Posibniki.com.ua Економіка Глобальное устойчивое развитие 3.2. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ


< Попередня  Змiст  Наступна >

3.2. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ


Приоритетность не только социальных, но и экологических императивов при принятии стратегических экономических решений постепенно становится в общих чертах приемлемой как на Западе, так и на Востоке Европы, в том числе и в Украине, где экологическая ситуация является напряженной, а будущее ускоренное экономическое развитие, если оно будет продолжаться традиционными индустриальными методами, может привести к национальной экологической катастрофе. С другой стороны современные глобализационные процессы все больше переплетаются с экологическими. В Украине это особенно остро видно на примере Чернобыльской катастрофы, которая стала глобальной по своим долгосрочным негативным последствиям.

В последние несколько лет в Украине активизировалась научная работа по формированию концепций устойчивого развития. Эколог Л. Грынив в монографии «Экологически сбалансированная экономика: проблемы теории» (2001 г.) развивает оригинальную концепцию экологически сбалансированного развития ирассматривает перспективы формирования экологически сбалансированной экономики в Украине. Автор подчеркивает, что для Украины проблема формирования экологически сбалансированной экономики является особенно актуальной. «Статус послечернобыльского государства обязывает изменить стратегию экономической политики в сфере природопользования. Для этого нужен поиск новых ниш ресурсосбережения и предупреждения возникновения экологических проблем. К сожалению, принятый еще в 1997 г. Проект Концепции сбалансированного устойчивого развития Украины не имеет механизмов и нормативно-законодательной базы для ее реализации» .

Исходя из послекризисных реалий экономики Украины, автор концепции рекомендует найти новые нетрадиционные направления развития экологически сбалансированной экономики, которые даже в условиях транзитивности, были бы способны использовать, соединить научные открытия теории рыночной энергетической экономики и учение о ноосферном развитии и синергетический эффект стойкости экономической и экологической системы. Рано или поздно экономическое развитие в его традиционной модели индустриализма столкнется с экологическими границами. Ноосферный императив становится первоосновой национальной стратегии развития Украины и стратегии ее устойчивого развития.

Реализация национальной стратегии устойчивого (сбалансированного) развития Украины тормозится бедностью государства и ее недостаточным влиянием на эффективное использование национального и мирового естественного капитала в условиях глобализации развития. Исходя из своих национальных интересов, Украина должна активно добиваться экономизации мировой экологии, в том числе и через систему финансовых санкций относительно загрязнения, торговли квотами по загрязнению и проведению мировых операций как взаимовыгодных механизмов зачета внешних долгов Украины в обмен на природоохранные программы и мероприятия.

В 2004 г. вышла в свет 4-томная монография «Экологическая политика: национальные и глобальные реалии» 2 . Это одна из удачных попыток разработки национальной экологической поли

1

Гринів Л. Екологічно збалансована економіка: проблеми теорії. — К. — Л., 2001. — С. 10.

2

Васюта О. А., Васюта С. І., Філіпчук Г. Г. Екологічна політика: національні та глобальні реалії. — У 4 т. — Чернівці, 2004.тики в контексте глобализации развития. Необходимо обеспечить жесткую взаимосвязь между Национальной стратегией устойчивого развития Украины, Национальной стратегией развития Украины и Глобальной стратегией Украины. К сожалению, существующие в Украине попытки налаживания такой взаимосвязи до 2005 года не отвечали интересам исполнительной власти. В правительственных стратегических документах проблемы устойчивого (сбалансированного) развития Украины либо замалчивались, либо относились лишь формально-декоративно. Так, например, в последней правительственной разработке «Стратегии экономического и социального развития Украины (2004

—2015 годы)» путем Европейской интеграции комплексные задачи устойчивого развития не ставятся вообще. Эта стратегия фактически консервирует деградационную политику традиционного индустриализма в Украине с ее отраслевыми приоритетами.

Как уже отмечалось, в этой Стратегии, претендующей на роль национальной и евроинтеграционной, рассматривается лишь вопрос экологической безопасности в сильно узком значении, а устойчивое развитие трактуется лишь как экономическое развитие. В Стратегии предусматривается замедление экономического развития, которое взорвет финансово-экономическую базу экологического устойчивого развития. Да, прогнозные показатели ВВП с достигнутого уровня 9,3 % (в 2003 г.) снижаются до соответственно 4,9 % (2004

—2005 гг.), 7,2 % (2006

—2009 гг.) и до 5,7 % (2010—2015 гг.). Именно жизнь показала неприемлемость таких стратегических концепций. Так, в 2004

—2005 годах годовой объем ВВП в Украине фактически растет не на 4,9 %, а более чем на 9,5 %, то есть почти в 2 раза большими темпами. Такая грубая прогнозная ошибка не говорит об обоснованности и качестве всей Стратегии. Ее социальные прогнозные параметры еще больше разочаровывают. Безработица прогнозируется на неприемлемом уровне в 9,3—9,4 % 2 .

Вышеупомянутая «Стратегия», утверждена Указом Президента Л. Кучмы от 28 апреля 2004 года № 493, а не Верховной Радой Украины, как высшим органом народовластия. Она не базируется на концепции национальных интересов Украины

1

Стратегія економічного і соціального розвитку України (2004—2015 рр.) шляхом Європейської інтеграції. — К., 2004.

— С. 426—431.

2 Strategy of the Economic and Social Development of Ukraine (2004—2015).

— P. 51.(потому что такой Верховная Рада еще не утвердила). Поэтому эта Стратегия фактически представляет собой экзекутивный (управленческий) документ исполнительной власти и не может служить основой Национальной стратегии устойчивого развития Украины.

Л. Масловская в монографии «Устойчивое развитие производительных сил регионов: теория, методология, практика» (2003 г.) ставит вопрос об устойчивом развитии производительных сил Украины как таковых. Обычно, проблема регионализации устойчивого развития является очень важной, но и теоретически, и практически устойчивое развитие не может ограничиваться лишь производительными силами, потому что как пишет сам автор, неминуемым явлением является «экологизация производственных отношений» .

В середине 90-х был создан Научный совет устойчивого развития НАН Украины. В 1994 году Кабинет Министров Украины утвердил разработанную НАН Украины Концепцию устойчивого развития и представил ее на рассмотрение Верховной Рады Украины. Но эта Концепция так и не стала основой Стратегии устойчивого развития Украины, разработка которой планировалась на 2000 год. Частые изменения состава Правительства Украины не способствуют приоритетному решению стратегических задач. Это в полной мере относится и к упомянутой Стратегии.

Разработчики этой концепции выходили из того, что еще в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро Украина заявила о своем намерении перейти к устойчивому развитию. Разработчики считали, что принятие Концепции Верховной Радой и разработка на ее основе Стратегии устойчивого развития Украины будет означать начало перехода нашего государства в эпоху ноосферы. (См. Дополнение 1. Концепция устойчивого развития Украины от 30 апреля 1999) 2 . Изучение этой Концепции показывает, что она является лишь краткой декларацией о намерениях.

Голосуя в 2000 году на саммите ООН за принятие Генеральной Ассамблеей Декларации ІІІ-го Тысячелетия ООН (Цели развития тысячелетия), Украина не могла не принять к реализации все цели тысячелетия. И такая реализация требует новых качеств развития — устойчивого развития и мобилизации всех усилий

1

Масловська Л. Сталий розвиток продуктивних сил регіонів. — К., 2003.

2

Документи Верховної Ради України. — К., 1999.граждан Украины, и особенно, государственной власти. Каким же является реальное состояние дел в этой области?

Цель 1. Преодолеть крайнюю бедность и голод

До 2015 года снизить на 50 % (по сравнению с базовым 1990 г.) часть людей, которые живут в бедности и голодают.

Реальное состояние дел в Украине. Более чем 27,8 % живут ниже уровня бедности (доход и потребление на 1 человека не более как 1 доллар в день). Как свидетельствуют независимые исследования Международной организации труда (ООН) 83 % населения Украины чувствуют себя бедными. Экономический кризис Украины 1990- 1999 лет по сравнению с Большой депрессией США (30-ые годы) был вдвое больше по экономическому составу и длился втрое дольше, прежде чем он достиг самого низкого уровня и начался экономический рост.

Цель 2. Предоставить всем детям начальное образование

До 2015 года достичь общего доступа к начальному образованию и ее получению (по сравнению с 1990 г.).

За период с 1992 по 1998 годы количество детей в начальной и средней школах снизилось соответственно на 16 % и 13 %.

Уменьшилось количество школ, особенно в сельской местности.

Цель 3. Уменьшить детскую смертность

До 2015 года снизить на 66,6 % сравнительно с 1990 годом процент смертности детей от 1 до 5 лет. В Украине в 2000 году из

1000 детей умирало 16, не достигнув 5-летнего возраста, что превышает показатели детской смертности стран Европы.

Цель 4. Улучшить состояние здоровья матерей

До 2015 года снизить материнскую смертность на 75 % по сравнению с 1990 годом. В Украине в 1999 году 1 из 4000 беременностей заканчивалась смертью матери во время родов, в 1990 году — 1 с 3125. Ситуация ухудшается с ростом количества опасных абортов.

Цель 5. Способствовать равенству женщин и мужчин

До 2015 года ликвидировать гендерное неравенство в получении начального и среднего образования (сравнительно с 1990 г.).

Украина — единственная страна мира, где свыше 50 % рабочейсилы составляют женщины, что негативно отражается на рождении и воспитании детей. В 1999 средний доход женщины в Украине составлял лишь 54 % среднего дохода мужчины. Гендерное неравенство существует и в привлечении женщин на высокие посты. В 2005 году, впервые в истории Украины, Тимошенко Юлия была избрана Премьер-министром Украины.

Цель 6. Победить ВИЧ/СПИД, малярию, туберкулез и другие тяжелые болезни

До 2015 года остановить распространение ВИЧ/СПИДа. По оценкам ВОЗ в Украине насчитывается уже более чем 500 тыс. людей больных СПИДОМ и эта цифра ежегодно растет. Растет угроза эпидемии туберкулеза.

Цель 7. Обеспечить стабильное развитие окружающей среды

До 2015 года снизить на 50 % часть населения, которое не имеет доступа, не может позволить себе употреблять безопасную питьевую воду (по сравнению с 1990 г.). Сегодня проблема питьевой воды в Украине заостряется. Загрязнение воды достигло высокого уровня. До 40 % территории Украины — это земли, которые подверглись почвенной эрозии, их количество растет ежегодно на 80—100 тыс. га. Бассейн р. Днепр является основным источником воды для 35 млн украинцев и составляет 80 % общих водных ресурсов Украины.

Цель 8. Обеспечить глобальное сотрудничество ради развития, направленного на поддержку, торговлю и снижение задолженности.

Слишком большими являются загрязнения атмосферы Украины, особенно в зоне промышленных центров. По выбросам углекислого газа на душу населения Украина занимает 6-то место в мире.

Кроме этих основных целей есть и другие, такие, как энергосбережение, борьба с терроризмом, преодоление наркомании и алкоголизма, коррупция.

В 2003 году при Президенте Украины был создан Национальный Совет по устойчивому развитию Украины, который к сожалению не стал регулярно действующим органом. Не чувствуется активной работы и со стороны Национальной комиссии устойчи-вого развития при Кабинете Министров Украины. К сожалению, ни национальная комиссия по вопросам устойчивого развития при Кабинете Министров Украины, ни Национальный совет по вопросам устойчивого развития так и не организовали разработку Стратегии устойчивого развития Украины. Нуждается в значительном улучшении законодательное обеспечение и сопровождение устойчивого развития. Организация управления устойчивым развитием в Украине еще не стала органичной составляющей системы государственного управления. Использование интегрированных индикаторов устойчивого развития, гармонизированных с главными индикаторами, которые применяются в развитых странах ОЭСР (табл. 2), в Украине еще не приобрело необходимого распространения.

Наиболее известными в Украине «официальными» концепциями устойчивого развития являются такие три документа, которые рассматриваются Правительством или Верховной Радой: 1) «Концепция устойчивого развития Украины», внесенная в 1999 году группой народных депутатов Украины (А. Писарь, О. Фурдичко, Г. Дашутин); 2) «Концепция устойчивого развития Украины, представленная НАН Украины в 2001 году». Руководитель — Б. Е. Патон; 3) «Концепция перехода Украины к устойчивому развитию», представленная группой народных депутатов (В. И. Ландык) — 2004 год.

Среди трех вишерассмотренных нами концепций устойчивого развития Украины наибольшего внимания заслуживает Концепция, разработанная коллективом авторов под руководством президента Национальной академии наук Б. Е. Патона. После ее рассмотрения и одобрения Верховной Радой Украины она может стать хотя бы минимальной основой для разработки Национальной стратегии устойчивого развития Украины.

В Объяснительной записке к проекту Концепции перехода Украины к устойчивому развитию авторы группы В. И. Ландыка справедливо считают целью такого перехода «обеспечение устойчивого социального развития Украины, как совокупности духовных, социальных, экономических, политических процессов, развивающихся в обществе, с целью достижения гармоничного развития человека, общества, экономики и окружающей среды» .

1

П оказат ели реагиро вания • очистка стоковы х вод , % • цены на воду и водопо треб ление для оч ис т к и бы товых отходов • част ь бе звозвратн о го во д о потреб ления в объеме ис польз о ванной воды , % • безво з в р атны е р асхо д ы воды в промышленности , % объема возобновляемой во ды • регу л я ция за пасов ( вы лова ) • рефор м ирование земель ных отношений — д е ление земельн о го фон д а по фор мам собственности , % • госу дарственная
Показат е ли состоян и я • потенциальные р ес ур сы речных вод , куб . км • балан с овы е зап а с ы мест ного стока , куб . км • запасы подз емных вод , млрд куб . м • ф екальное заг р яз нение свежей воды , % в общем объеме ст оковых вод • биохимические потреб но сти кислорода свеж ей воды , БПК 5 (20 ° C) • водообеспечени е ме ст ны м ст о ком , тыс . куб . м / год — на 1 чел . — на км 2 • среднего довой вылов мор ских организмов , т • соотношение среднег о до вого вылова морских орга низмов к ма ксим а л ьн ому сре д негодовому вылову % • площад и дегради рован ных и на ру шенных земель , % общей площад и • пло щ ад ь рад и оакт ивно загрязн е нн ых земель , тыс . га
Показат е ли состоян и я окружающей среды • еж ег о д ный заб о р подземн ы х вод , % доступного об ъе ма • ежего д ный забо р води по верхностных , вод % досту п ного объема • годовое потребление пи тьевой воды на ду шу насе ления , ку б . м • водоемкость промышлен ности , к у б . м в р асчете на ед иниц у п р омышленного ВВ П • водоемкость ВВ П , к у б . м / грн • сб р ос не ф теп р од у ктов в приб режные воды , т • поступление азота и фос ф о р а в п р иб р ежные воды , т / рік общего азо т а , фос ф ора • общая площад ь земель ( су ши ), тыс . га • из них : при в леч е но в це левое использ о вание , тыс . га
Категория Экологиче с кие : 1) Защита ка честв и запасов свежей воды 2) Защита мо рей и приб реж ных зон от за гряз нения 3) Инте граль н ый подход к плани ров анию и упра в лению земель н ыми ре су рсами

Ландик В. І. Пояснювана записка до проекту «Концепції переходу України до сталого розвитку». — К.: ВР України, 2004. — С. 1.ГЛОБАЛЬНОЕ УСТОЙ Ч ИВ ОЕ РАЗ ВИТ И Е 383

Продо л жение та бл . 2

Категория

Показат е ли состоян и я окружающей среды

Показат е ли состоян и я

П оказат ели реагиро вания

10)

Защита ат мосфе ры

• эмиссии газов , кото р ые п р ивод ят к па р никовом у эффек т у :

СО

2 , C H

4 , N

2 O, ме тана , млн т / год

• эмиссии окислов се р ы ( SOx ) , кото р ые вы р аженно как с у мм у ( SO

2 ) т либо тыс . т на д у ш у населения , либо на ед иниц у

ВВП , либо на ед иницу общего энергопо треб ления

• эмиссии ант р опо г енн ы х окис лов аз от а N

О x, ко т о р ые вы р аж ен о как с у мм у NO

2 , т ли бо ты с . т на д у ш у населения , либо на ед ини ц у

ВВ

П , ли бо на ед ини цу общ е го энер г о по тр еб ления

• пот р еб ление ф то р истых веществ , разру ш ающих озо новый слой , т

• поступление загрязн я ю щих веществ в атмос ф е ру , кг на ду шу населения

• концент р ации SO

2 , C O , CO

2 : окислов азота озона метана микрочас тиц тетрахло рида у г лерода метилхлоро форма CFC-11, 12, 22, 113 токсич ных соединений в воз д ухе населенных горо дов , для CO — мг / м

3 для дру г и х — нг / м

3

• глобальные из менения температу р ы воздуха

• наз е мный ур овень

УФ

— рад и ации

• общие расхо д ы на сокра щение и контроль загрязн е ния атмос ф е р ного возд у ха , грн .

• сок р ащение выб р ос о в (1980—1998), %

• част ь госу дарственных рас ходо в на охрану воз д уха , %

• экономические и фискаль ные инстру м енты

384ГЛОБАЛЬНОЕ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕГЛОБАЛЬНОЕ УСТОЙ Ч ИВ ОЕ РАЗ ВИТ И Е 385

Продо л жение та бл . 2

Категория

Показат е ли состоян и я окружающей среды

Показат е ли состоян и я

П оказат ели реагирован ия

2)

Здравоохра нение населе ния

• численность населе н ия , кото р ое п р ож ивает в эколог ически опасны х усло виях , млн чел .

• материнская смер тность ( на

100000 живорож денных )

• сме р ти от заболев а ний системы к р овооб р ащ ен ия ( в % ко всем слу ч а я м )

• смерти от ново образова ни й ( в % ко все м слу ч аям )

• обеспе ч ение качественной питьевой водой , %

• потреб ление алкогольны х напитков ( лит р ов на д у ш у населения )

• потреб ление та ба чных из дели й ( кг на взрослого )

• общие национальные рас ходы на здравоохр анение , %

ВВ

П

• госу дарственные рас ходы на здравоох ранение ( в % ко всем госу дарственным рас ходам )

3)

Об разование

• совокупная часть уч е н и ков , %

• общие расхо д ы на высшее об р аз ование ( в % к общим расхо д ам на обра зование )

• гос у да р ственные р ас ходы на образование ( в % к

ВВП )

• госу дарственные рас ходы на наук у ( в % к

ВВП )

4)

Условия жизни

• го р ода , где п р оживает свыше миллиона чел . ( % от городского )

• эмиссии No x и So x в горо дах , %

• плотность т р анспо р тных потоков : городских национальных

• уд е л ь н ы й вес обору до ванной общей площад и в жилищном фон д е , %:

• водопроводо м : в городах в сельской местности

• канализ а цией : в городах в сельской местности

• центральным отоплением : - в городах

• расхо д ы на водооч истку и у м еньшение шума , % к об щим расходам

386ГЛОБАЛЬНОЕ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕГЛОБАЛЬНОЕ УСТОЙ Ч ИВ ОЕ РАЗ ВИТ И Е 387

Окон чание табл . 2

Категория

Показат е ли состоян и я окружающей среды

Показат е ли состоян и я

П оказат ели реагиро вания

• ст ру кт ур а п р оизводства электроэнергии % тепловых атомных гидро

• топливоемкость промыш ленной п р од у кции , кг н . э ./ грн

• част ь потреб ления воз о б новляемых ресу рсов , %

3)

Финансовые ресу рсы и ме ханизмы

• чи стые ре су рсные транс феры ,

ВВ

П , %

• общие внешние и вн ут ренние долги /

ВВП %

• д е ф ицит сведенного бюд жета

Украины ( в % к

ВВП )

• балан с све д енного бюд жета , %

ВВП

• д е ф ицит госу дарственно го бюдж ета , %

ВВП

• су мма новых и доп о лн и тельных фон д ов для ус т о й чи в о го р азвития с 1992 г ., грн ( дол .

США )

Примеча ние :

Курсиво м обозначены инд икаторы , к о торые являются обязател ьными для с т ран

Цен т рал ь ной и

Вост очной

Евро пы .

Сокращен ия :

ВВ

П — ва ловой вну т ренни й п родукт ;

БП

К

5 — 5 ти суточная б и охим и ческая потребно сть в к и слород е ;

С / г — сел ьскохозяй ственный ;

ВДС — вал о вая до полни т ель н ая сто и мост ь ; грн — гривня ; н . э . — не фтяной эквив а лент ; у . т . — ус ловное топ л иво

388ГЛОБАЛЬНОЕ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕСледует отметить, что авторы данной Концепции, в отличие от своих посредников, определяют устойчивое развитие, а точнее «устойчивое социальное развитие» в качестве стратегической цели Украинского государства на ХХІ век. Выходя именно из этой стратегической цели, авторы Концепции предлагают определять и систему стратегических целей и приоритетных задач, и систему механизмов их реализации. Как видим, в отличие от избыточного «экономизма», то есть абсолютизации экономических аспектов устойчивого развития в данном случае имеет место абсолютизация социальных аспектов устойчивого развития — избыточная его «социализация». В условиях Украины, которая прошла глубокий экономический кризис и остается в состоянии структурного экономического кризиса, такая несбалансированная социализация устойчивого развития является не вполне приемлемой. Теория и методология устойчивого развития выходят из принципиального требования органической связи и сбалансированности в динамике экономических, социальных, экологических и гуманитарных аспектов развития. При этом в условиях Украины особенно важным является полный учет не только внутренних предпосылок и факторов, но также и внешних (международных) факторов развития, сила действия которых непрестанно растет.

До конца правления Л. Кучмы ни Национальной стратегии развития Украины, ни Национальной стратегии устойчивого развития в Украине разработано не было. И это несмотря на то, что и в Рио-деЖанейро (в 1992 году), и в Йоханнесбурге государственные руководители Украины демагогично заявляли, что такие стратегии не только разработаны, но и успешно выполняются. Лишь 12 марта 2004 года на совместном расширенном заседании Кабинета министров Украины и Президиума Национальной академии наук Украины была принята «Стратегия экономического и социального развития Украины на 2004—2015 годы «К европейской интеграции» . Скорее всего эта стратегия готовилась к президентской избирательной кампании как стратегическая концепция «Кучма — 3». И потому, не удивительно, что в Верховной Раде Украины, которая по Конституции является ответственной за формирование основ внутренней и внешней политики, а значит и стратегии, этот документ совсем не рассматривался.

1

Этот документ был опубликован не только на украинском, но и на английском языке. См. «Strategy of the economic and social development of Ukraine for the years 2004

— 2015. «Towards European Integration».Несмотря на то, что эта стратегия претендовала на роль интеграционной стратегии и имела второе название «К Европейской интеграции», она не совсем отвечала новой стратегии Европейского Союза, в основу которой были положены положения о глобализации, о международной конкурентоспособности и, что особенно важно, об устойчивом развитии. Правда, Национальная академия наук Украины во главе с академиком Б. Е. Патоном сделала попытку разработки Концепции устойчивого развития Украины в 2002 году, которая также не была утверждена Верховной Радой Украины. Таким образом, на начало в 2005 году Украина пришла без Национальной стратегии развития. Это ставит перед новой властью Президента В. Ющенко особые безотлагательные задачи. Ситуация осложняется еще и тем, что вышеупомянутая Стратегия «К европейской интеграции» так и не была введена в действие. Более того, в последний период своего пребывания при власти Л. Кучма демонстративно отошел от евроатлантического стратегического курса в интересах евро-азийской интеграции в рамках Единого экономического пространства с Россией, Казахстаном и Беларусью. Поэтому и Послание Президента Л. Кучмы в Верховную Раду Украины «Европейский выбор» (в 2002 году) и стратегии «К европейской интеграции» следует, очевидно, рассматривать как конъюнктурные документы тактического политического маневрирования в рамках многовекторной политики Л. Кучмы. Об этом свидетельствует и тот факт, что в 2004 году из «Военной доктрины Украины» были выброшены положения о присоединении в будущем Украины к НАТО. Странно, но факт, что эти положения о НАТО сохранились в Стратегии «К Европейской интеграции» в разделе под названием «Евроатлантическая интеграция» 2 . Такой разнобой в стратегических документах Украины означает, очевидно, что реальной стратегии просто не существует. Сегодня для новой власти Украины важным является выбор между евроатлантической интеграцией, включая НАТО, европейской интеграцией, в широком смысле этого понятия, и формальным членством Украины в Европейском Союзе.

Что касается членства в НАТО, то в 2002 году государственное руководство Украины приняло политическое решение добиваться в будущем членства в НАТО и включиться в Европейскую систему

1 «Європейський вибір». Послание Президента Украины Л. Кучмы Верховной Раде Украины. — К., 2002.

2 Strategy of the Economic and Social Development of Ukraine for the Years 2004

—2015. Towards European Integration.

— K., 2004. — P. 23—26.безопасности. Как подчеркивается в Стратегии Украины «К европейской интеграции», «... отказ принимать участие в такой системе могло бы объективно отбросить нашу страну на периферию европейских международных процессов, могла бы поставить страну в относительную международную изоляцию» . В упомянутой стратегии определено, что уже в 2008 году Украина может стать членом НАТО. Очевидно, что новая власть Украины уже в 2005 году должна разработать и утвердить в Верховной Раде новую Национальную стратегию развития Украины на период до 2020 года. В этой стратегии, так или иначе, должны быть решены взаимоувязанные вопросы и о вступлении в СОТ, и о вступлении в НАТО, и о вступлении в Европейский Союз.

Следует уделить особенное внимание и тому факту, что в новых условиях вступление Украины в Европейский Союз становится невозможным без разработки и принятия Национальной стратегии устойчивого развития, такая стратегия может стать основой Национальной стратегии развития Украины или ее эквивалентом. Анализ показывает, что поспешно принятая в 2004 году Стратегия Украины «К европейской интеграции» ни в коей мере не может быть признана как Национальная стратегия устойчивого развития Украины. В ней, что является очень странным, речь об устойчивом развитии совсем не идет. В Секции 2 «Стратегические цели и приоритеты ставится лишь вопрос о «Обеспечении устойчивого экономического развития». Это опять-таки проявление известного абсолютного экономизма. Признавая, что мировое сообщество определило именно устойчивое развитие как главную стратегию ХХІ века, Л. Кучма и его стратеги настаивают, что для Украины важнейшей на нынешнем этапе является стратегия ускоренного развития со среднегодовыми темпами роста ВВП в 1,5—2 раза выше, чем в среднем в странах-членах Европейского Союза. Украине предлагают развиваться достаточно ограниченными темпами в 6—7 %, и тогда, по расчетам авторов Стратегии «К европейской интеграции», в 2015 году уровень

ВВП на душу населения, рассчитанный по паритету покупательной способности, достигнет 12—13 тысяч долларов. При этом авторы Стратегии считают, что ускоренный и стойкий экономический рост обеспечит и устойчивое развитие страны.

Как нам кажется, в условиях новой Украины после демократической революции 2004 года темпы экономического роста

1 Strategy of Ukraine «Towards European Integration». — K., 2004. — P. 24.в 6—7 % являются недостаточными. Развивая экономическую демократию и народное предпринимательство, Украина способна развиваться темпами 12—15 % в год, а при привлечении иностранных инвесторов темпы экономического роста могут достигать 15—18 %. Именно поэтому, чуть ли не самым главным стратегическим императивом является обеспечение не только лишь экономического роста, но сочетания экономических, экологических и социальных требований развития. Украине не нужно только экономическое развитие ради самого развития. Ей нужна новая стратегия экологически и социально ориентированного устойчивого экономического развития. В этом смысл нового понимания международной конкурентоспособности и конкурентоспособного развития европейского типа. Сегодня очень важно разработать приемлемые концепции устойчивого развития Украины как основы для разработки Национальной стратегии.

Одной из наиболее интересных научных концепций устойчивого сбалансированного развития Украины является концепция, разработанная Временной специальной комиссией по вопросам будущего развития, возглавляемая бывшим народным депутатом, академиком НАН Украины И. Р. Юхновским . Ценность этой концепции в ее инновационном характере, в сочетании принципов устойчивого развития с инновационно-опережающим развитием. Желая ознакомить читателей с этим важным проектом, мы приводим его текст (Дополнение 1) в конце книги, ограничившись здесь лишь некоторыми комментариями. Отметим также большую роль, которую должна играть Верховная Рада Украины в разработке внутренней и внешней политики и национальной стратегии развития Украины в соответствии с Конституцией Украины.

Авторы концепции делают особенное ударение на том, что устойчивое развитие объективно является глобальным процессом и его нельзя рассматривать в ограниченных национальных рамках той или другой страны, в том числе и Украины. В соответствии с Конституцией Украины человек, качество его жизни, уровень благосостояния и здоровья определяются как наивысшая социальная ценность. Поэтому наивысшая цель стратегии устойчивого национального развития формулируется так: «Лучшое качество жизни для каждого теперь и для поколений, которые приходят». Эта простая формула является понятной и приемле

1

Стратегія розвитку України. — К.: Верховна Рада України, 2005.мой. Эта концепция принципиально по-новому ставит проблему формирования и развития человеческого капитала Украины, как единственно возможную основу для конкурентоспособного инновационно-опережающего развития. Этому надзаданию авторы подчиняют все другие задачи устойчивого развития, в том числе и экономический рост, и построение информационно-интеллектуального общества знаний, и реинтеграцию Украины в европейское и евроатлантическое содружество.


< Попередня  Змiст  Наступна >
Iншi роздiли:
МЕСТО УКРАИНЫ В МИРЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ
3.4. НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
3.5. НОВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ УКРАИНЫ. ПОМОЖЕТ ЛИ УКРАИНЕ ГЛОБАЛЬНЫЙ ПЛАН МАРШАЛЛА?
Частина 2. ГЛОБАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ
Частина 1. ГЛОБАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ
2.8. ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО И ПЕРСПЕКТИВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 2. 2.7. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, МАРКЕТИНГ И МОНИТОРИНГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 1. 2.7. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, МАРКЕТИНГ И МОНИТОРИНГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Дисциплiни

Медичний довідник новиниКулінарний довідникАнглійська моваБанківська справаБухгалтерський облікЕкономікаМікроекономікаМакроекономікаЕтика та естетикаІнформатикаІсторіяМаркетингМенеджментПолітологіяПравоСтатистикаФілософіяФінанси

Бібліотека підручників та статтей Posibniki (2022)