Posibniki.com.ua Економіка Глобальное устойчивое развитие Частина 1. 2.4. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


< Попередня  Змiст  Наступна >

Частина 1. 2.4. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


Имплементация (осуществление) является, конечно, важнейшим элементом каждой стратегии устойчивого развития. В конечном итоге, именно имплементация решает судьбу страте

1 World Bank. Comprehensive Development Framework: Country Experience: Report for the Development Committee. World Bank. Wash. D.C. 2000.

2 Edward and Gaventa. Global Citizen Action. — Boulder Colorado, 2001.гии, судьбу самого процесса устойчивого развития. Следовательно, этот компонент нуждается в особенном внимании.

Имплементация начинается с самого начала, с первого этапа разработки стратегии и — до ее достаточно условного конца. Ведь, участники процесса действительно должны активно и конструктивно действовать сразу после завершения формирования стратегии. Именно такой энергичный старт оказывает весьма позитивное влияние на всю последующую работу, повышая авторитет стратегии. Постепенно растет сначала надежда, а затем и уверенность относительно реальности намеченных планов развития. Это означает, что участники стратегического процесса нуждаются с самого начала в ощущении реальности, перспективности намеченных планов. Таким образом, ранняя имплементация может служить важным стимулом для всех участников процесса реализации задуманного.

Нужно также учитывать, что, как свидетельствует опыт, может создаваться такая ситуация, когда реальные события настоящего опережают, идут далее намеченного в стратегии. И здесь как раз достаточно важно с самого начала достичь чего-то конкретного, существенного. Тогда появляются реальные возможности не отставать от новых требований, которые порождаются существующими реалиями. Это облегчает процесс внесения в стратегию назревших корректив и в результате достигается минимизация влияний, которые несут с собой определенные негативные вызовы . Первоочередная имплементация также может быть направлена на некоторые специфические проблемы, на которые в свое время не было обращено надлежащее внимание.

Какими же являются основные условия для имплементации? Конечно же, это деятельность, направленная на максимальное эффективное и результативное выполнение планов, которые содержатся в стратегиях устойчивого развития. Немало стратегий пробуксовывают, не переходят в реальные дела. По некоторым данным 70 % всех секторальных и тематических стратегий в африканских странах за последнее десятилетие не были реализованы — или полностью, или частично. И эта ситуация не ограничивается указанным континентом. Часто наблюдается несогласованность планов с существующими реалиями. Неодиночные слу

1 Bende-Nabende. Globalization, FDI, regional integration and sustainable development theory, evidence and policy. — Aldershot: Ashgate, 2002.чаи, когда стратегии просто останавливаются, не подкрепляются реальными делами сразу после завершения их разработки. Именно такое случилось в Перу и Коста-Рике с их национальными стратегиями консервации. Есть примеры, когда стратегии не достигают стадии полной имплементации, но продолжают оставаться важными движущими силами национального развития .

Неудачи необходимо глубоко анализировать. Нельзя забывать о новизне, беспрецедентности указанной деятельности. Следовательно, нужно спокойно, взвешенно и профессионально совершенствовать как процесс разработки стратегий, так и процесс их имплементации. Что конкретно может улучшить это важное дело? Не претендуя на полноту, укажем только на некоторые аспекты.

Прежде всего, очень необходима политическая поддержка высокого уровня всего процесса устойчивого развития, включая имплементацию. В частности речь идет о таких ситуациях, когда происходят изменения в правительстве. В таком случае особая роль принадлежит Секретариату или Агентству устойчивого развития, которые должны постоянно и настойчиво работать с ключевыми политическими лидерами.

Стратегия устойчивого развития имеет гораздо больше шансов на успех, если она соответствующим образом интегрирована в уже существующий национальный план развития, а не является отдельной и несколько изолированной деятельностью 2 .

Успешная работа имплементационных механизмов (национальное агентство, генеральный комитет, секретариат и т.д.) существенно зависит от надлежащего и достаточного финансирования. Обеспечивает такую поддержку секретариат. Особое внимание должно быть обращено на деятельность доноров, задействованных в процессе устойчивого развития.

Один из важных выводов, который можно сделать из опыта имплементации стратегии устойчивого развития, заключается в том, что этот процесс является непрерывным, постоянным. А это в свою очередь означает, что отдельные компоненты в стратегии могут повторяться в течение определенного периода. Опыт свидетельствует, что этот период измеряется тремя десятками лет в

1 Bigman. Globalization and the developing countries: emerging strategies for rural development and poverty alleviation. — Oxon, UK, 2002.

2 Gallopin and Raskin. Global sustainability: bending the curve, —London: Routledge, 2002.полном цикле. Но некоторые страны применяют ежегодные бюджетные циклы. Заслуживает внимание, в частности, опыт Австралии относительно Национальной стратегии экологического устойчивого развития. Эта стратегия характеризуется определением национальных стратегий и индикаторов. Большая роль здесь принадлежит генеральному комитету и секретариату, включая их коммуникационную деятельность и мониторинг .

Многое зависит от менеджмента стратегии устойчивого развития. В Непале функционируют Национальная комиссия планирования, а также Совет защиты окружающей среды. А, например, в Замбии работает межсекторальный Совет защиты окружающей среды, который действует в рамках министерства по вопросам окружающей среды. Во главе процесса устойчивого развития в ряде стран стоит центральное стратегическое агентство. Его деятельность включает целый ряд задач. Среди них — широкий и гибкий мандат по мониторингу этапов стратегического процесса 2 .

В США действуют два исполнительных органа по координации политики устойчивого развития. Это Департамент экологической политики, который занимается внутренними экологическими вопросами, а также Департамент по экологическим вопросам, который имеет дело с международными проблемами. Эти учреждения разрабатывают планы действий, а также занимаются межуправленческой координацией и работой с общественностью. Кроме этих органов, в США действует Агентство по защите окружающей среды, где функционирует группа стратегического планирования .

В Пакистане существует Институт политики по вопросам устойчивого развития, занимающийся в основном мониторингом и оценкой процесса устойчивого развития .

В некоторых странах уже одобрены и действуют законы о содействии устойчивому развитию. Система этого законодательства способствует реализации принципов устойчивого развития, имплементации соответствующих стратегий. Законы

1 Johannesburg 2002, Country Profiles Serves. Australia. UN. N.Y. 2002 (this official UN document provides information on the implementation of Agenda 21 by all UN member states).

2 Johannesburg 2002, Country Profiles Serves. Nepal. UN. N.Y. 2002 (this official UN docu-ment provides information on the implementation of Agenda 21 by all UN member states).

3 National Academy of Science. Our Common Journey: A Transition Towards Sustainability. —Wash. D.C. National Academy Press, 1999.

4 Johannesburg 2002, Country Profiles Serves. Nepal. ...работают на поощрение широкого признания необходимости стратегий устойчивого развития. Они устанавливают определенные правовые обязательства относительно указанных процессов, а также определяют необходимые структуры и их полномочия, функции, обязательства, отношения с другими органами.

Законодательство также провозглашает права и обязанности граждан в отношении устойчивого развития, включая и защиту окружающей среды. При всем своем разнообразии законы относительно устойчивого развития базируются на определенных основоположных принципах. К ним относятся: доктрина публичного доверия, принципы осторожности, сдержанности, равенства между разными поколениями, ответственности и т.д.

Принципиальное значение имплементации стратегий устойчивого развития имеет система критериев оценки сделанного . Эта система, находящаяся в постоянном процессе развития и усовершенствования, основана на так называемых индексах, указателях. С их помощью в принципе можно оценить качества окружающей среды, степень экономических и социальных обеспокоенностей в рамках устойчивого развития. Указанные индикаторы должны быть жизненно важными составляющими в имплементации и мониторинге стратегии устойчивого развития. Это, в сущности, ключевые орудия для устойчивого анализа. Индикаторы, которые уже были предложены, охватывают как секторальное развитие, так и использование экосистем, вплоть до общих индикаторов устойчивого развития. Наиболее достоверным в системе индикаторов является ВВП, который и в самом деле широко используется. Но нужно все же признать, что эта система с применением ВВП недостаточно служит целям поддержки природных факторов. Также она достаточно ограниченно принимает во внимание вклад окружающей среды в экономическое развитие. Как следствие, такой вариант может помешать имплементации устойчивого развития, особенно в странах, экономика которых существенно зависит от использования природных ресурсов. Все это говорит о необходимости применения системы индикаторов. Но в то же время нужно

1 Pearce, D.W. Blueprint 3: Measuring Sustainable Development. —London: Earthscan, 1994.иметь в виду, что избыточная целостность индикаторов создает трудности в самом их использовании. Очевидно, что нужны определенные принципы, по которым можно классифицировать указанные индикаторы. По нашему мнению, индикаторы могут рассматриваться по таким критериям:

• индикаторы, которыми измеряются окружающая среда и угрозы ей, должны измерять изменения в состоянии окружающей среды;

• индикаторы должны быть простыми и практичными, понятными для тех, кто принимает решение;

• индикаторы должны базироваться на данных, которые доступны в обычных источниках;

• индикаторы должны измерять прогресс в направлении достижения целей устойчивого развития в национальном контексте;

• развитие индикаторов будет требовать внимательного рассмотрения ряда методологических вопросов, касающихся качественных сторон процесса, как например деятельность соответствующих институций.

Измерение и анализ устойчивости дает возможность получить ответ на важные вопросы. Насколько надежной является экосистема? Как люди влияют на эту экосистему? Может ли благополучие справедливо разделить? Как указанные вопросы взаимосвязываются?

Ответы на указанные вопросы являются весьма важными для определения прогресса общества в отношении устойчивости, сильных и слабых сторон этого прогресса. Речь идет и о приоритетах, которые касаются стратегии устойчивого развития. Все это создает базу для мониторинга и оценки эффективности стратегии.

Выделим три важных аспекта измерения и анализа устойчивости. Это отчетность, оценка, не основанная на индикаторах, и оценка, основанная на индикаторах. Коренной вопрос, который нуждается в неотложном ответе, это — что такое индекс, индикатор? Возможны два варианта ответа. Первый: индикатор — это атрибут системы. Второй — это измеряемая часть системы. Да, здоровье не может быть индикатором: оно практически не может быть измерено непосредственно. А вот продолжительность человеческой жизни, уровень детской смертности или появление социальных болезней можно измерить прямо. Индикатор, которыйсостоит из нескольких частей, называется индексом. Примеры последнего — Индекс человеческого развития, Индекс качества воздуха .

Две подсистемы фигурируют в оценке и мониторинге: одна касается людей, другая — окружающей среды. Эти две системы должны трактоваться как уровни, одинаково значимые. И обе этих подсистемы должны отвечать на судьбоносный вопрос устойчивого развития, а именно: как достичь высокого уровня благополучия людей и благополучия экосистемы одновременно, в комплексе. Согласно подходу Комиссии ООН по устойчивому развитию экосистемы содержат четыре компонента: окружающую среду, экономику, общество и институции.

Признавая многоформатность устойчивого развития, нельзя не учитывать появление большого количества индикаторов. Это, конечно, создает существенные проблемы. Международный институт устойчивого развития (Канада) отмечает основную дилемму, согласно которой, с одной стороны — необходим всеобъемлющий подход, а с другой — простота и ясность системы измерения. Институт указывает на существование нескольких сотен индикаторов. Признавая их полезность для политиков, научных работников, институций, в то же время признает сложность, непрактичность оперирования избыточным числом индикаторов.

Таким образом, увеличение числа проектов с индикаторами встречается с двумя противодействующими вызовами 2 :

• увеличивается комплексность, сложность, широкомасштабность, и, следовательно, возникает вопрос, как управлять массивом данных, нужных для мониторинга;

• возникает требование простоты, ясности, практичности и эффективности.

Один из выходов из этой ситуации — это превращать (соединять) индикаторы в индексы. Это может способствовать получению ясной и понятной картины устойчивого развития, раскрыть взаимоотношения между экосистемами и основными компонентами, а также помочь получению и анализу критических сил и слабостей.

1 United Nation Development Programme (UNDP), Human development Report, New York. —N.Y., 1999.

2 International Institute for Sustainable Development. Canada.Среди численных вариантов поисков классификации индикаторов выделяют так называемую Панель устойчивости (Dashboard of Sustainability). Согласно ей индикаторы окружающей среды соединяются в индекс окружающей среды, экономические индикаторы — в экономический индекс, социальные индикаторы — в социальный индекс. Комиссия ООН по устойчивому развитию предложила соединить институционные индикаторы в институционный индекс .

Движение за определение оценок посредством индикаторов в последнее время активизировалось. Есть попытки охватить с помощью индикаторов всю гамму устойчивостей, учитывая ее комплексность. Но все же преимущество в этих поисках предоставляется индикаторам относительно человеческих аспектов или индикаторам относительно окружающей среды. Существенную и плодотворную работу относительно вышеупомянутого проводит ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) — где действует специальный проект — Стратегия мониторинга и оценки окружающей среды.

Мировой банк — публикует ежегодные доклады «Индикаторы мирового развития». Мировой банк оперирует свыше 800 индикаторами в 75 таблицах в 6 секциях. Таблицы дают представление о состоянии экономики в 148 странах.

ПРООН — готовит Доклады о человеческом развитии, начиная с 1990 года.

ОЭСР — программа по индикаторам существует, начиная с 1990 года.

Существует также система индикаторов, разрабатываемая Группой Доу Джонсона в отношении устойчивости.

Значительное внимание разработке систем индикаторных оценок уделяется в ряде стран:

США — действует Междепартаментская рабочая группа в отношении индикаторов устоявшегося развития.

Великобритания — активно работает Департамент по вопросам окружающей среды, продовольствия и сельских дел (набор ІSO индикаторов).

Финляндия — действует Институт окружающей среды.

1 United Nation System-Wide Earthwatch Indicators. Geneva, 2001.Канада — Международный институт устойчивого развития, результатом существенной работы которого стала разработка свыше 600 индикаторов.

Нужно отметить значительную популярность Индекса человеческого развития, введенного ПРООН . Он, как известно, определяется ВВП на душу населения, уровнем образования взрослых, продолжительностью человеческой жизни. При всей популярности указанной системы, она все же пока что не удовлетворяет потребности точного, взвешенного и объективного анализа. Она слишком проста, ее минимальный набор инструментов недостаточный, неполный. Кроме этого, ИЧР (индекс человеческого развития) используется для мониторинга изменений в человеческом развитии в краткосрочном измерении. Дело в том, что два компонента — продолжительность жизни и уровень образования взрослых — изменяются достаточно медленно. Следовательно, есть потребность в использовании других компонентов, которые сравнительно легко измеряются кратковременно (например — уровень занятости, процент населения, имеющего доступ к медицинским услугам и т.д.). Из этого следует, что не стоит придерживаться жестко трех компонентов ИЧР, а использовать и другие показатели, которые бы отображали проблемы и приоритеты разных стран. Для примера возьмем проблематику благосостояния. Здесь есть много важных вопросов (кого считать бедным, какие их приоритеты, традиционные и новые, которые способны эффективно отвечать на эти приоритеты). Речь идет также о новых вопросах — а в чем заключается политический контекст для благосостояния бедных, какие политические инструменты необходимо использовать, какими должны быть локальные институты.

В имплементации стратегий устойчивого развития значительная роль принадлежит эффективным инструментам. А это означает потребность внимательно и критически оценивать роль и место, эффективность этих инструментов. Однако активное участие разных заинтересованных групп и кругов, анализом, использование информационных систем, коммуникаций дело не ограничивается. Речь идет о законодательных и правовых инструментах. Это, в частности, и конституционные гарантии устойчи

1 United Nation Development Programme (UNDP). Human Development Index. UNDP Human Development Reports issued each year, include human developing indicators for 175 countries summarized in the Human Development Index.вого развития и его компонентов; законодательные акты, подзаконные акты и регулятивные стандарты — которые регулируют право собственности, производство, потребление, торговлю, ассоциации и корпорации; международные соглашения — конвенции, договоры об экономической, социальной и экологической деятельности. Правовые документы способны устанавливать необходимые лимиты, рамки и предусматривать соответствующие санкции для нарушителей .

Среди других инструментов имплементации фигурируют финансовые и рыночные. Здесь предусматриваются подходы, базированные на правах собственности, на ценах, субсидиях разного типа, мероприятиях, которые непосредственно влияют на развитие рынка. Безусловно, весьма существенная роль здесь принадлежит конкурентоспособности и инновациям.

В имплементационных процессах действуют также информационно-образовательные инструменты. Речь идет в первую очередь о доступности информации относительно наличия ресурсов, участников и их роли, проблемы устойчивости в ее научном выражении. Действует и такой инструмент этой же категории, как информация относительно становления производственного процесса, а также экологический и социальный аспекты товаров и услуг. Используются также исследования и пилотные и демонстрационные проекты относительно устойчивого развития.

И, наконец, в имплементационном процессе действуют институционные инструменты. Прежде всего, это возможности для обсуждения — форумы для диалога, а также партнерство и ассоциации. Важное место принадлежит системам управления окружающей средой. Используются и такие инструменты, как распределение ресурсов, служб и др. Существенно в этом смысле учитывать роль полной приватизации, децентрализации прав и ответственности, а также правила поведения корпораций и ассоциаций, разработанные в ООН и ОЭСР, контрактные соглашения, требования к системам менеджмента.

Все инструменты должны отвечать таким критериям, как эффективность, квалифицированность/профессиональность, административные способности, равенство, уровень разумного риска, надежность, инновационность.

1 Towards Indicators of Sustainability by Arthur Dohl at the Scope Scientific Workshop on Indicators of Sustainable Development. Wuppertol, 15-17. November, 1995.Указанные инструменты должны интегрироваться, они не должны противоречить друг другу, а согласовываться и сотрудничать. Возможно, что некоторые из инструментов могут оказаться малоэффективными или просто неэффективными. Но это только подчеркивает необходимость того, чтобы один инструмент мог дополнять другой. При имплементации национальной стратегии не достаточно отдельных инструментов, они должны действовать в наборе, в комбинации с другими инструментами.

Индикаторы устойчивого развития для того, чтобы хорошо выполнять свою функцию измерения должны соответствовать определенным критериям .

Во-первых, это системность. Это означает, что элементы индикаторов являются организованными настолько, чтобы сделать эффективным и достаточно надежным анализ ключевых составляющих систем, включая и отношения между подсистемами и основными компонентами процесса устойчивого развития. Деление системы на две подсистемы — человеческую и экосистемную — есть, бесспорно, предметом, где индикаторы имеют незаурядное значение. В свою очередь человеческая подсистема включает в себя главные группы обеспокоенности, а экосистема — основные элементы. Это деление облегчает использования индикаторов для анализа взаимоотношений между использованием ресурсов и состоянием элементов экосистемы (земля, водные ресурсы, воздух, биомногообразие).

Второй критерий индикаторов устойчивого развития — это иерархичность. Это означает, что составные части устойчивого развития не просто существуют, взаимодействуют, а они еще имеют соответствующую иерархию. Индикаторы помогают убедительно определять уровни составных элементов. Компоненты, которые находятся на том же уровне, являются в основном равными по объему, по масштабу. Многообразие Земли и качество Земли является практически одинаково важными. То же можно сказать о качестве почвы и качестве леса.

Системы индикаторов должны быть логичными. А это означает, что соответствующие уровни (верхние или нижние) формируют соответствующие средства и цели. Уровень внизу является средством достижения уровня сверху. Уровень сверху является завершением цели уровня внизу.

Схема 1. Система мониторинговых индикаторов

1 Beyond Delusion: Science and Policy Dialogue on Designing Effective Indicators of Sustainable Development, 6—9 May 1999. San Jose, Costa Rica.Схема 1. Система мониторинговых индикаторов

И, наконец, последний критерий системы индикаторов — коммуникабельность.

Она означает, что части системы и ее цели ясно определены и легко понятны, что является весьма важным для тех, кто принимает решение. Индикаторы способствуют такой коммуникабельности.

Серии принципов и критериев ограничиваются определенными индикаторными рамками. Именно такой серьезный характер индикаторов дает достаточно успешные результаты. Такие серии обслуживают отдельные секторы. Например — лесному менеджменту, сохранению лесных массивов соответствуют такие организационные механизмы, как Совет содействия лесным принципам и критериям.

В этой связи следует рассмотреть такие международные инициативы, как Монреальский проект сохранения лесов, Пан-Европейские критерии относительно устоявшегося менеджмента лесов, Международная организация тропической древесины в отношении устойчивого менеджмента природных лесов. При всей полезности таких подходов и систем критериев, ни одна из них не является полностью систематизированной, иерархической или логической. Каждая из рассмотренных серий индикаторов характеризуется отсутствием одного или нескольких критериев. А если так, то эти системы не способны дать четкую и надежную картину социальноэкономических и экологических условий в той или другой стране.Опыт показывает, что наиболее полезные рамки можно получить от методов, базированных на индикаторах оценки. Дело в том, что эти индикаторные оценки являются по сути межсекторальными и предназначаются для измерения главного — устойчивости. Здесь можно назвать такие системы, как Оценка благосостояния (2001 г.), Шкала устойчивостей, индикаторы устойчивого развития, выдвигающиеся Комиссией ООН по устойчивому развитию (2001 г.) и Принципы докладов об устойчивости для бизнеса и других организаций (Глобальная инициатива относительно докладов, 2000 г.) .

Выбор индикаторов — дело нелегкое, до сих пор не изучено досконально и к тому же дорогое. Следовательно, наиболее подходящим является выбор одного, но весомого индикатора высокого качества для каждого компонента субэлемента. Такой единый индикатор может выполнять миссию группы индикаторов.

Как выбирать такой индикатор? Начинать нужно с того, чтобы выбрать довольно репрезентативный и достаточно надежный индикатор для каждого компонента стратегии устойчивого развития. Поиски такого индикатора могут завершиться тем, что одного индикатора не хватит. А следовательно необходимо искать дополнительные индикаторы.

Избирая определенные индикаторы, несомненно, необходимо тщательно исследовать источники данных с тем, чтобы охватить достаточно большой информационный массив, чтобы не ошибиться в выборе. Если выявленных данных недостаточно для запланированного индикатора, то стоит определить один или несколько альтернативных индикаторов для которых имеются необходимы данные.

Вполне возможен при этом и такой вариант. Если нет достаточных данных для начального индикатора или даже для альтернативного, то нужно пытаться развивать избранную программу в отношении обеспечения данными или совсем исключить данный компонент из анализа.

Достаточно сложным в разработке критериев является вопрос о взаимоотношениях между индикаторами и индексами 2 . Оценка, трансформирующая индикаторы в индексы, может представить ос

1 Indicators of Sustainable Development: Framework and Methodologies Background Paper #3 for the 9 th Session of the Commission on Sustainable Development (contains the new set of 56 core indicators approved at the Commission on Sustainable Development in April 2001) UN. — N. Y., 2001.

2 Fourth International Workshop on Indicators of Sustainable Development Prague, 19

— 21 January, 1998.новные выводы достаточно оперативно, при условии, что есть четкая картина всей системы, а не только ее части. Кроме того, нужно определить ключевые отношения между подсистемами и между главными компонентами. Это облегчает анализ состояния процесса устойчивого развития. Оценка, которая базируется на индикаторах устойчивости и генерирует индексы, работает надежно, определяя приоритетные вопросы для национальной стратегии устойчивого развития. Такая оценка идет даже дальше. Она работает в контексте всей картины устойчивого развития и соответственно измеряет его с достаточной полнотой и точностью.

Стратегия устойчивого развития — это целая серия постоянно действующих механизмов или процессов, включающих согласованное видение участниками. Проблема в том, чтобы поддерживать эти механизмы и процессы и, что очень важно, их связи в контексте единого целого — стратегии устойчивого развития. Следующая схема дает определенное представление о тех механизмах и процессах. * Sustainable Development (устойчивое развитие)

Рис. 2. Система мониторинга устойчивого развития

Рис. 2. Система мониторинга устойчивого развития

Национальная стратегия устойчивого развития обязательно включает разные компонентные механизмы, которые должны по-стоянно анализироваться. Что предусматривает этот анализ? Прежде всего, это механизмы, которые уже способствуют НСУР, или являются кандидатами в механизмы. Конечно, нужно дать характеристику каждому механизму, в том числе его мандату, принципам, основным пользователям, ресурсам и т.д. Оценка, разумеется, должна включать не только количественные, но и качественные аспекты. Важной является характеристика правовых рамок для устойчивого развития, где действуют главные механизмы. Нельзя забывать и об анализе экономического контекста и условий. И, наконец, не последнее место должен занимать вопрос: как отдельные механизмы действуют вместе, насколько они подходят друг другу.

Отдельным и весьма важным является правовой режим устойчивого развития. В последнее время проблематике роли закона и правовых институций стали уделять больше внимания. Это является одновременно признанием особой роли государства в учреждении и реализации процессов устойчивого развития. Соответственно надлежащий анализ правовых рамок является важной составляющей оценки жизнеспособности и перспективности любой стратегии устойчивого развития .

Имплементационная деятельность должна результативно осуществляться в рамках основной национальной стратегии устойчивого развития. Эта стратегия исполняет роль своеобразного зонтика. А в рамках этой стратегии действуют отдельные секторальные стратегии, которые тоже способствуют имплементации. Идет речь, в частности, о стратегиях биомногообразия, экологического образования, климатических изменений, народонаселения и т.д. То есть здесь возможна целая большая семья разных тематических (секторальных) стратегий, которые сотрудничают с общей национальной стратегией. Эти отношения в случае их взаимодействия предоставляют дополнительную возможность способствовать имплементации национальной стратегии устойчивого развития.

При разработке национальной стратегии устойчивого развития необходимо учитывать опыт существования так называемых секторальных стратегий. Очевидно, наиболее пригодной и верной в этом отношении является «Стратегическая оценка окру


< Попередня  Змiст  Наступна >
Iншi роздiли:
Частина 1. 2.5. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И МАРКЕТИНГА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 2. 2.5. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И МАРКЕТИНГА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 3. 2.5. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И МАРКЕТИНГА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
2.6. НЕКОТОРЫЕ НОВЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 1. 2.7. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, МАРКЕТИНГ И МОНИТОРИНГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Дисциплiни

Медичний довідник новиниКулінарний довідникАнглійська моваБанківська справаБухгалтерський облікЕкономікаМікроекономікаМакроекономікаЕтика та естетикаІнформатикаІсторіяМаркетингМенеджментПолітологіяПравоСтатистикаФілософіяФінанси

Бібліотека підручників та статтей Posibniki (2022)