Posibniki.com.ua Економіка Глобальное устойчивое развитие Частина 1. 2.2. ЭТАПЫ МАРКЕТИНГА И ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


< Попередня  Змiст  Наступна >

Частина 1. 2.2. ЭТАПЫ МАРКЕТИНГА И ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


Оценивая национальную стратегию устойчивого развития, нужно определить, из каких компонентных механизмов состоит стратегия устойчивого развития и как их анализировать.

Прежде всего, это коммуникационность и осведомленность в вопросах устойчивого развития. Принципиально важным является максимальное и необходимое участие общественности (ее различных слоев) во всех обсуждениях, которые посвящаются устойчивому развитию. И, конечно же, участие не только в планировании стратегии, но и в ее имплементации. Неотъемлемой частью всей деятельности в отношении содействия устойчивому развитию является оценка и анализ с самого начала и до конца.

Устойчивое развитие немыслимо без консенсуса между участниками, без урегулирования противоречий, не говоря уже о конфликтных ситуациях. Это должен быть открытый, демократический и цивилизованный процесс, в ходе которого достигается национальное согласие в вопросах устоявшегося развития, его содержания, характера и механизмов. В ходе этой деятельности, естественно, необходимо согласовать приоритетные цели, выделить основные проблемы и обеспокоенности, финансирование. Процесс планирования устойчивого развития не может обойтись без надежной координации деятельности всех действующих механизмов.

И, наконец, судьбоносной была, есть, и остается проблема мониторинга, отслеживание процесса устойчивого развития, его оценка.

Определив указанные компоненты, можно приступать непосредственно к стратегическому планированию, а точнее, к составлению национальной стратегии устойчивого развития. Это нелегкая, комплексная, новаторская работа. Продвижение впе-ред, по пути формирования стратегии требует квалифицированного подхода, выдержки, умения, терпения, готовности к компромиссам, настойчивому желанию достичь поставленных целей. Всю эту деятельность необходимо четко спланировать для выделения определенных логических этапов.

Этап первый — предусматривает идентификацию необходимых компонентов легальных правовых рамок, в которых эти компоненты должны действовать.

Следовательно, нужно, прежде всего, определить правовое поле, где вы собираетесь действовать, где будет действовать ваша стратегия устойчивого развития . При этом необходимо иметь в виду, что секторальное законодательство не может восприниматься изолированно от других как секторных, так и общих законов, включая, обычно, и конституцию, и законы в области инвестиций, транспорта, кредита, компаний и ассоциаций, окружающей среды, землепользования и т.д. Следовательно, начинать формировать стратегию нужно из законодательства, права. Правовое обеспечение устойчивого развития — первоочередное задание.

Этап второй — это анализ сущности законов. Коренной вопрос здесь заключается в выяснении того, насколько законы, о которых идет речь в первом этапе, будут стимулировать, поощрять или наоборот препятствовать соответствующим действиям, на которые сфокусирована национальная стратегия устойчивого развития.

Здесь возникает много существенных вопросов: не является ли данный закон слишком регулятивным, сдерживающим? Предоставляет ли он стратегии, благоприятные для окружающей среды? Является ли мандат разных участников процесса ясным, координированным, достаточным для содействия устойчивому развитию? Не затрудняет ли закон дело формирования соответствующих организаций участников? Создает ли закон достаточные правовые рамки для механизмов устойчивого развития?

Этап третий — как, насколько эффективно действует данный закон? Достаточна ли политическая воля для содействия или выполнения закона? Есть ли достаточное понимание закона со сто

1 Cameron, Wersman and Roderick. Improving compliance with international environ-mental law. — London, UK: Earthscan. 1996. Campiglio. The environment after Rio: International Law and economics. — Boston: Kluwer Publishers, 1994.роны участников процесса? Достаточно ли сильными являются юридические учреждения, которые должны обеспечивать эффективное действие законов?

Очень важным вопросом являются качество, эффективность, результативность стратегии. Это, конечно, зависит от многих существенных факторов. Прежде всего, речь идет о политических и институционных условиях, в которых действует данная стратегия. Многое зависит, вероятно, от того, каковы приоритеты нынешнего и предыдущего правительств, какие ключевые политические акции (стратегии, инициативы) были внедрены в практику. Важно, какими являются исторические, политические и административные контексты, в которых осуществлялись предыдущие стратегии развития. Успех стратегии устойчивого развития невозможен без наличия политических обязательств, которые взяли на себя участники процесса, по отношению к целям, процессам, планам, бюджетным обеспечениям.

На ком лежит ответственность за построение стратегий, их мониторинг и имплементацию — это тоже один из важных вопросов, который нужно решить, приступая к работе над стратегией устойчивого развития. С этим связан и вопрос о том, имеют ли соответствующие институции — участники процесса достаточно прав, полномочий, материального обеспечения.

Успешный процесс устойчивого развития и его стратегии требует эффективной координации между различными стратегическими инициативами или планами действий, между региональными институциями и центром, между институциями и донорами. Вопрос координации должен распространяться на отношения национальных, региональных и локальных стратегий. Как они сотрудничают?

Участники процесса должны уделять значительное внимание вопросу, является ли достаточным понимание положения вещей с ресурсами, финансовым обеспечением. Является ли достаточным анализ состояния главных секторов и систем? Насколько полно используются уже сделанные исследования бедности и окружающей среды?

Коренным вопросом является, бесспорно, качество участия в данном процессе правительства, бизнеса, гражданского общества. Насколько они способны скоординированно действовать для содействия имплементации национальной стратегии устойчивогоразвития. От этого зависит, естественно, и качество политики и планов, и эффективность.

От эффективности взаимодействия правительства, бизнеса и гражданского общества зависит профессиональное, разумное определение приоритетов в экономическом, экологическом и социальном измерениях. От взаимодействия указанной триады зависит первичная, начальная (тактическая) имплементация перспективных инициатив, которые будут способствовать поддержке стратегического процесса.

Процесс реализации национальной стратегии устойчивого развития должен непременно сопровождаться эффективным регулированием и поощряющими мероприятиями. Речь здесь идет о фискальных и регулятивных мероприятиях, которые должны способствовать интернационализации социальных и экономических расходов, для того, чтобы компенсировать рыночные провалы и открыть двери для перспективных инвестиций. Естественно, эти необходимые меры необходимо эффективно мониторить и внедрять в правительственную политику и политику частного сектора .

Реализацию национальной стратегии устойчивого развития необходимо с самого начала эффективно измерять и оценивать. Важно знать, какое влияние оказывает данный процесс на экономическое, социальное и экологическое положение данной страны — позитивное или негативное, и в какой мере. Здесь сразу нужно определить, было ли сохранено, по меньшей мере, экологическое состояние, было ли сохранено биомногообразие. Насколько эффективной оказалась экономическая политика? Уменьшились ли бедность и неравенство? Улучшилось ли состояние здравоохранения? Что происходит с культурой? Улучшается ли качество жизни?

Все вышеуказанное говорит о необходимости взвешенной идентификации главных тенденций, которые, вероятно, влияют на устойчивость. Конечно это предусматривает глубокий и всесторонний анализ в первую очередь экономического аспекта устойчивого развития, потому что именно он создает финансовую базу.

До сих пор мы говорили о деятельности участников стратегического процесса в отношении принципиальных политических договоренностей о содержании, характере, общей направленно

1 Jeanrenaud С. Environmental policy between regulation and market.

— Basel: Biruhau-ser Velag, 1997.сти будущей стратегии устойчивого развития. Сейчас возникает естественный вопрос: а что делать потом? Какими должны быть следующие действия? Какими должны быть конкретные договоренности относительно путей последующего движения вперед и как их достичь? Конечно, здесь не может быть каких-то жестких правил и установок. Возможным может быть этап обсуждения в небольшой правительственной группе. Кому-то нужно брать на себя ведущую роль лидера и первоначальную ответственность. Впоследствии круг участников расширяется за счет представителей гражданского общества. Он должен постоянно и полно информироваться о подготовке стратегии и, в частности, о конкретных шагах правительства в этом направлении.

Уже на этом начальном этапе принципиально важным является вопрос финансирования указанной деятельности и другая материальная поддержка. В некоторых странах (особенно развивающихся) неудача в разработке стратегии происходит именно из-за отсутствия или недостаточности финансирования . Неудачи также случаются, когда стратегией устойчивого развития интересуется всего одно министерство (как правило, защиты окружающей среды), а другие правительственные институции не уделяют этому важному делу надлежащего внимания. Следовательно, нужна финансовая и другая поддержка указанной деятельности не от отдельных министерств (департаментов), а от правительства в целом. Такая ситуация наблюдалась в таких странах, как Кения, Нигерия, Зимбабве, Эфиопия и других, когда они начинали работу над своими национальными стратегиями сохранения (консервации). Эта картина характерна и для таких транзитивных стран, как Украина и Россия.

К указанным трудностям нужно добавить практически полное отсутствие опыта, умения, квалификации. Именно поэтому на этом начальном этапе стратегического планирования так необходима техническая помощь со стороны международных институций. Правительственные факторы после принятия принципиальных решений относительно стратегии, прежде всего, должны обеспечить необходимое — сотрудничество между донорами и национальными агентствами в вопросах получения и использования технической помощи.

1 Schmidheiny, Zorraquin. Financing change: The financial community, eco-efficiency and sustainable development. — Cambridge, MA: Mit Press,1996.На начальной стадии планирования необходимо решить проблему взаимоотношений между разными стратегиями развития, которые осуществляет данное государство. Это взаимодействие тем более необходимо, если учесть, что разные стратегии могут характеризоваться одними и теми же проблемами .

Любые стратегии являются циклическим процессом, который включает определенные элементы, такие как сбор информации и ее анализ, формирование политики и плана необходимых действий, имплементация, мониторинг, ревизия и адаптация. Конечно, эти элементы могут группироваться поразному с точки зрения приоритетов. Но при всем этом никоим образом нельзя забывать, что участие разных кругов и коммуникации между ними являются своеобразными движущими силами на всех этапах данного процесса. Во всех стратегиях начальная стадия включает более-менее одинаковые элементы

— сбор информации и ее анализ, формирование политики, планирование конкретных действий, подготовка документации. А такое сходство стратегий уже на начальной фазе создает хорошие предпосылки для последующего сотрудничества, взаимодействия. Что же касается таких элементов, как создание возможностей, имплементация, мониторинг, оценка, — то все эти составляющие сосредоточиваются в основном в имплементационной фазе любой стратегии. Следовательно, и эта фаза является перспективной с точки зрения если не координации, то хотя бы сближения разных стратегий.

При всем этом нужно также принимать во внимание, что в процессе формулировки разных элементов в разных стратегиях возникают и определенные существенные опасности.

Во-первых, делается избыточный акцент на подготовку стратегического документа. При этом кое-где не учитываются возможности, которые предусматриваются данным документом, — допускаются излишне оптимистичные оценки, намеченное оказывается несколько оторванным от существующих реалий.

Во-вторых, допускается подход, при котором стратегии рассматриваются не как что-то циклическое, а линейное. Мол, цикличность не способствует регулярному мониторингу и ревизии

1 Dalal — Clayton, Bass. National Strategies for Sustainable Development: A Guide to Key Issues and Methods for Analysis. A Prompt for Status Review and Dialogue. IIED. — London, 2000.(адаптации) стратегии. Это порочный подход, цикличность никак не завершает, а предусматривает фазу мониторинга.

В-третьих, указанный линейный подход препятствует, в сущности, реализации важной возможности сосредоточиться на таких элементах процесса, которые будут иметь наибольший стратегический эффект в определенный отрезок времени .

Стратегия развития не может являть собой определенную линию или набор линий. Она должна быть скорее спиралью относительно достижения конечной цели. При всех этих аспектах проблемы в вопросах стратегии развития не следует забывать об отсутствии единственного подхода к управлению процессом. Нужно всегда быть прагматичными, настроенными на постоянное усовершенствование процесса устойчивого развития.

Стратегия развития является комплексным делом. На ней сосредоточиваются достаточно разные интересы разных политических сил. А это требует очень трудной, но очень нужной деятельности по согласованию этих разных интересов, их сближению, достижению взаимопонимания, компромисса. Стратегия устойчивого развития, чтобы быть успешной, должна учитывать коренные, действительно судьбоносные вопросы. Бесспорно, что самыми приоритетными здесь являются улучшение благосостояния людей и экосистем, достижение экономических целей. Этому должны способствовать подготовка и использование благоприятных политических рамок, а также специфических подходов межсекторальной и секторальной политики. Эти рамки необходимы для налаживания связи стратегического курса устойчивого развития с другими компонентами правительственной политики. Конечно, при планировании базовых элементов необходимо конкретно и наглядно определить те действия, которые обеспечат преобразование политики в конкретные действия.

Конечно, стратегия устойчивого развития может включать в себя многообразную структуру, подходы, механизмы. Однако, здесь всегда есть общее, присущее каждой стратегии. Очевидно, нужно определить актуальные проблемы, которые должны разрешаться с помощью стратегии. Стратегия должна содержать точный и объективный анализ указанных проблем. Естественно, в любой стратегии необходимо определить поставленные цели.

1 Hagen. A Guide for Countries Preparing National Strategic and Action Plans. UNDP. — N.Y., 2000.Как уже упоминалось, есть потребность и в формировании рамочной политики. И, в конце концов, весьма важными являются план конкретных акций, направленных на имплементацию стратегии, и план корректирующих действий.

Подготовительная работа в отношении стратегии не должна слишком затягиваться, потому что тогда политика и планы будут отставать от актуальных потребностей настоящего. Вот почему так важно уже на начальном этапе четко определить только некоторые неотложные вопросы, которые можно решить достаточно успешно.

Нельзя нарушать комплексность стратегии устойчивого развития. Опыт свидетельствует, что стратегии на практике иногда выступают, как что-то селективное. В некоторых стратегиях, например, обходят важную и актуальную проблему биомногообразия. В других — недооцениваются вопросы экологии. В то же время стратегии сохранения (консервации), акцентируя основное внимание на окружающей среде и ресурсах, недооценивают очень важные социальные вопросы и вопросы здравоохранения.

Случается, стратегии готовятся настолько комплексными, широкомасштабными, что указанный подход становится слишком перегруженным и, следовательно, нереалистичным. Это приводит к необходимости переработки стратегии уже в процессе ее реализации. Такой нежелательный опыт имел место с национальной стратегией сохранения в Пакистане и национальным планом экологической политики Нидерландов .

Нельзя игнорировать и то, что вышеупомянутые недостатки приводят к ослаблению или потере политической поддержки со стороны общественности той или другой страны. Следовательно, руководящие учреждения должны своевременно позаботиться о достижении согласия участников относительно объема стратегии, ее содержания и приоритетных проблем, включая благосостояние людей и сохранение экосистем.

Интересным в этом отношении является опыт Нидерландов с их Планом экологической политики, который направлен на достижение устойчивого развития в течение одного поколения. План этот не сосредоточивается на благосостоянии людей и безопас

1 Banuni, Khan. Environmental Strategy Background Report. Islamabad. Pokistan.2000. AiDEnvironment Strategic Environmental Analysis. A New Planning for Sustainable Devel-opment. — Amsterdam, 1997.ности экосистем непосредственно, а вместо этого делает ударение на взаимодействие «люди — экосистемы». План содержит так называемые целевые группы (сельское хозяйство, транспорт, химия, газ, электричество, строительная индустрия, поставщики и потребители, защитники окружающей среды, профсоюзы, исследовательские центры и т.д.). Каждую группу ведет соответствующий отдельный генеральный комитет. Но вся работа над стратегией устойчивого развития фактически начинается со сбора необходимой информации.

Для начала содержательной дискуссии относительно характера и содержания стратегии устойчивого развития необходимо подготовить какой-то начальный базовый документ. Именно он будет стимулировать обсуждение, в ходе которого очень необходимо определить — четко и полно — цели будущей стратегии. С самого начала участники процесса должны иметь понимание о комплексности, сложности и новизне проблемы. Многое здесь зависит от широты и полноты участия в данном процессе всех возможных его участников.

Необходимую начальную информацию собирает и потом представляет правительство. После этого должен непременно происходить анализ всей информации, на основе которой определяются изменения в ситуации, которые будет учитывать стратегия. Одна из первоочередных проблем — как работать вместе, учитывая неодинаковые подходы разных участников, как преодолеть разногласия.

Возможными объектами анализа могут, на наш взгляд, быть тенденции в потоках ресурсов и экосистемах, количественные и качественные стороны этого процесса, вопросы собственности, менеджмента, экологические лимиты, ограничения в отношении использования ресурсов. Должен быть дан ответ на вопрос: какие политические и экономические силы лежат в основе использования ресурсов?

Конечно, в связи с вышеуказанным возникает необходимость идентифицировать отношения разных слоев населения к этой политике. Понятно, что разные группы населения требуют разную ресурсную базу. Здесь важно проанализировать взаимоотношения между экологической и ресурсной базами, демографическими показателями, доходами, состоянием здравоохранения, эффективностью социальных служб. Естественно, это достаточно сложное задание, но его нужно плодотворно разрешать и притомна начальном этапе. Эта задача еще более осложняется тем, что анализ и изучение разных этапов и уровней использования ресурсов и экосистем должен осуществляться в каждом секторе (сельское хозяйство, лесоводство, поселения людей, рыбная ловля, энергетика, транспорт, промышленность, туризм и т.д.).

Конечно, значительное внимание непременно должно быть уделено межсекторному анализу. Здесь мы подходим к самой сердцевине идеи устойчивого развития — интеграционности, взаимодействия, взаимоотношений между разными процессами, которые создают широкую комплексную палитру устойчивого развития. Важным аспектом тут является оценка устойчивого использования ресурсов и экосистем, прежде всего, каждым сектором отдельно и во взаимодействии секторов .

Участники процесса составления стратегий устойчивого развития с самого начала должны иметь достоверное представление о препятствиях, трудностях, проблемах, которые стоят на этом пути. Кроме этого, нужно наметить те меры, механизмы, которые помогут преодолеть указанные препятствия, а именно: что нужно изменить в политике, в самом плановом процессе, какими должны быть усовершенствования институционных механизмов в законодательстве, образовании, технологиях, инновациях, финансировании, мониторинге, в системе менеджмента.

Начальный этап работы над стратегией устойчивого развития включает анализ и выбор среди разных сценариев наиболее перспективного. Стратегия, чтобы быть успешной, должна сосредоточиваться на определении сравнительно конкретных и реальных целей. Конечная цель стратегии — это, конечно, устойчивое развитие. Но ее специфические цели должны быть несколько ограниченными и досягаемыми. На начальном этапе цели могут быть временными, и заключительная цель может существенно отличаться от начальных.

Определение целей и анализ проблем, вероятно, происходят вместе, одновременно. Цели необходимо определить таким образом, чтобы их мог поддержать широкий круг участников. И в то же время, чтобы обеспечить их выполнение. Чем более масштабной является стратегия, тем более полной должна быть система информации. Как правило, стратегия включает в себя информа

1 Reid, D. Sustainable Development: An introductory guide. — London, UK: Earthscan Publication, Ltd., 1995.ционную систему устойчивого развития. Кроме этого, и правительство должно создать специальные информационные структуры. Целые стратегии определяются как долговременные (20 лет и больше), средней продолжительности (до 10 лет), и краткосрочные ( до 5 лет).

Стратегические цели включают такие компоненты, как проблемы учебы, образования и коммуникаций, законодательство, институции, экономические инструменты и рыночная политика, программы развития, плановые системы и процедуры, человеческие и финансовые ресурсы, технология и инновации, системы мониторинга и оценки.

При этом очевидно, что стратегическая политика относительно устойчивого развития должна согласовываться с другими направлениями правительственной деятельности. Секторальная политика должна подчиняться общей политике устойчивого развития. Очевидно, бюджетные планы нужно составлять так, чтобы деятельность в сфере устойчивого развития была бы приоритетной. Эта стратегия, конечно, должна координироваться с другими стратегиями национального и регионального характера. Указанная деятельность должна проводиться таким образом, чтобы эффективно использовать надежную систему индикаторов, которые, собственно, и дают возможность получить точную картину сделанного.

Важным также является вопрос о необходимости специальных планов действий. Они могут быть компонентами общей стратегии устойчивого развития. Но существует опыт ряда стран, где планы действий работают отдельно. Это, в частности, касается планов национальной консервации в некоторых странах Азии и

Африки .

При всем разнообразии вариантов планы действий имеют одну общую генеральную цель — способствовать эффективной имплементации стратегии устойчивого развития. Остановимся на планах действий отдельно, учитывая их существенную значимость. Прежде всего, при разработке плана действий необходимо принимать во внимание то, что его концепция, в сущности, предусматривает определенный процесс, где основные компоненты являются длительными и повторяются. Кроме того, план дейст

1 Agyeman, Bullard and Evans (eds.) Just sustainabilities: development in an unequal world. — Cambridge, MA: MIT Press, 2003.вий должен изменяться со временем в соответствии с приобретенным опытом и реальной ситуацией в той или другой стране.

Понятно, что те деятели, которые отвечают за имплементацию, должны включаться в число тех, кто готовит план действий. Особенно речь идет о тех правительственных чиновниках, от которых зависит финансовое обеспечение имплементации. Конечно, участие структур власти в указанной деятельности должно быть ключевым — возможно с помощью специального секретариата или агентства. Именно последний орган должен разрабатывать межсекторальный план. Это никоим образом не означает уменьшения роли в этой деятельности как бизнеса, так и гражданского общества. Такая триада — правительство, бизнес и гражданское общество — с одной стороны облегчает дело устойчивого развития, а со второй — кое-что может и осложнить, учитывая разные интересы участников и, соответственно, разные их позиции. В этих условиях важно ответить на вопрос: а как разные элементы плана действий соотносятся друг с другом, как они могли бы взаимодействовать или, по крайней мере, не противодействовать друг другу.

Что же конкретно должен предусмотреть план действий? Прежде всего — это изменения в политике развития, изложенной в национальных и региональных планах. В первую очередь речь идет об интеграции экономических, социальных и экологических компонентов. Здесь предусматривается и специфическая интеграция — экологических и социальных подходов. В то же время план действий предусматривает реформы в экономической политике, распределение ресурсов, защиту прав собственности, секторальную политику, менеджмент природных ресурсов и т.д. План действий также содержит мероприятия укрепления экономических инструментов. Речь идет также о соответствующем законодательстве, которое бы эффективно содействовало устойчивому развитию. И, наконец, план действий предусматривает необходимые институционные реформы. Речь идет о создании новых или усовершенствовании действующих политических, экономических и социальных институтов и налаживании надежных связей между ними с единственной кардинальной целью — содействие устойчивому развитию .

1 Arestis, Baddeley and McCombie (eds), Globalization, regionalism and economic activity.

— Cheltenham, UK. MA: Edward Elger. 2003.Следовательно, при подготовке плана действий необходимы их инвентаризация, системность и разделение на категории. Это предусматривает учет политических, законодательных, институционных и организационных изменений, что предусматривает новые межсекторальные пути и методы принятия решений. Нельзя забывать и о таких аспектах, как создание новых инструментов и механизмов. Конечно, указанный процесс должен предусмотреть перспективу многообразных нововведений и инноваций, специфических новых программ и проектов.

Следовательно, план действий стимулирует необходимые инновации в принятии решений, новые административные функции и институционные реформы. При планировании стратегии устойчивого развития нужно обязательно учитывать, что они должны быть построены на собственности и участии. Речь идет о динамическом и сложном процессе достижения общественного консенсуса. Это требует времени (иногда значительного), институционных изменений. Они предусматривают требования к плановым и к конкретным возможностям что-либо решать всех участников. Необходимым является и минимум относительно уровня демократически-плюралистических структур, легитимизация .

Роль сотрудничества в процессе развития весьма значима. Это, в частности, предусматривает, что НСУР должны признаваться как стратегический и активный процесс, который охватывает анализ, демократическое обсуждение, возможности развития, планирование и действия. Развивающиеся страны и донорские агентства должны сосредоточить больше внимания на разработке НСУР, чем на подготовке планов действий. Нужно признать сложность процессов НСУР и убедиться, что инвестиции в производство соответствующим образом сбалансированы. Опыт реальной жизни свидетельствует, что именно экологические измерения имеют наибольший вес и влияние. И в то же время межсекторальный и проблемный подход (когда адресуются вопросам энергетики, транспорту, населению, сельского хозяйства) опять возвращает экономику, государство и общество к экологическим принципам 2 .

1 Hill. National Sustainability Strategies: A Guide to Drafting and Ensuring Participation, The Green Alliance.

—London, 1996

2 Harris, Goodwin (eds). New thinking in macroeconomics: social, institutional an environmental perspective. — Cheltenham, UK, MA: Edward Elgar, 2003.Опыт стратегического планирования свидетельствует о:

• предоставлении возможностей (секторальный экологический план versus всеобъемлющая стратегия устойчивого развития);

• широком анализе (проблемы, генераторы), долговременные тенденции, перспективы, риски;

• долгосрочных целях (качества, и целевые идеи), индикаторы, временные рамки;

• стратегии реформ и проектов изменений (государство и частные секторы);

• мобилизации финансовых ресурсов;

• имплементационных возможностях;

• изменении, ревизии, коррекции планов и стратегий.

Во многих странах экономические и экологические стратегии не являются интегрированными, каждая стратегия действует отдельно, обособленно, в разные времена, а иногда параллельно друг с другом. При планировании развития и принятии решений часто недооценивается экологическая обеспокоенность. Экологические стратегии кое-где реализуются без надлежащего внимания и учета существующих процедур. Случается и такое, что некоторые стратегии не координируются с существующими секторными планами .

Следовательно, с какими стратегиями мы имеем дело в разных странах мира? Много стратегий, которые регистрируются правительствами и международными институциями, действуют в разных контекстах. Прежде всего — это экологические обеспокоенности и их интеграция в процесс развития. Это касается стратегии национального сохранения (консервации) — ее отношений с экономическим и социальным окружением. Отличают стратегии многосекторальные и секторальные или тематические.


< Попередня  Змiст  Наступна >
Iншi роздiли:
Частина 1. 2.3. УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 2. 2.3. УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 1. 2.4. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 2. 2.4. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 1. 2.5. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И МАРКЕТИНГА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Дисциплiни

Медичний довідник новиниКулінарний довідникАнглійська моваБанківська справаБухгалтерський облікЕкономікаМікроекономікаМакроекономікаЕтика та естетикаІнформатикаІсторіяМаркетингМенеджментПолітологіяПравоСтатистикаФілософіяФінанси

Бібліотека підручників та статтей Posibniki (2022)