения;

• технологии для информационного общества;

• нанотехнологии и нанонауки, основанные на знании, многофункциональных материалах и новых производственных процессах;

• аэронавтика и космос;

• качество продуктов и их беспечность;

• устойчивое развитие и глобальные изменения (устойчивая энергетика, устойчивый наземный транспорт, глобальные изменения и экосистемы);

• граждане и управление в Европейском обществе, базированном на знании .

Рамочная Программа №6 предусматривает четыре типа деятельности: исследования и инновации, человеческие ресурсы и мобильность, исследовательская инфраструктура и наука — общество. Следовательно, генеральное направление указанной программы заключается в достижении цели Европейского исследо

1 European Commission Framework Programme № 6 (2002-2006). Brussels, 2002.вательского пространства — укрепление возможностей у европейских исследователей способствовать экономической конкурентоспособности и качеству жизни. Характерной особенностью этой программы является то обстоятельство, что при всей важности исследовательского подхода к проблеме устойчивого развития — производственный сектор был и остается весьма существенным и стратегически важным для ЕС. Встречаясь с вызовами конкуренции, устойчивая европейская производственная система в период до 2020 года будет нуждаться в более интегрированном и объемлющем виденье политики RTD (исследование, технология и развитие), принимающая во внимание экономические, социальные и экологические измерения.

В то же время нельзя не видеть по крайней мере три значимых вопросы, осложняющих стратегические планы Европейского Союза.

Во-первых, европейская производственная система все еще не является достаточно успешной, хотя движение к этому и происходит. Следовательно, она, очевидно, еще не достигла соответствующей конкурентоспособности. Вопрос в том, как можно достичь конкурентоспособность в рамках устойчивости и в то же время поддерживать желаемое качество жизни.


< Попередня  Змiст  Наступна >
Iншi роздiли:
2.6. НЕКОТОРЫЕ НОВЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 1. 2.7. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, МАРКЕТИНГ И МОНИТОРИНГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 2. 2.7. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, МАРКЕТИНГ И МОНИТОРИНГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
2.8. ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО И ПЕРСПЕКТИВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 1. ГЛОБАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ
Дисциплiни

Медичний довідник новиниКулінарний довідникАнглійська моваБанківська справаБухгалтерський облікЕкономікаМікроекономікаМакроекономікаЕтика та естетикаІнформатикаІсторіяМаркетингМенеджментПолітологіяПравоСтатистикаФілософіяФінанси

Бібліотека підручників та статтей Posibniki (2022)