Posibniki.com.ua Бухгалтерський облік Фінанси, облік і аудит РОЛЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА


< Попередня  Змiст  Наступна >

РОЛЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА


Исследованы проблемы взаимосвязи и взаимодействия бухгалтерского и налогового учета, роль бухгалтерского учета в формировании различных видов экономической информации, в т.ч. информационной базы о бюджетных поступлениях в рамках государства.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, налоговедение, информационная база, государственное регулирование, налоговые расчеты, регистры корректировок, налоговая отчетность.

Налоговая система каждого государства, направленная на достижение определенных социально-экономических целей, является одним из практических механизмов управления. Функционирование этого механизма возможно только во взаимодействии с системой бухгалтерского учета, в котором трансформированно отражается все многообразие налоговых взаимоотношений субъектов налога с государством. Для отечественной практики налогообложения характерен большой объем и разнообразие налоговых форм, сложность исчисления многочисленных налогооблагаемых позиций. Это привело к значительному росту объема

учетной работы бухгалтерской службы по расчетам с бюджетом, что объясняет возникновение термина «налоговый учет». На страницах отечественных научных и практических изданий обсуждение проблемы функционирования налогового учета как системы не нашло отражения, а на практике в его смысл вкладывается вся совокупность учетной работы по расчетам с бюджетом.

По данной проблеме давно развернулась полемика среди российских ученых специалистов по проблемам бухгалтерского учета, правового регулирования и налоговедения. Взгляды на проблему налогового учета как такового самые различные: от полярных до умеренно компромиссных.

Не отрицая формирования налоговых показателей посредством данных бухгалтерского учета, сторонники концепции признания налогового учета норму налогового регулирования в изложении «для целей налогообложения» трансформировали в понятие налогового учета. Более того, для укрепления созданного статуса системы налогового учета ими обозначен метод изучения объекта налогового учета, объединяющий выделенные следующие приемы и способы:

• установление специальных учетно-налоговых показателей;

• расчет «специальной налоговой себестоимости»;

• определение метода формирования налогооблагаемой базы;

• установление налогового дисконта;

• определение налогового периода;

• ведение специальной налоговой документации.

Здесь представлена обобщенная процедура исчисления налогооблагаемых баз, которая выполняется бухгалтерами по отражению состояния расчетов по налоговым платежам. Это повторяющаяся ежемесячная процедура учетной работы и притом по объему не самая значительная. Ее значимость определяется объемом и характером всей учетной работы за отчетный период. Представление информации о состоянии расчетов по бюджетным платежам есть результат хозяйственных операций, осуществляемых в системе бухгалтерского учета.

Информационной базой для правильного исчисления налогов является, во-первых, сбор и регистрация информации о всех хозяйственных операциях, а во-вторых, ее обработка для целевого представления и использования. А это есть функция бухгалтерского учета.

Новизна взаимоотношений хозяйствующих субъектов с государством, определяющаяся развитием различных форм налого-вых обязательств, не изменила самой сущности бухгалтерского учета, где формируется вся исходная информация о состоянии этих обязательств. Однако существующий характер расчетов с бюджетом не является основой для искусственного формирования понятийного аппарата и разделения функций действующей системы бухгалтерского учета.

Финансовая отчетность в России и Беларуси, как и в любой другой стране, формируется под воздействием налогообложения, но это формирование происходит в системе бухгалтерского, а не налогового учета. Учетная информация является основной для формирования любой экономической информации в том числе и о состоянии расчетов по налоговым платежам. Этого придерживаются и немецкие экономисты Г. Мюллер, Х. Гернон, Г. Минк. Практика учетной работы показывает, что невозможно сформулировать общие принципы налогового учета, а также определить его критерии оценки качества представляемой информации из-за отсутствия сферы приложения.

По рассматриваемой проблеме взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета нельзя не остановиться на выводах видных исследователей в области бухгалтерского учета, тем более, что они, по нашему мнению, раскрывают ее сущность. Это взгляды на проблему Я. В. Соколова, В. В. Патрова, Л. З. Шнейдмана, С. А. Николаевой, которые признают проблему взаимодействия бухгалтерского учета и налогообложения, но не налогового учета. Как уже нами отмечалось, главная суть проблемы состоит в установлении соотношения влияния государственного регулирования системы бухгалтерского учета, которое может быть как доминирующим в ее организации, так и слабо выраженным. Эта проблема характерна для всех стран. «На практике каждая страна при создании системы бухгалтерского учета и отчетности в той или иной степени опирается на законодательные акты… В некоторых странах закон требует, чтобы бухгалтерские отчеты были подготовлены в соответствии с налоговым законодательством». Германия является лидером такого подхода, так как главенствующим в учетной работе является обеспечение соответствия практики действующему законодательству и значительная часть методов учета предписана Верховным налоговым судом. Для Франции также является характерным, что «налоговая система становится абсолютно самостоятельным инструментом экономической политики государства. Бухгалтерский учет с его динамическим идеалом полностью забыт». Для США типичен другой подход к взаимоотношениям системы бухгалтерского учета и налогообложения. Он проявляется в том, что обеспечивается их параллельноесосуществование и как результат — получение реальной финансовой отчетности. Таким образом, в мировой учетной практике определены две тенденции во взаимоотношениях бухгалтерского учета и налогообложения: первая отражает сильное влияние государственного налогового регулирования, в результате чего финансовая отчетность подчинена интересам государства; вторая свидетельствует о преобладании интересов собственников в формируемой финансовой отчетности и либерализме регулирования бухгалтерского учета.

Уместным будет сделать акцент на правильный подход в определении роли бухгалтерского учета в формировании различных видов экономической информации, изложенный в Законе Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности на Украине» от 16 июля 1999 г. № 996-XIV. Законом установлено, что бухгалтерский учет является обязательным видом учета для предприятия, а финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности основываются на данных бухгалтерского учета.

Если проанализировать процедуру подготовки данных для заполнения деклараций и расчетов по налогам и налоговым платежам, представляемым хозяйствующими субъектами, то можно увидеть, что бухгалтерской службой производятся необходимые процедуры по подготовке (корректировка) данных для этих целей, так как каждый хозяйствующий субъект обязан участвовать в формировании бюджета своего государства в соответствии с действующим налоговым законодательством. Выполнить эту задачу должен бухгалтерский учет в лице конкретных бухгалтерских работников. Учет расчетов с бюджетом — одна из составных частей учета расчетных операций на предприятии, отражаемых на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», аналитический учет организуется в разрезе видов налогов. Анализ показывает, что для составления 50 % от общего числа расчетов и деклараций бухгалтер производит дополнительные корректировочные процедуры для исчисления налоговой базы и налога.

Эта работа выполняется при отражении всех издержек в себестоимости продукции с выделением сумм, установленных для целей налогообложения. Следовательно, никакие логические принципы, определяющие все содержание учета и отчетности, не будут смешаны и это не приведет к увеличению технической работы. Нет оснований, чтобы согласиться со сторонниками концепции специального налогового учета, «…что по своей природе бухгалтерский учет изначально не предназначен для решения задач, связанных с правильным исчислением налоговых платежей» и что «…самой системы бухгалтерского учета стало просто не-достаточно для выполнения тех или иных задач налогообложения». Нами аргументировано была показана несостоятельность этих утверждений раскрытием практического содержания работы по учету расчетов с бюджетом на предприятии.

Продолжая критический анализ сущностной концепции параллельного сосуществования специального налогового учета, необходимо остановиться на методах налогового учета. Одним из таких методов определено использование специальных налоговых регистров. Практика работы показывает, что кроме перечисленных выше налоговых расчетов и деклараций, для записей в учете налоговых позиций используются и первичные документы, такие, как товарные и товарно-транспортные накладные, приходные кассовые ордера, в которых выделены сведения по налогу на добавленную стоимость. Рекомендованы к использованию в качестве регистров накопительного хронологического характера Книга покупок и Книга продаж. Используются для учетных записей и акты налоговых проверок. Следует определиться, какими же документами их считать: бухгалтерскими или же специальными налоговыми. По мнению автора, налоговые расчеты и декларации, регистры корректировок данных являются бухгалтерскими документами, служащими основанием для записей в учете. Формы налоговых расчетов и деклараций разрабатываются Министерством по налогам и сборам республики, а утверждаются им по согласованию с Министерством финансов республики. Эти документы аналогичны для использования в учетных записях таким же документам, по которым производятся записи по другим возникающим у предприятия обязательствам (по расчетам с арендодателями, арендаторами, квартиросъемщиками, за содержание детей в дошкольных учреждениях и др.).

Рассматривая состояние взаимодействия бухгалтерского учета и налогообложения, порядок формирования информационной базы для представления отчетности о налоговой платежеспособности предприятий нами был определен ее первый уровень — в составе данных бухгалтерского учета каждого предприятия. Контроль за ее формированием осуществляют налоговые инспекции по месту административного нахождения хозяйствующих субъектов, которые по Закону «О налогах и сборах в Республике Беларусь» наделены соответствующими полномочиями. В налоговых органах налогоплательщики подлежат учету после их государственной регистрации. Для этого открываются лицевые счета плательщиков, где записи производятся инспекторами по учету и контролю за поступлением налоговых платежей на основании следующих документов:

• налоговых расчетов и деклараций о платежах в бюджет согласно имеющимся налогооблагаемым базам;

• уточненных налоговых расчетов и деклараций, подготовленных и представленных по инициативе плательщиков;

• актов проверок, произведенных инспекторами налоговых инспекций и других проверяющих органов (комитетами государственного контроля);

• выписок из счетов в банках, копии платежных поручений и квитанции об уплате платежей.

В районных налоговых инспекциях республики система формирования отчетности о налоговых платежах продолжает свое последовательное развитие. Здесь осуществляется учет поступлений по видам налоговых платежей и контроль за выполнением плана доходов бюджета. Контролируется динамика поступлений по основным доходным источникам в разрезе видов бюджетов, осуществляется ежедневный контроль за полнотой поступлений по налоговым и другим платежам, а также за поступлениями отсроченных платежей и недоимками. Анализируется динамика количества убыточных предприятий, а также причины убытков в разрезе отдельных предприятий.

Изучение организации учетно-аналитической работы в районных налоговых инспекциях дает основание сделать вывод о создании в республике эффективной системы формирования отчетности по налоговым платежам, состав которой имеет многообразные варианты ее представления. В Республике утверждена налоговая отчетность, в составе которой предусмотрены следующие основные формы, отражающие:

• сведения о задолженности по налогам и платежам в бюджет;

• сведения о суммах фактических поступлений по налогам, неналоговым платежам;

• сведения о результатах работы инспекции Министерства по налогам и сборам по контролю за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве.

Утверждены также инструкции о порядке их составления.

Отчетность составляется на основании лицевых счетов налогоплательщиков один раз в месяц по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным, и представляется в вышестоящую инспекцию. Отчеты содержат сведения о задолженности в разрезе видов налогов и задолженности в разрезе категорий налогоплательщиков, в разрезе министерств и субъектов хозяйствования. Отчетность представляет полную картину всех поступлений в бюджеты и составляется на основании реестров и книг учета сводных итогов (книги формы № 11, 25, 26), а также сведений

финансовых органов о суммах поступивших платежей более двухсот их видов. Используются журнал учета проведенной контрольной работы (ф. 16), лицевые счета плательщиков, реестр и книга по учету поступлений и возвратов, книга учета сводных итогов поступлений (ф. 11, 25, 26). К формам отчетности утверждены приложения, в которых представляется информация по самым разным аспектам контрольной работы с плательщиками, допустившими нарушения налогового законодательства.

Состав отчетности Министерства по налогам и сборам включает 45 форм отчетов, сведений информации по различным аспектам учетно-аналитической и контрольной работы.

Приведенная краткая характеристика состава отчетности о налоговых платежах свидетельствует о том, что в республике сложилась система ее формирования, а анализ информационных потоков позволяет определить их структурные уровни образования и преобразования:

• информационная база системы бухгалтерского учета на предприятии;

• отчетность первичного структурного налогового звена — районной инспекции налогового комитета;

• сводная налоговая отчетность Министерства по налогам и сборам республики.

Из этого следует, что в республике сложилась система налогового учета и отчетности, которая функционирует в организациях, обеспечивающих поступление соответствующих налоговых платежей. Субъектами системы налогового учета и отчетности являются структурные формирования Министерства по налогам и сборам республики (районные налоговые инспекции, городские и областные инспекции, соответствующие управления и отделы министерства). Термин «налоговый учет» соответствует целенаправленной деятельности вышеуказанных субъектов по формированию информационной базы об обязательствах плательщиков, состоянии расчетов по налогам, обобщению информации в разрезе видов налогов, представлению ее в установленные сроки соответствующим пользователям. В систему налогового учета плательщики (субъекты хозяйствования) в качестве ее субъектов входить не могут, так как их хозяйственная деятельность идентифицируется системой бухгалтерского учета на основе ее сплошного, документального отражения на счетах бухгалтерского учета и использованием двойной записи. Поэтому считаем методологически не обоснованным представление в нормативных положениях категории «налоговый учет»как учета объектов налогообложения и определения налоговой базы плательщиками.

Категория «налоговый учет» по своему сущностному содержанию представляет систему формирования информационной базы о бюджетных поступлениях в рамках государства. Налоговый учет как новая информационная система должен быть обеспечен методологическим и организационным регулированием. Роль и выполняемые задачи государственного масштаба определяют и его место в народнохозяйственном учете как одного из составляющих элементов. Информационное обеспечение управления хозяйственной деятельностью на общегосударственном уровне осуществляется благодаря функционированию системы хозяйственного учета, которая в настоящее время включает в себя оперативный, бухгалтерский, статистический и налоговый учет. Стаття надійшла до редакції 03.02.2006 р. УДК 338.1 Г. В. Савицкая, канд. экон. наук, профессор Белорусский государственный экономический университет


< Попередня  Змiст  Наступна >
Iншi роздiли:
БЕЛОРУССКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА ТЕОРИИ МЕТОДОЛОГИИ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
ТЕХНОЛОГІЯ ОЦІНКИ ВАРТОСТІ ПРАВ ІНТЕЛЕТУАЛЬНОЇ ВЛАСНОСТІ
КЛАСИФИКАЦІЯ ІНВЕСТИЦІЙ З МЕТОЮ ЇХ ОБЛІКУ
ОСОБЛИВОСТІ АУДИТУ ЛІЗИНГОВИХ ОПЕРАЦІЙ
РЕТРОСПЕКТИВНІ АСПЕКТИ РЕФОРМУВАННЯ СИСТЕМИ БУХГАЛТЕРСЬКОГО ОБЛІКУ В УКРАЇНІ
Дисциплiни

Медичний довідник новиниКулінарний довідникАнглійська моваБанківська справаБухгалтерський облікЕкономікаМікроекономікаМакроекономікаЕтика та естетикаІнформатикаІсторіяМаркетингМенеджментПолітологіяПравоСтатистикаФілософіяФінанси

Бібліотека підручників та статтей Posibniki (2022)