< Попередня  Змiст  Наступна >

НЕОБХОДИМОСТЬ, ЭТАПЫ, ВИДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ


Сфера налогообложения является одной из ключевых для достижения целей компании и повышения её экономической безопасности в конкурентной среде. Причём для успешного управления налогообложением важно не только фиксировать прошедшееи текущее положение дел, но и мыслить на перспективу, выстраивая налоговую стратегию.

В этих целях зарубежные авторы [1, c. 142] предлагают формировать стратегический налоговый план компании, который будет:

— являться неотъемлемой частью общей бизнес-стратегиейкомпании;

мами управління й управлінським процесом підприємства. Сутність поняття «обліково-аналітичне забезпечення» чітко характеризується його змістом, а саме: відомості, інформація з даних господарського обліку (оперативний, статистичний, фінансовий,управлінський); процес надання інформації; аналітична підсистема (аналітичні методики, засоби прогнозування) на основі сформованої інформаційної бази.

— определять позицию руководства компании в сфере налогообложения;

— фокусироваться на ключевых вопросах управления налогообложением;

— чётко формулировать цели;

— -иметь контрольную составляющую — стратегический налоговый контроль.Cтратегический налоговый контроль можно разделить на следующие этапы:

— определение сфер контроля (конкретных налогов, потенциальных налоговых рисков и т.д.);

— разработка стандартов или точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени; утверждение величины допустимого отклонения от них;

— оценка результатов функционирования стратегическогоналогового контроля за обозначенный период;

— сопоставление фактических результатов функционирования с установленными стандартами;

— выработка корректирующих воздействий в случае, если отклонения больше допустимых, т. е. выявление причин отклонений и путей их устранения.

Таким образом, основное назначение стратегического налогового контроля это выявление фактов отклонений реализации налоговых решений от плановых показателей и внесение корректировок путем анализа причин возникновения отклонений, ихвозможных фискальных последствий; выработка решений, направленных на исправление или минимизацию негативных налоговых последствий или оперативного использования возникшихвозможностей для эффективного управления налогообложением.Система контроля может указать на необходимость пересмотрасамих планов и стандартов (например, поставленные цели могутоказаться излишне оптимистичными).

В зависимости от момента совершения операций с налоговыми обязательствами выделим следующие виды стратегическогоналогового контроля:

— предварительный — контроль, как завершающий этапстратегического планирования;

— текущий — в ходе реализации налоговой стратегии приизменении влияющих на нее внешних и внутренних факторов,выявленных в процессе мониторинга;

— последующий — по итогам реализации плана, проектаи т. д.

При формировании налоговой стратегии основной являетсяпостановка целей и задач стратегического налогового планирования, которые должны в полной мере соответствовать желаемым результатам. Как правило, предварительный контроль непредусматривается отдельным этапом в регламентах стратегического налогового планирования, т.к. предполагается, что каждыйиз участников планирования выполняет свои функции качественно. Однако, на практике, возникающие проблемы решаютсяразными сотрудниками и подразделениями компании, усилия которых не согласованы и не координируются высшим руководством или общекорпоративными службами. В этих условиях рольпредварительного стратегического налогового контроля стратегии организации значительно возрастает.

Основными направлениями текущего стратегического налогового контроля стратегии организации являются:мониторинг внешней среды (макросреды) функционированияорганизации (состояния и перспектив налогового законодательства, арбитражной практики, общих трендов в налоговом регулировании);

1) мониторинг внутренней среды (микросреды) функционирования организации (организационно-техническая составляющаяналогового учёта);

2) выявление, анализ и контроль налоговых рисков экономического субъекта;

3) аудит прогнозов налоговых обязательств;

4) аудит согласованности прогнозов налоговых обязательств,стратегий развития, налоговой политики, планов и отдельныхпроектов хозяйствующего субъекта;

5) аудит возможности реализации выбранной налоговой стратегии.

Последующий стратегический налоговый контроль позволяетсистематически оценивать и переоценивать его результаты.

Исполнителями данных процессов должны являться не толькосотрудники финансовых подразделений организации, но службывнутреннего налогового контроля.

Литература

1. Элгуд Т., Фултон Т., Шуцман М. Эффективное управление налогообложением. Будущее корпоративной налоговой службы / Пер. сангл. Ионов В. М. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — C. 142.


< Попередня  Змiст  Наступна >
Iншi роздiли:
ОРГАНІЗАЦІЯ ОБЛІКОВО-АНАЛІТИЧНОЇ ПІДТРИМКИ КОНСОЛІДАЦІЇ ІНФОРМАЦІЇ В СИСТЕМІ КОНКУРЕНТНОЇ РОЗВІДКИ ПРОМИСЛОВОГО ПІДПРИЄМСТВА
ОБЛІКОВО-АНАЛІТИЧНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ: ВИКОРИСТАННЯ ІНФОРМАЦІЙНИХ ТЕХНОЛОГІЙ
УДОСКОНАЛЕННЯ ОБЛІКОВО-АНАЛІТИЧНОЇ СИСТЕМИ ПІДПРИЄМСТВА ПРИ ЗАБЕЗПЕЧЕННІ ПОТРЕБ ЕКОНОМІЧНОЇ БЕЗПЕКИ
ВНУТРІШНЬОГОСПОДАРСЬКИЙ КОНТРОЛЬ ЯК ФАКТОР ЕКОНОМІЧНОЇ БЕЗПЕКИ БІЗНЕСУ
Розділ 6. ОБЛІКОВО-АНАЛІТИЧНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ЕКОНОМІЧНОЇ БЕЗПЕКИ ДІЯЛЬНОСТІ СУБ’ЄКТІВ ГОСПОДАРЮВАННЯ В КОНКУРЕНТНОМУ СЕРЕДОВИЩІ КОНЦЕПЦІЯ ІНТЕГРОВАНОЇ ОБЛІКОВО-АНАЛІТИЧНОЇ СИСТЕМИ ПІДПРИЄМСТВА ЯК БАЗИС
Дисциплiни

МаркетингАнглійська моваПравоЕтика та естетикаІсторіяБухгалтерський облікЕкономікаІнформатикаМенеджментПолітологіяСтатистикаФінанси

Бібліотека підручників та статтей Posibniki