Posibniki.com.ua Економіка Глобальное устойчивое развитие Частина 1. 2.3. УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


< Попередня  Змiст  Наступна >

Частина 1. 2.3. УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


Существует настоящий и значительный консенсус относительно необходимости и перспективности широкого участия разных общественных, бизнесовых, государственных и научных кругов общества в содействии процессам устойчивого развития, включая и национальные стратегии. И это естественно. Рассмат-ривая участие как материю социальной жизни, люди всегда принимали участие в разных планах выживания, в развитии своего собственного будущего. Это участие осуществляется различными путями и методами, включая различные общественные, неправительственные организации и объединения, демократические инициативы, другие процедуры. Все это должно способствовать определению и определенному оформлению коллективных потребностей, заинтересованностей, интересов с тем, чтобы их эффективно вовлекать в решение сложных проблем национального развития, включая урегулирование конфликтных ситуаций, участие в составлении и реализации национальных стратегий.

Следовательно, что же такое участие? Согласно определению Мирового банка — это «процесс, с помощью которого владельцы акций влияют на контроль над инициативами относительно развития, а также на решения и ресурсы, отражающиеся на этих процессах» . Очевидно, что Мировой банк имеет в виду под понятием «владельцы акций» немногим более широкое, объемное, что-то на подобие активных граждан, которые заботятся о процессах национального развития и имеют определенные возможности влиять на эти процессы. Есть и другие подобные определения участников процесса развития. Исходя из того, что термин «участие» употребляется разными людьми, которые могут вкладывать туда достаточно разное значение. В определенном смысле можно говорить о таких типах участия:

Манипулятивное участие — что-то формальное, искусственное, недееспособное; когда хотят создать видимость, не заботясь о реальном содержании, целях, перспективах;

Пассивное участие — люди принимают участие без особенной собственной активности относительно замысла и его реализации; кто-то, где-то «сверху» принял решение, а массы пассивно его выполняют;

Участие консультативное — люди собираются, чтобы получить консультации, ответы на свои вопросы, проявляют заинтересованность;

Участие ради материальных выгод — людей собирают с помощью обещаний денег, продуктов, других материальных выгод; прекращаются выгоды — прекращается участие;

1 World Bank, Assessing globalization.

—Wash.D.C.: World Bank, PREM Economic Policy Group and Development Economics Group, 2000.• Функциональное участие — инициаторами используются, как правило, внешние факторы, чтобы достичь определенных предложенных целей;

Взаимодействующее участие — предусматривает общие действия ряда участников — общий анализ, разработка планов, формирования и объединения локальных общественных групп и институций;

Самомобилизационное участие — люди проявляют инициативу и активность с самого начала и в течение всего процесса, независимо от любых внешних факторов .

Как известно, глобальный документ «Повестка дня — ХХІ» предусматривает максимально возможное участие всех слоев населения в процессах развития. Но опыт свидетельствует, что это весьма нелегкий процесс — при всей важности и необходимости того, что касается национальной стратегии устойчивого развития. Последние годы знаменуются распространением такой формы участия, как партнерство правительств, бизнеса, общественности, научных кругов.

Важность участия, партнерства особенно проявляется на начальном этапе, когда разрабатывается национальная стратегия устойчивого развития, разные планы действий. Но роль партнерства — участия уменьшается, когда выработанные стратегии утверждаются. Дальнейшие решения пока еще в основном принимаются властью или общественными форумами, которые управляются властью. И такое положение, очевидно, сохранится надолго.

В промышленно развитых странах правительственные структуры следуют тому, что Уокер и Даниелс называют «три и» — inform (информируй), invite (приглашай), ignore (игнорируй). В этом специфика государственно-бюрократического менеджмента.

Это, конечно, говорит не в пользу демократизации, транспарентности процессов развития. Однако, такая ситуация со временем меняется в интересах общественности, бизнеса и научных кругов. И об этом свидетельствует важные международные форумы по проблемам развития, которые состоялись в последнее время. Особенно это касается Всемирного глобального саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге. Там участие непра

1 Murphy and Bendell. In the company of partners. —Bristol. UK: The Policy Press, 1997.вительственных структур было максимально возможным до такой степени, что можно говорить о фактически параллельном общественном форуме по вопросам устойчивого развития. Особенная активность общественных кругов на указанных форумах была проявлена представителями развивающихся стран. В то же время в этих странах наблюдается несогласованность между политикой и деятельностью доноров и существующими реалиями.

Исследование 230 сельских институций в отношении развития, где работают около 30000 сотрудников в 41 стране Африки, констатировало, что для местных жителей участие–партнерство означает простое участие в дискуссиях или предоставление информации представителями агентств, которые озабочены проблемами развития. В большинстве странах правительства и неправительственные институции мало беспокоятся об активизации общественных кругов, гражданского общества. Немало есть примеров и большего — когда правительственные структуры препятствуют деятельности общественных институций по вопросам устойчивого развития .

Другое исследование 121 проекта по водоснабжению в 49 странах Африки и Латинской Америки пришло к выводу, что участие было наиболее важным фактором, который способствовал эффективному выполнению проекта и перспективному развитию водных систем. При этом наилучший результат достигнут там, где люди были участниками всех стадий проектов, включая и принятие решений.

Дилемма властей заключается в том, что они и требуют — иначе развитие не будет устойчивым, и в то же время боятся участия общественности, так как активное участие общества может стать менее контролируемым, менее предполагаемым и потому опасным. Активная демократизация процесса развития может означать вызов самой власти, распределению ресурсов по-новому. Следовательно, власть ищет менее значительные реформы, такие, которые бы не задевали ее эгоистичные интересы. Это, конечно, весьма негативно отражается и на темпах, и на характере, и на содержании реформ. Бюрократия и авторитаризм создают формально-декоративные национальные стратегии устойчивого развития, которые никогда не выполняются. Типичным примером

1 UN DESA, Report of an Expert Forum on National Strategies for Sustainable Develop-ment, meeting held in Accra, Ghana, 7-9 November 2001. UN. N.Y., 2002.является декларируемая в Йоханнесбурге Национальная стратегия устойчивого развития, которая остается большой по объему формальной программой.

Некоторые исследователи не без оснований считают, что будет наивным ожидать от правительств уменьшения своих властных полномочий в процессах развития. Другое дело, когда о себе дает знать влиятельное и устойчивое гражданское общество. Следовательно, очевидно, что правительства, власть должны существенно отработать свою ведущую роль в создании и реализации национальных стратегий устойчивого развития. В конце концов, при всяких других вариантах, основная миссия правительств, чтобы быть действительно успешной, — способствовать открытой и демократической «окружающей среде», максимально благоприятной для устойчивого развития. Это означает обеспечить участие — равноправное и активное — и бизнеса, и гражданского общества, и научных центров. Обеспечить им участие во всех стратегических заданиях на всех этапах устойчивого развития, и оказывать поддержку всем и везде, где она только нужна и ожидаема.

Конечно, очень важным в процессе стратегического развития является достижение консенсуса по всем элементам национальной стратегии. Нельзя при этом забывать, что устойчивое развитие является очень комплексным, сложным процессом, оно приобретает разные формы в зависимости от политической, экономической, социальной и экологической систем. Коренной принцип национальной стратегии — постоянный, длительный, динамический характер устойчивого развития. Следовательно, соответственно участники этого процесса учатся, получают необходимый опыт, навыки. Прежде всего, участники должны договориться о ясных и наглядных обязательствах, какие они на себя берут. Нужно заложить основы доверия и уверенность в отношении позитивных результатов. А это требует немало времени, усилий, терпения. Нужны новые институции, новая методология. А как свидетельствует опыт, начальный этап освоения проблематики устойчивого развития занимает в среднем 3—5 лет.

Можно приблизительно определить характер указанного участия:

• участники только слушают;

• участников консультируют;

• участники слушают и дают некоторую информацию;• участие в анализе существующей ситуации в установлении повестки дня;

• участие в достижении консенсуса в основных элементах стратегии;

• участие, которое предусматривает прямое и существенное вмешательство в принятие решений относительно политики, стратегии, ее компонентов .

Кроме указанных типов участие может характеризоваться своей горизонтальностью и вертикальностью.

Горизонтальное участие предусматривает такое рассмотрение вопросов устойчивого развития, при котором обеспечивается участие секторальных заинтересованных групп, институций, государственных органов, общественных организаций в разных регионах той или другой страны.

Вертикальное участие нужно, чтобы обеспечить рассмотрение и решение вопросов посредством соответствующей иерархии, вертикали — от местного, локального, регионального уровней к национальному, от маргинализированных групп к лидерам общегосударственного масштаба.

В результате использования этих двух уровней — горизонтального и вертикального — в процессе устойчивого развития достигаются определенные позитивные результаты. Для примера, это активизация общих инициатив со стороны гражданского общества, бизнеса, местной власти — в городских районах. Это содействие в создании буферных зон (зон экономической поддержки). В частности, в таких странах, как Индия, Непал, Зимбабве.

Это проекты сельского развития, базированные на социальных проектах и планах защиты окружающей среды.

Коренной вопрос участия — это укрепление отношений, сотрудничества, взаимосвязей между тремя участниками «триады устойчивого развития» — правительство (власть), бизнес и гражданское общество. В течение нескольких последних лет эти отношения существенно укреплялись, и, прежде всего, это касается сотрудничества гражданского общества. Сегодня уже можно говорить о глобализации гражданского общества 2 . Этому значительно способствовали исторические демократические процессы, связанные с

1 IIED. National Strategies for Sustainable Development. A Guide to Key Issues and Methods for Analysis. — London, 2000.

2 Clark. Worlds apart: civil society and the battle for globalization. — Bloomfield, CT: Humarian Press, 2003.распадом СССР, демократическими процессами в странах Центральной и Восточной Европы, крахом режима апартеида в Южной Африке. Антидемократическим процессам был нанесенный мощный удар. Другим фактором, который действует в направлении активизации гражданского общества, является обострение противоречий между бедным Югом и богатым Севером.

Положительно отражается на указанной ситуации переосмысление международным бизнесом своей ответственности перед обществами, где он оперирует. Речь идет о понимании критической опасности, которая порождается бездной между мировой беднотой и мировыми богатствами. Это угрожает социальной стабильности и экономическому росту. Глобальная бедность — это проблема не только бедных, но и богатых стран.

Эти и другие факторы способствуют, в конце концов, появлению новых возможностей для растущей взаимозависимости между указанными участниками «триады устойчивого развития». Более того, это стимулирует их сотрудничество, что играет роль могучего двигателя устойчивого развития. Следовательно, важные глобальные события, в сущности, поощряют разные секторы развития работать сообща и более производительно.

В этих условиях имеет место определенное деление «ролей устойчивого развития»:

• сектор власти (правительство, правительственные институции)

— обеспечивает информацию, стабильность и легитимность;

• частный сектор — деятельность ради прибыли является изобретательской, творческой, инициированной, мобильной;

• гражданское общество — движение ради морально-общественных ценностей является ответственным, всеобъемлющим, защищающим интересы людей.

Обычно указанного выше недостаточно. Нужно яснее определить роль этих трех факторов и их механизмов, с которыми так тесно связана судьба устойчивого развития. Сотрудничество трех секторов является решающим для успешного устойчивого развития. Но это сотрудничество никоим образом не означает равной ответственности в подведении итогов процесса. Такая ответственность зависит от конкретного взноса каждого из этих участников и творцов процесса устойчивого развития .

1 Tennyson and Wide. The Guiding Hand: Brockering Partnerships for Sustainable Devel-opment. UN Staff College, 2000.Участие в этом процессе, конечно, предусматривает высокую профессиональность. Ведь, речь идет не только о судьбоносном деле национального значения, но и о деле новом, еще не реализованном, во многих аспектах рискованном. Следовательно, приобретение опыта, обмен им является делом весьма значимым. Опыт планирования устойчивого развития свидетельствует, что там, где о нем заботились посторонние, мало подготовленные люди, дело устойчивого развития страдает. А это говорит в пользу максимально широкого участия всех сил, всех прослоек общества, заинтересованных в экономическом росте, социальном прогрессе и защите окружающей среды.

И все же, серьезной проблемой остается то, что национальные стратегии устойчивого развития являются на практике деятельностью типа «сверху-донизу», то есть когда власть доминирует везде, подминая под себя других участников процесса. Власть доминирует при составлении стратегии и при ее имплементации. Поэтому вполне естественный вопрос, а почему такое происходит, почему существуют стратегии «сверху-донизу» (властная вертикаль)? Прежде всего, нужно иметь в виду, что много первых, ранних стратегий устойчивого развития возникло из идей, заданных правительственными институциями. Другие стратегии были результатом международных соглашений, то есть тех, которые заключались между правительствами. Нужно, однако, заметить пассивность самих участников процесса в отношении создания союзов, возможностей сотрудничества, поисков компромиссов, формулирования долгосрочных целей и стратегий. К этому следует добавить нехватку надежных механизмов и технологий, которые бы способствовали устойчивому развитию. Очень жаль, но в ряде стран требования гражданского общества и бизнеса относительно своего участия в процессах устойчивого развития просто игнорируются .

И конечно же, напряженная, сложная, а временами и конфликтная ситуация в ряде стран никоим образом не способствует делу устойчивого развития, это в частности касается деятельности по составлению и имплементации национальных стратегий.

Роль и ответственность каждого из участников — важны и значимы. Они должны разумно адаптироваться к существующим

1 Tennyson. Managing Partnerships: Tools for Mobilizing the Public Sector, Business and Civil Society as Partners in Development.

—London, 1998.реалиям. И стратегии должны этому способствовать. Но при этом они не могут быть только технократическим плановым процессом. Ключевыми моментами являются политические измерения стратегии.

В деле стратегий устойчивого развития очень нужен междисциплинарный подход. Именно на этом основании должен происходить анализ экономических, социальных и экологических фундаментов и их взаимодействия. Кроме этих вопросов в поле зрения авторов стратегии должны находиться такие проблемные направления деятельности, как институционные реформы, обеспечение прав и свобод человека, свобода информации, развитие технологий и соответствующие инновации и т.д. Это предусматривает необходимость широкого участия разных заинтересованных кругов общества. И когда первые стратегии (80-ые годы) содержали существенные слабые стороны, то это станет понятным, если мы учтем практическое отсутствие в деятельности стратегического планирования роли и места разных участников, разных заинтересованных кругов. И наоборот, успешными оказались те стратегии, которые создавались коллективными усилиями и соответственно таким же образом имплементировались. Но одного участия для успеха мало. Необходимо к этому добавить цикличность процесса стратегического планирования. Успешная стратегия устойчивого развития — это реализованная на практике возможность мыслить и работать стратегически, это продукт взаимодействия всех участников процесса.

В этом отношении передовым и ценным можно назвать опыт такой международной общности, как ОЭСР. Она считает, что национальная стратегия устойчивого развития — это не единственный, генеральный план, а это ряд субстратегий, секторальных подходов и ряд механизмов относительно имплементации. Все это должно поддерживать устойчивое развитие в рамках национальной повестке дня и быть способным реагировать на изменения .

Создание национальной стратегии устойчивого развития происходит в конкретном политическом контексте. Очевидно, что здесь есть определенная взаимосвязь: НСУР влияет на контекст, а он в свою очередь на НСУР. Участие разных заинтересованных

1 OECD DAC The DAC Guidelines: Strategies for Sustainable Development: Guidance for Development Cooperation, Development Cooperation Committee, OECD, — Paris.2001.кругов в процессе стратегического планирования является принципиально важным для судьбы устойчивого развития. Накопленный до сих пор опыт свидетельствует, что сколько-нибудь существенного прогресса в отношении стратегии устойчивого развития можно достичь быстрее и эффективнее при наличии демократического общества, открытой окружающей среды. Оно может создаваться только тогда, когда все участники процесса имеют абсолютные возможности быть сотрудниками, сотворцами процесса стратегического планирования и имплементации решений. Но означает ли вышесказанное, что без демократической среды устойчивое развитие невозможно? Это очень непростой вопрос. Однозначный ответ — по крайней мере, на данной стадии устойчивого развития — пока еще не является возможным. В конечном итоге нынешний этап не характеризуется настоящим успехом устойчивого развития. Ведь где-то только треть стран мира имеют национальные стратегии устойчивого развития или другие стратегии развития (субстратегии, секторальные стратегии, локальные — местные стратегии и т.д.). Следовательно, в распоряжении исследователей не такой уж и масштабный материал. Но проблема не только в ограниченности данной картины. Дело еще и в ее глубине, в ее качественной стороне. Немало стран, где хотя и действуют вышеуказанные национальные стратегии, не могут похвастаться сколько-нибудь убедительными данными о реализации двух принципиально важных составляющих самой идеи устойчивого развития: а) устойчивое развитие предусматривает озабоченность о прогрессе и благосостоянии не только нынешнего, но и грядущих поколений; б) устойчивое развитие — это процесс, где сотрудничают три составляющие — экономический рост, социальный прогресс и защита окружающей среды .

Здесь как раз есть проблемы, на которые указывал Генеральный секретарь ООН К. Аннан в своем докладе, представленном Всемирному саммиту по вопросам устойчивого развития. Это говорит о том, что мы находимся фактически в начале достаточно длинного и нелегкого пути. И все же мы склоняемся на вопрос, является ли демократия необходимой для устойчивого развития, ответить положительно. Конечно, многое при этом зависит от то

1 Muschett. Principles of sustainable development. — Florida. St. Lucie Press, 1997.го, а что нужно понимать под демократией и что объединяет демократию с устойчивым развитием. Демократия в данном случае означает, по нашему убеждению, создание достаточно репрезентативных, транспарентных и профессиональных систем для реализации участия разных заинтересованных кругов в процессе стратегического планирования. Такая демократия безусловно нужна.

Однако ответ может быть «нет», если демократия будет означать неравенство прав участников, доминирование некоторых из них (например, власти), преимущество прав определенных кругов производить и потреблять независимо, а возможно игнорировать права других заинтересованных участников. Ответ будет также «нет», если в цикле стратегического планирования деятельность политиков будет направлена на реализацию краткосрочных целей и таким образом на получение голосов (поддержки) тех кругов, которые заинтересованы, прежде всего, в развитии потребления и значит большего объема ресурсов. Здесь, в действительности, речь идет о фактической оппозиции, противодействии деятельности в интересах устойчивых долгосрочных перспектив .

Демократическая политика в устойчивом развитии нуждается в долговременных структурах участия, таких как местная власть, заинтересованные группы и традиционные ассоциации. Ряд исследователей проблем устойчивого развития настаивают на более радикальных изменениях в интересах устойчивого развития, имея в виду существующие несправедливости в делении ресурсов, заострение проблемы бедности, неблагоприятной ситуации в развивающихся странах. Но потребность в радикальных изменениях автоматически не означает содействие демократии. Демократия как раз предусматривает постепенность, сдержанность и осторожность. Кроме того, не следует забывать того, что рынок еще не предложил сильный надежный механизм для устойчивого развития. Этот механизм только еще производится и испытывается. А без демократии устойчивое развитие невозможно, потому что оно является демократическим развитием.

Альтернативные формы участия, базированные на профессионализме, добровольном подходе, правильной методологии, под

1 Carew-Reid, Prescott-allen, Bass, Dalal-Clayton. Strategies for Sustainable Development

— A Handbook for their implementation. Earthscan Pablication,1994.держке институций — все это как минимум нужно для укрепления благоприятного политического процесса.

Стратегический опыт свидетельствует, что базирование на науке и междисциплинарные подходы являются необходимыми орудиями для идентификации экономических, социальных и экологических измерений. Но этого недостаточно. Они не могут адресоваться всем проблемам устойчивого развития.

Участие в процессе стратегического планирования должно рассматриваться в контексте международных договоренностей. И приоритетными здесь являются решения Конференции ООН по вопросам окружающей среды и развития (Рио-де-Жанейро) и Всемирный саммит по вопросам устойчивого развития (Йоханнесбург).

Обеспечение эффективного участия в стратегическом планировании связано с определенными проблемами и требованиями. Прежде всего, должны быть согласованы общие принципы участия. При этом необходимый элемент заключается здесь в оценке прошлых стратегий (если они, конечно, были). Процесс обеспечения необходимого участия должен включать такие критерии, как многообразие, равные права, демократическое справедливое представительство, транспарентность. Должно быть надлежащее понимание участниками необходимости взвешенного и конкретного подхода. Здесь делу помогает фазовый подход, постепенность, эффективная методика, адекватные ресурсы и, конечно, время .

Участники с самого начала создания стратегии устойчивого развития должны принимать во внимание и решать информационные и аналитические задания. Это действительно широкая информационная база, надежные коммуникативные механизмы между самими участниками. Необходимо постоянно заботиться об активизации общественных дебатов, об обзоре вопросов, которые сначала не могут быть даже должным образом идентифицированы. Участники должны постоянно заботиться о качестве планирования и взвешенном формулировании стратегической политики. Это должно включать применение двух видов потенциала: построенного на консенсусе и того, который был результатом урегулирования конфликтных ситуаций. В стратегии

1 ICLEI. Local Agenda 21 Survey: A Study of Responses by Local Authorities and their National and International Agenda XXI. —New York, 1997.должны быть четко определены пути реализации целей, задач и стандартов. Процесс должен строиться на принципах справедливости и равенства. Конечно весомой является транспарентность на всем пути планирования и имплементации, включая и последнюю стадию — отчетность.

Правильный выбор участников стратегического планирования и имплементации является, по-видимому, наиболее важным шагом в этом процессе. От этого в большой мере зависит и легитимность стратегии, и способность инициировать и развивать новые идеи, достигать консенсуса, обеспечивать справедливую творческую новаторскую работу. Для такой деятельности нужно использовать существующие структуры. Но, как свидетельствует опыт, нужны и новые механизмы. Среди них — специальные комитеты, группы для особенно сложных вопросов, круглые столы и т.д.

Методология участия должна постоянно совершенствоваться. Она может включать учебные действия, обзор ресурсов, плановые методологии, построение консенсуса и урегулирование конфликтных ситуаций, коммуникации и информационные технологии. Публичное участие должно осуществляться на принципах свободы слова, свободы информации, права на здоровую окружающую среду и достаточного человеческого благосостояния.

Принимая во внимание важность проблематики участия в стратегическом процессе, некоторые страны вводят в действие социальные законы, чтобы способствовать активному участию общественности и бизнеса в указанном процессе. Во многих развивающихся странах внедряются механизмы участия, которые децентрализуют их плановые системы. Можно, в частности, сослаться на существенный успех в этих вопросах, которого добились страны — члены Организации восточно-карибского региона. Там вводится плановая система, построенная на активном участии разных заинтересованных в устойчивом развитии общественных, бизнесовых и научных кругов.

Отношения «правительство

—бизнес

—гражданское общество» определяют в значительной мере, насколько активным и результативным является участие на практике. Добрые отношения — хорошие результаты. Вот почему так важно постоянно заботиться об укреплении указанной триады. Участие тоже необходимо планировать. Что же должно предусматривать это планирование?

Очевидно, прежде всего, ответ на вопрос, кого можно определитьучастником процесса. Потом необходимо идентифицировать главные направления, которые нужны для определения политики и институционных изменений, чтобы максимально эффективно адресоваться национальным, региональным и локальным проблемам. Нужно учитывать и социальные стратегические задания.

Вся вышеуказанная деятельность нуждается в обоснованном, квалифицированном и социально-мотивированном участии. Это случается не всегда и не везде. Следовательно, нужно заботиться о постоянной подготовке, приобретении знаний, обмене опытом.

Как известно, устойчивое развитие требует достаточно радикальных изменений относительно роли и места разных институций. В некоторых случаях правительство фокусирует свое внимание на интеграцию между разными министерствами и ведомствами еще к началу процесса участия гражданского общества и частного сектора. В принципе нужен фазовый подход к участию, начиная с использования разных структур и методологии, с чем уже более-менее знакомы участники данного процесса.

Что облегчает это нелегкое дело.

Как уже отмечалось, активность участия значительно зависит от подготовленности, знаний, опыта участников. В ряде стран разработаны определенные принципы учебы. Они, в частности, предусматривают разные методы и подходы, включая общую учебу всех участников, поиск, разнообразие, конкретность, групповые исследования и взаимодействие, гибкость в виду разнообразия подходов к устойчивому развитию, живые обсуждения.

Особенная роль в этой деятельности принадлежит местному уровню, как наиболее ориентированному на человека. Именно на местном уровне принимаются и намечаются решения, затрагивающие интересы индивидуумов и групп, их благосостояние, здоровье. Местный контекст с индивидуумами и группами является наиболее подходящим для идентификации главных тенденций, влияний, проблем, потребностей. Именно здесь вырабатывается такой нужный консенсус относительно приоритетов, интересов, заинтересованности, идей, предложений, направленных на содействие процессу стратегического планирования.

Подытоживая вышесказанное, нужно, прежде всего, отметить, что решения Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию и Всемирного саммита по устойчивому развитию отмечают, что выполнение «Повестки дня — ХХІ» и в том числе планов устойчивого развития настоятельно требует пре-данности этому делу всех социальных групп и их действительного активного участия. За время, прошедшее после одобрения «Повестки дня-ХХІ» стало понятным, что успех национального стратегического планирования в отрасли устойчивого развития оказался наиболее успешным там, где было обеспечено участие широких слоев населения в процессе планирования и принятия решений. Форум в Йоханнесбурге засвидетельствовал появление новых форм участия. А это в свою очередь демонстрирует, что отдельные личности, группы, организации начали более активно и результативно принимать участие в процессе оценки устойчивого развития. Участники этого процесса начали получать больше доступа к информации относительно устойчивого развития, его проблем и перспектив. Особенно значительную роль в формировании и применении демократических структур, основанных на участии, играют неправительственные организации . Они играют действительно ответственную и конструктивную роль. Неправительственные организации в ряде стран становятся партнерами в деле осуществления «Повестки дня-ХХІ», составления и имплементации национальных стратегий устойчивого развития. Роль этих организаций особенно значительна в содействии пониманию широкими слоями населения значимости и перспектив устойчивого развития как генерального направления движения человечества в эпоху глобализации к существенному экономическому росту, социальному прогрессу и здоровой окружающей среде.


< Попередня  Змiст  Наступна >
Iншi роздiли:
Частина 1. 2.4. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 2. 2.4. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 1. 2.5. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И МАРКЕТИНГА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 2. 2.5. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И МАРКЕТИНГА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 3. 2.5. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И МАРКЕТИНГА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Дисциплiни

Медичний довідник новиниКулінарний довідникАнглійська моваБанківська справаБухгалтерський облікЕкономікаМікроекономікаМакроекономікаЕтика та естетикаІнформатикаІсторіяМаркетингМенеджментПолітологіяПравоСтатистикаФілософіяФінанси

Бібліотека підручників та статтей Posibniki (2022)