Posibniki.com.ua Право Уголовно-правовые проблемы трансплантации органов тканей человека и донорства крови в Украине 1.3. Законодательное регулирование трансплантации органов или тканей человека в Украине


< Попередня  Змiст  Наступна >

1.3. Законодательное регулирование трансплантации органов или тканей человека в Украине


—53.

Хронологически процесс становления и развития трансплантологии в мировой практике определялся следующими основными этапами:

В 1902 г. Э. Ульман в Вене (Австрия) выполнил первую пересадку почки в эксперименте.

В 1933 г. Ю. Ю. Вороной в Харькове произвел первую пересадку почки от человека к человеку.

В 1954 г. Д. Мюррей в Бостоне (США) выполнил первую успешную пересадку почки в клинических условиях.

В 1963 г. Г. Александер (Франция) произвел первое изъятие почек в условиях мозговой смерти.

В СССР первая успешная трансплантация почки выполнена Б. В. Петровским в Москве в 1965 г. В Украине первая успешная трансплантация почки в клинических условиях осуществлена В. С. Карпенко в Киеве в 1972 г.

Первую в истории медицины операцию по пересадке сердца провел 3 декабря 1967 года профессор Кристиан Барнард в Кейптауне (Южноафриканская республика). Тогда сердце смертельно раненной 25-летней женщины было трансплантировано 55-летнему больному. Всего Кристиан Барнард сделал шесть таких операций. Последний его пациент прожил с «чужим» сердцем 23 года и умер не от сердечных болезней.

Развитие трансплантологии в СССР началось в 20—30 годы ХХ столетия, когда в клинической практике стали применяться различные пересадки органов и тканей. Это делало все более актуальной «проблему донора» — вопрос об источниках получения любых тканей и органов для трансплантации. Мысль ученых закономерно обратилась к тканям и органам умерших людей. Впервые в СССР и в мире было создано отделение по заготовке трупной крови в Научноисследовательском институте им. Н. В. Склифосовского .

Советские ученые проводили многочисленные исследования по трансплантации тканей и органов умерших. Так, В. П. Филатов (1931) впервые в мире начал производить в клинике пересадки роговицы от умерших, а затем и других тканей — слизистой (1935) и кожи (1937). Н. М. Михельсон (1935) первым в мире ис

1

Прозоровский В. И., Велишева Л. С. и др. Актуальные вопросы трансплантации и медико-правовые аспекты ее регулирования // Судебно-медицинская экспертиза. — 1979. — № 3.

— С. 7.

пользовал в клинической практике трансплантацию хряща умершего человека. Д. А. Арапов (1931–1934) осуществлял (в эксперименте и в клинике) пересадки эндокринных желез.

Однако перед учеными в СССР помимо трудных биологических и медицинских проблем сразу же возникли сложные организационно-юридические вопросы. Дело в том, что никаких законодательных или нормативных актов по взятию тканей и органов в то время не существовало.

Откликаясь на требования практики, в Украине в 1932 году была разработана специальная инструкция для взятия роговицы от трупа — «Инструкция об использовании глаз умерших для операции пересадки роговицы слепым». Использование глаз умерших для пересадки роговицы, как ни важно оно было для практики, являлось все же частным случаем большой проблемы получения для пересадок самых разнообразных тканей и органов. Необходимо было комплексное решение этой проблемы, принятие соответствующих законодательных и нормативных актов относительно взятия органов и тканей от умерших людей. Это существенно продвинуло бы развитие трансплантологии в СССР, дало бы возможность шире применять не только в эксперименте, но и клинической практике пересадки тканей и органов. Существенным являлось также то, что к этому времени медицина в СССР уже вступила в «эру трансплантации»: советский хирург Ю. Ю. Вороной еще в 1933 г. впервые в мире произвел в клинике пересадку кадаверной почки — жизненно важного органа, взятого от трупа .

В СССР основным нормативным правовым актом, регламентирующим возможность изъятия органов из организма трупа с целью их трансплантации, являлось постановление Совета народных комиссаров СССР № 1607, от 15 сентября 1937 года «О порядке проведения медицинских операций» 2 . В этом постановлении было, в частности, сказано о том, что Народному Комиссариату здравоохранения предоставлено «право издавать обязательные для всех учреждений, организаций и лиц распоряжения о порядке осуществления лечебных и хирургических операций по пересадке роговицы глаза от умерших, переливанию крови, пересадке отдельных органов и т. п.». В нем предоставлялось право

1

Мирский М. Б. Из истории разработки в советской медицине нормативных актов по взятию кадаверных тканей и органов // Актуальные проблемы трансплантологии и искусственных органов. — М., 1980. — С. 115.

2

Постановление Совета народных комиссаров СССР № 1607 от 15 сентября 1937 года «О порядке проведения медицинских операций» // Собрание законодательства СССР. — 1937. — № 62.

— Ст. 274.судебно-медицинскому эксперту в отдельных случаях давать разрешение на изъятие трупного материала для медицинских учреждений, проводящих заготовку и консервацию тканей с целью их трансплантации. В постановлении не были регламентированы вопросы констатации смерти донора, не было конкретных указаний о том, кто устанавливает такую смерть, каков порядок изъятия органов и т.д. В дальнейшем на основании данного постановления Министерством здравоохранения СССР были приняты указы, инструкции и правила по отдельным вопросам трансплантации. Так, 1 декабря 1937 г. была издана новая «Инструкция Наркомздрава СССР об использовании глаз умерших людей для операции пересадки роговицы слепым», издан также Приказ министра здравоохранения СССР № 88 от 16 февраля 1954 г. «О широком внедрении в практику окулистов операции пересадки роговиц» . Одновременно с изданием приказа была утверждена инструкция Министерства здравоохранения СССР «Об использовании глаз умерших людей для операции пересадки роговицы слепым» 2 . Развитие медицинской науки привело к тому, что в медицинской практике для трансплантации стали использоваться и другие ткани.

В письме Главного судебно-медицинского эксперта министерства здравоохранения СССР № 392 от 12 апреля 1957 г. «О предоставлении институтам травматологии и институтам переливания крови некоторых тканей от трупов умерших людей» отмечается начало разработки консервирования некоторых тканей от трупов, большая значимость данного мероприятия в научном и практическом отношении и его огромное значение в деле спасения жизни и сохранности здоровья советских людей . Письмо обязывало судебно-медицинскую экспертизу оказывать соответствующим инстанциям всемерную помощь в получении необходимого биологического материала. Поэтому появились отдельные нормы, регламентирующие вопросы трансплантации других трупных тканей. Эти нормы содержались в «Правилах направления, приема, порядка исследования, хранения и выдачи трупов в судебно-медицинских моргах». Данные правила являлись приложением к Приказу Министра здравоохранения СССР № 166 от 10 апреля 1962 г.

1

Сборник организационно-методических материалов по судебно-медицинской экспертизе. — М.: Медгиз, 1960.

— С. 213.

2

Сборник организационно-методических материалов по судебно-медицинской экспертизе. — М.: Медгиз, 1960.

— С. 214.

3

Сборник организационно-методических материалов по судебно-медицинской экспертизе. — М.: Медгиз, 1960.

— С. 215—216.«О мерах улучшения судебно-медицинской экспертизы в СССР» . Ст. 20 «Правил» допускала изъятие трупных тканей (кожа, реберные хрящи, кости и др.) для медицинских учреждений, проводящих работы по заготовке и консервации некоторых тканей с целью их трансплантации. Изъятие тканей от частей тела (прикрытых одеждой) было возможно только в случаях, когда это не препятствовало правильному судебно-медицинскому исследованию при первичном и, возможно, повторном исследовании трупа. Обезображивание трупа запрещалось; при необходимости должна была производиться последующая реставрация. На изъятие тканей разрешения родственников не требовалось. В отношении трупов, подлежащих экспертизе, было необходимо согласие и присутствие судебно-медицинского эксперта, а трупов, доставленных в морг, но не подлежащих экспертизе, — согласие заведующего моргом. Об изъятии тканей составлялся акт, подписываемый врачами и судебно-медицинским экспертом.

Перечисленные документы имели существенный недостаток: в них не нашли отражения вопросы пересадки органов от трупов и пересадки органов и тканей от живых доноров.

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении 1969 г. вовсе не содержали каких-либо специальных норм, регулирующих вопросы трансплантации 2 . В то же время ст. 34 Основ Законодательства СССР включала ряд положений, которые разрешали использовать научно обоснованные новейшие методы диагностики и лечения, не допущенные к всеобщему применению в медицинской практике. Порядок применения указанных методов лечения устанавливался Министерством здравоохранения СССР. В связи с этим был издан специальный приказ министра здравоохранения СССР — № 600 от 2 августа 1966 г., который установил, что во всех медицинских учреждениях СССР, независимо от их ведомственной принадлежности, пересадка органов (почек, печени и др.) от человека, трупов или животных человеку может производиться только с разрешения Министерства здравоохранения СССР.

Вместе с тем именно эти нормативные документы явились тем юридическим фундаментом, в соответствии с которым принимались последующие акты.

Попытка решить вопрос в организационно-правовом отношении первоначально была предпринята применительно к пересадке

1

Приказ министра здравоохранения СССР № 166 от 10 апреля 1962 г. «О мерах улучшения судебно-медицинской экспертизы в СССР». — М.: Медгиз, 1962.

— С. 36.

2

Ведомости Верховного Совета СССР. — 1969. — № 52.

— Ст. 466.почек. В качестве нормативных актов, разрешающих изъятие почек для трансплантации, может рассматриваться Приказ министерства здравоохранения СССР № 255 от 23 марта 1977 г. «О работе Всесоюзного центра консервирования и типирования органов» и «Временная инструкция для определения биологической смерти и условий, допускающих изъятие почки для трансплантации» (приложение к приказу Министерства здравоохранения СССР № 255 от 23 марта 1977 г.) . Именно этой инструкцией руководствовались длительное время трансплантационные центры Советского Союза. Однако ее временный характер, а также утверждение только на уровне министерства здравоохранения позволяет рассматривать ее лишь как шаг к принятию законодательства, создающего правовую базу для лечения методом трансплантации.

Необходимо отметить, что в 70-х годах в СССР развернулась бурная дискуссия по поводу отдельных правовых аспектов пересадки органов и тканей, в которую активно включились представители медицины и юриспруденции. Этому способствовали достижения мировой медицинской практики, поскольку в 1968 г. в мире было сделано уже более 100 операций по пересадке сердца. В связи с успехами клинической трансплантологии приобрели актуальность юридические и морально-этические аспекты пересадки органов и тканей. Они обсуждались не только в медицинских и юридических журналах, но и в общей прессе. Большое значение имели выступления в печати судебных медиков М. И. Авдеева и А. П. Громова, хирургов Б. В. Петровского и В. В. Кованова, юристов М. Д. Шаргородского, Н. И. Горелика и др.

Впоследствии, несмотря на настоятельную потребность, разработка правовых проблем трансплантации органов и тканей в СССР была фактически приостановлена на длительный срок. Министр здравоохранения СССР, выдающийся советский хирург Б. В. Петровский писал в 1968 г.: «Успешная разработка пересадки сердца представляет известный интерес, но эта проблема очень сложна и не вышла из стадии эксперимента» 2 . В другой статье в 1971 г. он же подчеркивал: «Пересадка сердца может быть осуществлена в относительно редких случаях по самым строгим показаниям и в тех научных центрах, которые имеют все условия для обеспечения ее выполнения на высоком уровне» .

1

Приказ Министра здравоохранения СССР № 255 «О работе Всесоюзного центра консервирования и типирования органов». — М.: Медицина, 1977.

— С. 1—3.

2

Петровский Б. В. Пересадка органов // Правда. — 1968. — 1 февраля.

3

Петровский Б. В. В защиту донора // Клиническая медицина. — 1971. — № 8. — С. 13.

Негативную роль, по-видимому, здесь сыграли неудачи отечественной медицины при проведении операций по пересадке органов, которые за рубежом уже были переведены из области медицинского эксперимента на уровень клинических методов лечения. В 1968 году в Ленинграде в клинике Военно-медицинской академии знаменитый хирург Александр Вишневский первым решился сделать операцию по пересадке сердца. Однако операция закончилась трагически — больной умер на операционном столе. Главный хирург Министерства здравоохранения СССР академик Б. В. Петровский издал приказ, запрещающий делать такие операции. Среди ученых и практиков было широко распространено мнение о том, что пересадка сердца противоречит материализму и коммунистической идеологии.

В результате настоятельные рекомендации специалистов о необходимости законодательного регулирования общественных отношений в сфере пересадки органов и тканей и определения границ ответственности за противоправные посягательства в сфере трансплантологии были оставлены без какого-либо реагирования. Запрет был снят лишь через двадцать лет. В 1987 г. в СССР кардиохирург Валерий Шумаков сделал первую успешную операцию подобного рода.

После распада СССР процесс развития этой технологии затормозился во всех странах СНГ. Украине пришлось разрабатывать технологию операций по пересадке сердца при полном отсутствии средств, исключительно на энтузиазме украинских хирургов, а также корифеев украинской сердечно-сосудистой хирургии, таких как Н. Амосов и др. И лишь после целевого выделения средств в конце 90-х годов эти эксперименты вступили в практическую плоскость, которая и привела к первой операции трансплантации сердца в Украине (2 марта 2001 г.).

Все это время правовая регламентация трансплантации в Украине носила ведомственный характер. Вопросы трансплантации регламентировались инструкциями и приказами Министерства (Народного комиссариата) здравоохранения СССР и приказами Министерства здравоохранения Украины. Последними ведомственными нормативно-правовыми актами, регулировавшими отношения по поводу трансплантации органов и тканей, на территории Украины до принятия Закона Украины «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку» были: Приказ Министерства здравоохранения Украинской ССР от 17.02.87 № 236 «О дальнейшем развитии клинической трансплантации в республике» и Приказ Министерства здравоохранения Украины от

18.05.93 № 107 «Об организации трансплантации почки в Украине на этапе реорганизации медицинской службы». Юридическая сила данных нормативно-правовых актов не соответствовала значимости регулированной проблематики. В результате не было достаточной легальной базы для полного и всестороннего регламентирования правоотношений по донорству и трансплантации. Внутриведомственные предписания стали шагом вперед в устранении белых пятен в регулировании трансплантации. Однако как бы ни были правильны по существу и адекватны потребностям здравоохранения, они не создавали должного отношения к их содержанию. Для приобретения общеобязательного характера необходимо было, чтобы эти правила стали нормами права, охраняемыми силой государственного принуждения.

Важное значение имело принятие в Украине Основ законодательства Украины о здравоохранении 1992 г., согласно которому в нашей стране применение метода пересадки от донора реципиенту органов и других анатомических материалов осуществлялось в установленном законодательством порядке при наличии их согласия или согласия их законных представителей при условии, если использование других средств и методов для поддержания жизни, возобновления или улучшения здоровья не дает желаемых результатов, а причиненный при этом ущерб донору меньший, нежели тот, что угрожал реципиенту (ст. 47 Основ…) .

Особое значение имеет принятие Верховной Радой Украины Закона «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку» от 16 июля 1999 г. 2 . Закон определяет условия и порядок применения трансплантации как специального метода лечения с учетом современных достижений науки и медицинской практики, а также рекомендаций Всемирной Организации Здравоохранения. Закон находится на стыке различных проблем: правовой, медицинской, нравственной. Он регулирует следующие вопросы: осуществление права лечения методом трансплантации, о безвозмездном донорстве органов, определение момента взятия трансплантата, значение согласия донора и реципиента на пересадку органов или тканей, право получения трансплантата от живого донора, право изъятия органа у трупа, возмещение ущерба при причинении вреда донору, порядок принятия медицинского заключения об изъятии и трансплантации органов и тканей, перечень органов и тканей человека, которые

1

Відомості Верховної Ради України. — 1993. — № 4.

— Ст. 19.

2

Відомості Верховної Ради України. — 1999. — № 41.

— С. 377.могут использоваться для трансплантации, значение прижизненного согласия на роль донора в случае смерти, ответственность за нарушение законодательства о трансплантации.

Закон Украины «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку» состоит из нескольких разделов.

Раздел I содержит общие положения. В статье первой дается определение терминов, используемых в Законе.

Раздел II составляют статьи, регулирующие условия и порядок применения трансплантации, деятельность, связанную с трансплантацией, и контроль за соблюдением законодательства о трансплантации. В ст. 6 отмечается важное положение, что трансплантация как метод лечения может быть применена лишь в случаях, когда сохранить жизнь или восстановить здоровье реципиента другими методами лечения невозможно. Подчеркивается, что трансплантация органов и тканей характеризуется высокой степенью риска. Это заставляет более тщательно подходить к выявлению показаний и противопоказаний для пересадок.

Раздел III посвящен условиям и порядку изъятия гомотрансплантатов у живых доноров. Эти положения несомненно важны. Ведь полностью отказаться от использования живых доноров невозможно, потому что, во-первых, отсутствует достаточное количество трупных трансплантатов и, во-вторых, лучшие результаты получаются при использовании органов и тканей от живых людей. Поэтому несмотря на то что органы для пересадки предпочтительнее брать у умерших, однако взрослые живые лица могут осуществлять безвозмездную передачу органов. Ст. 12 Закона посвящена ограничению круга живых доноров. Предмет особой заботы — защита несовершеннолетних и иных уязвимых категорий граждан от принуждения или предосудительного побуждения стать донорами органов.

Этот Закон закрепляет принципы добровольности и безвозмездности донорства органов, т. е. донор при изъятии органа должен выразить свое согласие в письменной форме и имеет право в любое время отказаться от согласия на изъятие органа (ст. 22).

Донор, дающий свои органы или ткани, не получает материального вознаграждения, за исключением доноров, сдающих костный мозг. Это положение закреплено в ст. 14 Закона Украины о трансплантации. Следовательно, донорство органов или тканей осуществляется безвозмездно, а отношения между донором и реципиентом базируются исключительно на принципе гуманизма. Данные условия направлены на то, чтобы обеспечить развитие программ передачи органов от трупов, когда это приемлемо, а также воспрепятствовать передаче органов от живых, не состоя-щих в генетической или близкой родственной связи с реципиентом, доноров, за исключение случаев пересадки костного мозга или регенеративных тканей.

Раздел IV Закона устанавливает порядок изъятия анатомических материалов у умерших лиц. Установление факта смерти производится консилиумом врачей на основе констатации необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга). Процедура констатации смерти утверждается Министерством здравоохранения Украины.

Не оставлены без внимания и вопросы о правомерности забора органов или тканей у трупа, в том числе дискуссионный в юридической и медицинской литературе вопрос о значении прижизненного согласия или несогласия на роль донора после смерти, значение согласия или несогласия родственников на использование органов или тканей умершего. Закон предусматривает так называемую презумпцию несогласия, т.е. при отсутствии прижизненного заявления о согласии или несогласии стать донором анатомических материалов после своей смерти эти материалы могут быть взяты с согласия супруга или родственников, которые проживали с лицом до его смерти. Несмотря на то что Закон, регулирующий пересадку органов и тканей, уже принят, дискуссии по этому вопросу продолжаются. Исследователи данной проблемы продолжают научный поиск оптимального ее решения, поскольку при реализации модели «презумпции несогласия» возникает опасность, что доноров может оказаться слишком мало и что родственники в момент внезапной смерти близкого человека находятся в состоянии шока и не могут полно и ясно осознать проблему.

Раздел V Закона регулирует особенности получения и использования некоторых видов анатомических материалов.

В Украине действует единая государственная информационная система трансплантации, в которую вносятся данные о реципиентах, а также о лицах, которые заявили о своем согласии или несогласии стать донором в случае смерти. Эти данные являются конфиденциальными. Прогрессивным следует считать внесение в текст Закона положений о соблюдении врачебной тайны и недопустимости купли-продажи органов и других анатомических материалов человека. Заключение сделок, предусматривающих куплю-продажу органов или других анатомических материалов человека, за исключением костного мозга, запрещается (ст. 18). То обстоятельство, что органы или ткани человека (живого или умершего) не могут продаваться и покупаться, не вызывает никакого сомнения, поскольку они, при всей их полезности, не являются ни товаром, ни имуществом. Проблема состоит в том, что данное ограничение в виде запре-та купли-продажи органов или тканей не может служить значительной гарантией законности при трансплантации. Общеизвестно, что сфера гражданско-правовых отношений не ограничивается договором купли-продажи. Серьезную общественную опасность представляют и иные формы взаимоотношений, если они будут касаться условий изъятия органов у донора. Подробно эти вопросы рассматриваются во втором разделе данной работы.

Раздел VI Закона закрепляет права, социальную защиту живого донора и предусматривает ответственность за нарушение законодательства о трансплантации. Закон устанавливает, что юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о трансплантации, несут ответственность в соответствии с законами Украины.

Закон Украины «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку» имеет огромное значение как для развития трансплантологии, так и усовершенствования правовой регламентации трансплантации органов или тканей человека. В исполнение данного Закона МЗ Украины издало Приказ № 226 от 25 сентября 2000 г. «Об утверждении нормативноправовых документов по вопросам трансплантации» , с изменениями, внесенными Приказом МЗ Украины № 257 от 3 июля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений к инструкциям, утвержденным приказом МЗ Украины от 25.09.2000 г. № 226» 2 .

Основное значение данного приказа состоит в том, что им была утверждена «Инструкция по поводу констатации смерти человека на основании смерти мозга». Без наличия такой инструкции дальнейшее развитие трансплантологии в Украине было бы крайне затруднительно. Приказом утверждены также: Инструкция по поводу изъятия органов человека из донора-трупа; Инструкция по поводу изъятия анатомических образований, тканей, их компонентов и фрагментов у донора-трупа; Перечень органов человека, разрешенных для изъятия у донора-трупа; Перечень анатомических образований, тканей, их компонентов и фрагментов, и фетальных материалов, разрешенных к изъятию у доноратрупа и мертвого плода человека; Инструкция по поводу изготовления биоимплантатов; Условия обеспечения сохранности анатомических материалов во время их транспортировки. «Инструкция по поводу констатации смерти человека» на основании смерти мозга закрепила тот факт, что смерть мозга при

1

Офіційний вісник України. — 2000. — № 42.

— Ст. 1804.

2

Офіційний вісник України. — 2001. — № 30.

— Ст. 1374.равнивается к смерти человека. Дается определение смерти мозга. Инструкция устанавливает также условия для постановки диагноза смерти мозга, комплекс клинических критериев, наличие которых обязательно для установления диагноза смерти мозга, тесты, которые дополнительно к клиническим критериям должны проводиться при установлении диагноза смерти мозга, продолжительность наблюдения, а также порядок постановки диагноза смерти мозга. Весьма важно, что диагноз смерти мозга устанавливается консилиумом врачей.

Основными документами, регулирующими этот вопрос, являются: «Протокол установления смерти мозга», который подписывается всеми врачами, принимавшими участие в консилиуме, и «Акт констатации смерти человека на основании смерти мозга» по форме № 012/0, утвержденные приказом МЗ Украины от 26 июля 1999 г. № 184 «Об утверждении форм учетной статистической документации, использующейся в стационарах лечебнопрофилактических учреждений».

Ответственность за диагноз смерти человека на основании смерти мозга возлагается на врачей, которые устанавливают смерть мозга, того лечебного учреждения, где умер больной.

Сферу трансплантации органов и тканей также регулируют: «Государственная программа развития трансплантации на 2002–2005 годы», утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины от 12 сентября 2002 г. № 1339 ; «Порядок перевозки анатомических материалов человека в пределах Украины и вывоза их за пределы Украины», утвержденный приказом министра здравоохранения Украины от 4 апреля 2000 г. № 96 2 ; «Порядок взятия, хранения и использования костного мозга», утвержденный приказом министра здравоохранения Украины от 4 апреля 2000 г. № 96 ;

Приказ министерства здравоохранения Украины «Об утверждении нормативно-правовых документов по вопросам трансплантации» № 226 от 25.09.2000 ;

Приказ министерства здравоохранения Украины «Об утверждении Положения о Единой государственной информационной системе трансплантации» № 432 от 29.11.2002 ;

1

Офіційний вісник України. — 2002. — № 37.

— Ст. 1735. — С. 21.

2

Офіційний вісник України. — 2000. — № 41.

— Ст. 1756. — С. 131.

3

Там же. — С.133.

4

Там же. — № 42.

— ст. 1804.

5 ІАЦ ЛІГА: ЗАКОН.

Приказ министерства здравоохранения Украины «Критерии качества трансплантата» № 461 от 09.12.2002 ;

Приказ министерства здравоохранения Украины «О регламентации трансплантационной службы Украины» № 261 от 24.05.2004 2 ;

Приказ министерства здравоохранения Украины «О перечне мер по предупреждению передачи инфекционных заболеваний при трансплантации органов и других анатомических материалов человеку» № 294 от 10.06.2004 ;

Приказ министерства здравоохранения Украины «О медицинских центрах (отделениях) трансплантации органов и других анатомических материалов» № 374 от 26.07.2004 ;

Приказ министерства здравоохранения Украины «О совершенствовании работы службы трансплантации и работы Координационного центра трансплантации органов, тканей и клеток МЗ Украины» № 546 от 11.11.2004 .

Проанализированные выше нормативно-правовые акты основываются на международных принципах правового регулирования трансплантации органов и тканей человека и донорства крови. Именно международно-правовые акты оказывают большое влияние на внутригосударственное правовое регулирование данных вопросов, формируя, в том числе, и политику государства в сфере уголовно-правовой охраны указанных отношений. Анализу международно-правовой регламентации трансплантации органов или тканей человека и донорства крови посвящен следующий параграф.


< Попередня  Змiст  Наступна >
Iншi роздiли:
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РЕЦИПИЕНТА И ДОНОРА ПРИ ТРАНСПЛАНТАЦИИ И ДОНОРСТВЕ КРОВИ 2.1. Объект преступных деяний в сфере трансплантации органов или тканей человека и
Частина 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РЕЦИПИЕНТА И ДОНОРА ПРИ ТРАНСПЛАНТАЦИИ И ДОНОРСТВЕ КРОВИ 2.1. Объект преступных деяний в сфере трансплантации органов или тканей
2.2. Уголовно-правовая защита жизни, здоровья и обеспечения прав реципиента при трансплантации органов или тканей человека и донорстве крови
Частина 2. 2.2. Уголовно-правовая защита жизни, здоровья и обеспечения прав реципиента при трансплантации органов или тканей человека и донорстве крови
2.3. Уголовно-правовая защита жизни, здоровья и обеспечения прав донора в сфере осуществления прижизненного донорства при трансплантации органов или тканей человека и донорства крови
Дисциплiни

Медичний довідник новиниКулінарний довідникАнглійська моваБанківська справаБухгалтерський облікЕкономікаМікроекономікаМакроекономікаЕтика та естетикаІнформатикаІсторіяМаркетингМенеджментПолітологіяПравоСтатистикаФілософіяФінанси

Бібліотека підручників та статтей Posibniki (2022)