Posibniki.com.ua Економіка Глобальное устойчивое развитие Частина 2. ГЛОБАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ


< Попередня  Змiст  Наступна >

Частина 2. ГЛОБАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ


Правда, у «новых технологических стран» существуют свои особо острые проблемы. Да, Украина на первом этапе независимости прошла трансформацию от уклада государственного деспотического социализма к криминальному и теневому капитализму, что вполне уместно называют «общественным строем криминализма» . Этот уклад — наибольшая, если не смертельная угроза Украине на пути ее развития.

Если Украина после десяти лет рукотворного кризиса станет на безальтернативный путь технологической модернизации экономики с полным отказом от инерционного примата традиционного индустриального развития и с постепенным переходом к постиндустриальному, информационно-интеллектуальному характеру развития, она сможет существенно уменьшить разрыв с высокотехнологичными странами, улучшить динамику расходов и результатов производства ВВП на душу населения с перестройкой структуры экономики и всего воспроизводительного процесса.

Для Украины, как и для других европейских постсоциалистических стран, особо опасной является допущенная в США десинхронизация, дезинтегрированность, дисбаланс воспроизводительных процессов новых и старых отраслей экономики. Стратегия развития Украины должна обеспечивать не создание спекулятивных глобальных корпораций типа «Майкрософт», а последовательное инновационное оплодотворение и технологическую модернизацию своих внутренних производственно-эко

1

Сенчуков В. И. Концепция оптимального курса рыночных реформ. — К., 1999.

— С. 4.номических структур, обеспечивая повышение их международной конкурентоспособности и экспортной ориентации. Усиление динамической сбалансированности и внутренней интеграции экономики Украины неминуемо даст большой позитивный долгосрочный эффект. А это, в свою очередь, откроет возможность для поэтапной интеграции Украины в глобальное пространство не в качестве сырьевого придатка и рынка сбыта, а на конкурентоспособной основе, что обеспечивает эффективную защиту национальных интересов.

Интеграция экономики Украины в глобальное пространство нуждается в создании особенных условий «инвестиционной среды» для привлечения глобальных высокотехнологичных инвестиций и для удержания в стране и реинвестирования выработанной прибыли. Одних законодательных решений недостаточно. Особенную роль играет наличие трудовых ресурсов с высокими профессиональными качествами, наличие системы высококачественного образования, масштабное развитие фундаментальной и прикладной науки. Нужны массированные инвестиции в модернизацию производства. Наука и образование должны стать основными направлениями модернизации. Тогда, как предвидел Т. Шевченко, и к нам придет «Апостол правды и науки» как воплощение образа общества справедливости и благосостояния для всех.

Одним из важнейших императивов глобализации является ускоренное формирование внутренней национальной институционной среды и рыночной инфраструктуры, способных выдержать огромное давление негативных глобализационных факторов и абсорбировать у себя влияние позитивных факторов и результатов глобальных трансформаций. В условиях глобализации возрастающую, если не определяющую роль играет инновационноинформационная внутренняя инфраструктура стран (наука, образование, культура, религия, система воспитания детей, семья, организация труда и т.д.).

Развитая инвестиционная среда выступает фактором преимуществ в условиях глобальной конкуренции. В составе и структуре институционной среды стоит особенно выделить фондовый рынок, без которого финансовый капитал не начинает двигаться и не получает возможности выхода на глобальное пространство. Особую роль играет венчурный малый бизнес, что обеспечивает глобальным, транснациональным и национальным (внутренним)корпорациям перенос инноваций в структуру внутренней экономики и их ускоренное инновационное развитие. То есть речь идет о комплексной системе, включающей стратегические финансовоинвестиционные контуры, которые обеспечивают последовательные, беспрестанные, долгосрочные вложения в экономику страны, их расширенную реинвестицию.

Вышерассмотренной инвестиционной среды, отвечающей требованиям глобализации, в Украине еще не создано. В этом государство свою роль не выполнило. Поэтому иностранный инвестиционный капитал не только не приходит, но в последний период интенсивно уходит. Только в 2001 году ушло более 1 млрд долларов иностранного капитала, а пришло в 3 раза меньше. Сохраняется злокачественная тенденция ухода из внутреннего рынка Украины национального капитала и его вливания в глобальный капитал. По имеющимся данным, всего за последние 10 лет вывезено из Украины уже свыше 40 млрд долларов США. Этому способствует и тотальная долларизация экономики страны, и действие «налоговой империи», и допущенные государством сверхлиберизация и тенезация экономики, нарушения закона экономической компрессии.

Отсутствие необходимой развитой рыночной и инновационной инфраструктуры, полная неразвитость институционной среды, заблокированная либерализмом роль государства — все это ведет к деградации экономики и препятствует ее последовательной, поэтапной интеграции в глобальное экономическое пространство. Отсюда формально либеральная (открытая) экономика Украины является фактически закрытой кланово-бюрократическими и государственно-коррумпированными барьерами. Существующая в Украине «экономика государственного коррупционизма и криминализма» есть инвестиционно непривлекательной и все больше отрывается от новой глобальной экономики и выталкивается из процессов глобальной интеграции. Украина теряет много своих глобалистских шансов и эффективности глобальной интеграции.

Поэтому стратегическим императивом развития на будущие

7—10 лет является ускоренное создание государством инновационной рыночной инфраструктуры и инновационной институционной среды. Если такая стратегия будет успешно реализована,

Украина получит дополнительный глобализационный шанс.

Дело в том, что на теперешнем этапе глобализация порождает одну очень специфическую закономерность и внешне парадок-сальную тенденцию. Фронт или круг глобального экономического оборота сужается и все более концентрируется в «кругу первом» элитных глобальных стран (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Нидерланды, Швейцария). Под воздействием самодостаточности финансово-технологических достижений Запада зона глобального инвестиционного, следовательно, и экспортно-импортного пространства сжимается в силу особых конкурентных интересов главных западных стран. Глобальная зависимость этих стран друг от друга растет — растут и масштабы и глубина их интеграции. А глобальная зависимость западных стран от других не только не растет, а даже уменьшается.

Вот лишь некоторые данные, которые подтверждают такие выводы. Главные страны Запада направляли друг другу такие части общего объема их экспорта (по годам): в 1953 г. — 38 %; в 1963 г. — 49 %; в 1973 г. — 54 %; в 1990 г. — 76 %. По ориентировочным данным за 2000 г., эта цифра выросла до 81 %. Часть импорта, полученная из развивающихся стран, уменьшилась во второй половине 90-х годов до 1,2 % от их общего ВНП. В настоящее время более 90 % внешних инвестиций идут в США из стран семерки плюс Швейцария и Нидерланды. Эти 9 стран получают более, чем 60 % капиталовложений США, которые инвестируются за рубежом .

В итоге, западные страны, реализуя свои глобальные стратегии, против своей воли, открывают часть глобального пространства для отстающих незападных промышленноразвитых стран, таких, как Украина, и даже создают глобальный вакуум, в который эти страны могут войти и закрепиться.

Этим стратегическим глобализационным шансом Украина должна воспользоваться, несмотря на усиленное давление, перетягивание на свою сторону и попытки привязать Украину к себе со стороны России. Внезапное (выгодное России) воссоединение энергетических систем в 2001 г. и драматические заявления некоторых высокопоставленных представителей России о том, что без Украины экономику России возродить невозможно, а также рьяные попытки навязывания системы коллаборационизма с действующим властным режимом Украины и смехотворные обвинения руководителей Правительства Украины, выступивших против энергетической экспансии России в Украине — все это звенья одной цепи. Единственное,

1 ж. «Отечественные науки и современность». — 2001. — № 1.

— С. 150—151.чему противится Россия, — это установление режима свободной торговли без искусственных барьеров. Здесь очевидно одолевает страх перед конкуренцией со стороны Украины.

Сжатие глобальной зоны экономического обмена элитных западных стран на фоне того, что глобализация коснулась (и то пока частично) лишь 1/3 населения Земли — это огромный дополнительный шанс для интеграции Украины в глобальное мирохозяйственное пространство. Но этот шанс имеет очень жесткие временные ограничения — не более 10—15 лет. В этот период, в соответствии с нашими глобальными прогнозами, уже более 2/3 населения Земли будут охвачены глобализацией, а страны — главные глобализаторы неминуемо выйдут из «круга первого» элитарной глобализации и перейдут к реализации своих стратегий тотальной глобализации.

История отводит Украине лишь 10—15 лет для реализации собственных стратегий инновационного опережения и повышения уровня международной конкурентоспособности до уровня европейских стран с интеграцией в Европейский Союз. В этом мощном союзе глобальная судьба и развитие Украины будут намного безопаснее, чем в настоящее время. Украину ожидает огромная работа по структурной и институционной трансформации экономики для ее успешной глобальной интеграции и достижения максимально высокой эффективности и конкурентоспособности.

В условиях интенсификации глобализационных процессов особая роль должна быть отведена ускорению темпов экономического развития при одновременном улучшении структуры, качеств роста и развития. Как уже говорилось и подчеркивалось, для Украины в ее теперешнем положении неприемлемы традиционные средние западные темпы ежегодного роста экономики в 2—3 %.

За период кризиса 1991—2001 гг. Украина потеряла 75 % ВВП и около 15 млн рабочих мест. Возобновление экономики на новой качественной основе должно проходить в динамике 15— 20 % в год. Тогда Украина сможет получить эффект ускоренного опережающего развития. Такой темп может быть получен за счет наиболее репродуктивных отраслей пищевой и легкой промышленности, а также путем форсированного развития малого и среднего бизнеса на новой, высокой информационно-технологической основе. А для этого нужно принять стратегические государственные решения в области налоговой политики и обеспечить эффективное стимулирование народного предприниматель-ства. Очевидно, что на будущие 10

—15 лет нужно освободить малый бизнес от налога на прибыль и НДС. Этим государство взорвало бы класс коррумпированных чиновников и создало бы эффективную базу накопления национального капитала и мощный внутренний источник инвестиций, который воспроизводится на расширенной основе народной экономики.

Малый бизнес для таких стран переходного периода, как Украина, Польша, Турция и другие, становится поистине «большим бизнесом». Его специфическая роль проявляется и в том, что он выступает в роли амортизатора и буфера против шоковых ударов уродливой глобальной финансовой сферы, которая все больше приобретает характер виртуально-спекулятивной деятельности, что ведет, по мнению такого авторитета, как Дж.Сорос, к глубокому кризису глобального капитализма. Неучастие глобального малого украинского бизнеса в прямых глобальных финансовых потрясениях, непривязанность его к доллару, иене или другой глобальной валюте плюс вложенный высокий удельный вес малого бизнеса в ВВП, скажем, 70 %, как в США, могли бы обеспечить стабильное развитие экономики Украины, даже в период глобальных финансовых потрясений. А это продвигало бы Украину ближе к уровню успешных стран Европы. В условиях, когда глобальная стабильность и глобальная безопасность развития подорваны, и, как показал мировой финансовый кризис 1997— 1998 гг., глобальная дезинтегрированость (отрыв) мировых финансов от реальной экономики стали необратимым процессом, у таких стран, как Украина, нет других механизмов самозащиты, кроме народного предпринимательства и малого бизнеса.

Глобальная дезинтегрированость составляющих внутреннего реального производства и финансовой сферы дополняется негативным влиянием усиления виртуализации новой глобальной информационной экономики, что наглядно видно на примере США, где сегодня сосредоточенно 72 % информационного рынка. В части глобальной дезинтегрированости отрасли новой информационной экономики США постепенно превращается в мировую лабораторию негативного опыта, как когда-то СССР служил мировой лабораторией негативного социального опыта. Как показывает опыт США, новая информационная экономика на ее теперешнем этапе развития путем отрыва от старой экономики

1

Сорос Дж. Кризис глобального капитализма. — М., 1998.не обеспечивает реальную и эффективную окупаемость инноваций и капитальных вложений. Однако, она вызывает огромный ажиотажный рост кредитной денежной массы и перенакопление, сверхинвестирование капитала, спровоцированные ажиотажными массовыми ожиданиями. В итоге сдерживается рост производительности труда, а следовательно, и общее торможение экономической динамики. Как подтверждает Нобелевский лауреат, американский профессор Р. Солоу, «...повсюду значительные признаки грядущей компьютерной эпохи, кроме статистики производительности труда» .

Такая кризисная «фазовая заминка» и самоторможение глобальной информационной экономики дает возможность таким странам, как Украина, подтянуться в гонке за глобальным лидером и сделать все возможное, чтобы у нас новая информационная экономика (НИЭ) оплодотворяла старую индустриальную экономику. Такая стратегия может обеспечить общий ускоренный экономический подъем и конкурентоспособную интеграцию в европейские экономические структуры, которые также пока отстают в гонке за глобальными лидерами. Этот дополнительный шанс европейской реинтеграции Украиной может быть реализован только при условии повышения эффективности государственного и корпоративного менеджмента. Государственному руководству Украины необходимо применять экстренные меры по внедрению современных систем менеджмента, которые обеспечивают национальные интересы.

Именно от эффективного менеджмента, его соответствия интересам развития зависит создание и запуск новых прорывных инновационных технологических структур, что, подобно комплексу Института Патона, КБ Антонова и других, обеспечивает развитие целых опережающих секторов и отраслей экономики. А, следовательно, и общий подъем.

Государственному руководству Украины пора осознать, что отечественные чиновники — компрадоры и чужие советники толкают Украину на крайне опасный путь развития — путь традиционного индустриализма в условиях общей внутренней криминализации. Именно эти острые проблемы необходимо безотлагательно решать. Проваленная Административная реформа может дать злокачественный эффект усиления этатизации и бю

1

Мировая экономика и международные отношения. — 2001. — № 2.

— С. 6.рократизации систем менеджмента. Этого допустить нельзя. Государство несет полную ответственность за то, чтобы выстроить систему демократического менеджмента в стране (политического, экономического, социального) и обеспечить на этой основе продвижение к гражданскому обществу. Без экономической демократии и эффективного социального механизма экономического чуда в Украине не будет. Да и как ожидать экономического взрыва в стране бедняков, которые потеряли надежду? Такая страна обречена на вечный догоняющий характер развития, что означает консервацию отставания и превращения в «средне развитое» государство Европы с населением 30 млн человек.

Концепция традиционного, догоняющего развития Украины — бесперспективная. Она подрывает национальную идею величия страны, обезоруживает и демобилизирует нацию. Открывать новые направления развития и дополнять своими инновациями действующие направления — вот лозунг для Украины как молодого государства, не обремененного гонкой вооружений и глобальных обязательств.

Глобальные страны-лидеры и их глобальные ТНК тянут на себе огромный груз капитальных инвестиций, которые еще не окупились. Откладывая инновации до полной амортизации вложенного капитала, ТНК умышленно тормозят технический прогресс.

Украина не обременена своими глобальными вложениями капитала и может эффективно воспользоваться таким фактором. Кроме того, на теперешнем этапе наши внутренние инвестиции в аналогичные технологии и инновации обходятся намного дешевле, чем на Западе. Это дополнительный позитивный фактор. Реализовать это преимущество Украина сможет лишь в случае эффективного направления корпоративных и государственных инвестиций в инновационное русло.

Транснациональные корпорации и страны Запада стремятся к монополизации инноваций и максимальной закрытости их в кругу основных элитных глобальных стран. Трансфер высоких технологий и инноваций в отстающие страны всячески тормозится.

Монополизация инноваций ведет к подавлению международной конкуренции в области технологий. Это дает Западу лишь временный эффект, а затем вызывает потери. Свободная конкуренция, как двигатель прогресса, неминуемо порождает монополию и застой. Не потому ли Украина имеет приоритет в производстве лучших в мире танков Т84А и уникальных самолетов ХХІ столе-тия «Руслан», «Мрия», АН-70? Здесь есть возможность прорыва через определенные сегменты мирового рынка.

Украине, как и другим странам переходной экономики, пока трудно рассчитывать на какой-то особо благоприятный глобальный климат. На теперешнем этапе глобальное давление возрастает. Но в недалекой перспективе неминуемы изменения не только самой глобальной сцены, но и актеров, которые играют на ней, а также содержания их ролей. Наши глобальные прогнозы показывают неизбежность улучшения общей глобальной ситуации, усиления «глобальной демократии», большей интеграции, синхронизации и гармонизации мирохозяйственного развития. К этой более благоприятной полосе Украина должна себя подготовить, чтобы стать активным и сильным, равноправным глобальным игроком. Политика антиглобализма ничего Украине дать не может. Усиление глобализации носит объективный характер.

В то же время Украина должна выступать против приемов силовой глобализации в исключительных интересах стран «Золотого миллиарда». Эти страны-глобализаторы неминуемо пойдут на то, чтобы в своих же интересах открывать «второй круг» глобализации, раздвинуть его рамки, расширить глобализационный фронт. Украина окажется естественным партнером и участником, без которого невозможно будет обойтись с точки зрения геополитики и геоэкономики. Украина войдет в глобальное пространство со своим экспортом и будет потребителем растущей части глобального экспорта, сосредоточившись на импорте капитала и новых технологий.

Это будет новый уровень безопасности развития Украины .

В политическом и стратегическом плане Украина вместе с другими странами на межгосударственной арене должна бороться за то, чтобы объединенными усилиями государств повернуть глобальный капитализм и глобализацию развития в сторону социализации рыночного развития всех стран, в сторону глобальной социальной интеграции людей Земли. Эта высокая цель должна стать императивом внешнеполитической стратегии Украины. Опыт Запада, вынудивший дикий капитализм ХІХ столетия трансформироваться в капитализм с человеческим подобием, показывает, что это, в принципе, возможно и с новой формацией

— глобализмом, путем трансформации глобального капитализма в социальный глобализм. Человечество уже в ХХІ столетии не

1

О. Г. Білорус та ін. Глобалізація і безпека розвитку. — К., 2001.

— 736 с.минуемо пойдет путем создания новой планетарно-глобальной институционной среды и мировой ноосферной экономики . Ноосферная экономика социоглобализма, несомненно, будет высокоинтегрированной экономикой мира.

Для того, чтобы интегрироваться на региональном (Европа) и глобальном уровне, экономика Украины должна быть глубоко и эффективно интегрированной на национальном (государственном) уровне.

Глобализация экономики не может упразднить национальный (государственный) уровень управления, уровень наций-государств с их специфическими условиями и проблемами. Координация деятельности национальных правительств усилится на уровне международных организаций, таких, как ООН, ВТО, МОТ, ВОЗ и других. Перед ними стоит задача разработать Кодекс поведения стран и международных корпораций в условиях глобализации. В этом Кодексе страны-глобализаторы должны отказаться от присущего им механизма силового распределения и перераспределения мировых богатств в свою пользу. Поведение всех стран должно отвечать объективной природе и закономерностям глобализации. Глобальная экспансия должна быть заменена глобальной кооперацией и глобальной демократией.

Объективные законы глобализации развития и глобальной интеграции 2 нуждаются в радикальных изменениях глобальных стратегий и поведения главных стран-глобализаторов. Если они будут противодействовать этому и продолжать силовую глобализацию лишь для себя, эти законы сурово их накажут, потому что объективной запрограммированости процессов глобализации им не изменить, а насилие над законами может дать лишь временный успех. Поэтому вышеупомянутый Кодекс поведения стран и международных корпораций в условиях глобализации нужен в первую очередь для сдерживания непомерных амбиций странглобализаторов и глобальных ТНК.

Со все возрастающей тревогой, не только антиглобалисты, но и все честные люди планеты и даже идеологи и стратеги капитализма с человеческим лицом, сторонники социализации развития и открытого гражданского общества, приходят к выводам о том,

1

О. Г. Білорус. Глобальна ноосферна економіка. — К., 2001. — 149 с.

2

Белорус О. Г. и др. Глобальные трансформации стратегии развитися. — К., 2000. — С. 417, 421.что теперешние злокачественные и негативные проявления и следствия глобализации выходят далеко за пределы «объективной запрограммированости и меры».

По мнению многих авторитетных исследователей глобализации, слишком многое из того, что оказывается неприемлемым и разрушительным для человечества «... далеко не обязательно выплывает из глобализации как процесса, объективно заданного, ... наиболее угрожающие для человечества глобальные опасности и риски далеко выходят за рамки объективной заданности....Как позитивы, так и негативы, в зависимости от задач и интересов, верховные глобальные игроки могут форсировать в ту или другую (негатив) сторону... и это часто осуществляет существенное влияние на силу глобальной экспансии... и на судьбу народов и стран, лишенных в ситуации глобализации конкурентных преимуществ» .

Стратегии глобальной экспансии, разработанные и реализованные Западом, есть не что иное, как попытки использовать глобализацию исключительно в своих интересах. Подгонка Западом глобализации под свои стратегические интересы стала абсолютно очевидной. Примером и доказательством этого служит такой глобальный проект, как Вашингтонский консенсус, принятый еще в 70-ые годы и реализованный подконтрольными США международными финансовыми организациями, в соответствии с которым кейнсианские (социальные) модели экономического развития заменены на монетаристские, направленные на слом национально-государственных экономических пространств, на подготовку национальных рынков для овладения западными глобальными ТНК. Реализация стратегии Вашингтонского консенсуса дала мощный толчок развитию процессов глобализации. Механизмы Вашингтонского консенсуса в сочетании с механизмами глобализации дают возможность Западу ускоренно перераспределять мировые богатства в пользу глобальных ТНК и главных западных стран.

Украина стала одним из главных объектов глобальной экспансии Запада и, к сожалению, за первые 10 лет независимости не смогла воспользоваться возможностями третьей ядерной страны мира и получить достойную экономическую компенсацию за свою уникальную инициативу добровольного ядерного разоружения. А она была вправе затребовать полную компенсацию десятков миллиардов долларов инвестиций за ядерное оружие.

1

Ю. Н. Пахомов. Украина и вызовы глобализации. — День. — 2001. — № 139.Западные глобалисты одним финансовым ударом как черепашку раскрыли, «отворили» неконкурентоспособную экономику Украины, подвергнув ее самым сильным шоковым ударам либерализации и неолиберализации.

В теперешней глобальной ситуации Украина и другие переходные экономики, и развивающиеся экономики жестко травмируются внезапной открытостью и потерей «экономической компрессии» и садятся на иглу долговой зависимости. Задача этих стран — обеспечить свою экономическую безопасность и защищать национального производителя на протяжении следующих 10—15 лет, пока Украина не достигнет необходимого уровня международной конкурентоспособности. Теперешний компрадорский властный режим не обеспечил защиту национальных интересов Украины и отбросил ее в развитии минимум на 20 лет. Поэтому без демократизации власти и обществ, без реального народовластия Украина не может противостоять такому сильному давлению глобальной экспансии.

Сегодня с полным правом можно говорить о глубоком кризисе западной глобализации мира, о чем убедительно свидетельствует и глобальный финансовый кризис 1997

—1998 гг. и новый синхронный спад в США, Европе, Японии. Украинское «экономическое чудо» было в том, что в отличие от России, Украина не понесла наиболее разрушительных потерь из-за бедности и невтянутости в финансовые рынки. Однако факт стопроцентной долларизации Украины, и то, что стартовый курс гривны упал в 5,5 раза, говорит о новых угрозах глобализации. Единственным ответом на глобализацию является достижение Украиной высокой международной конкурентоспособности.

Поэтому экономическая и вся глобальная дипломатия Украины должна быть направлена на полное овладение глобальными процессами и превращение Украины из бедного человека Европы в полноправное глобальное государство и регионального лидера.

Украина может внести свой весомый вклад в замену западных стратегий глобализации как глобальной экспансии на общемировые стратегии глобальной кооперации и глобальной интеграции в интересах всей «глобальной семьи», в интересах построения демократического, правового государства справедливости и благосостояния для всех.УКРАИНСКИЙ ПУТЬ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР

УКРАИНЫ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

С началом ХХІ века привидение глобализации уже не только бродит по целому миру. Глобализация овладела миром. Угроза тотальной силовой глобализации стала реальной. Известен ее лозунг: «Глобализируйся, или проиграешь»! Сегодня глобализация уже реально стала главным законом мирового развития. Для одних стран она несет новые возможности, для других? большие угрозы. Как избежать или, по крайней мере, смягчить ударные волны глобализации на неподготовленную, внутренне дезориентированную, дезинтегрированную, неконкурентоспособную экономику? Опыт последней четверти ХХ века показывает, что страны, которые не поняли или пренебрегли законами и закономерностями глобализации и не учли ее следствия и силу действия в своих национальных стратегиях, заплатили и будут платить слишком высокую цену.

Одним из самых главных конструктивных лозунгов ХХІ века будет лозунг «Учиться глобализации»! Он вытеснит главный лозунг ХХ века «Учиться торговать»! Но одного лишь изучения процессов глобализации недостаточно. Нужна адекватная действенная реакция-ответ каждой страны на угрозы и вызовы глобализации. Законы и императивы мирового развития начала новой эры, эпохи глобализации и глобальной интеграции ХХІ века требуют и от Украины четкого самоопределения и определения украинского пути и стратегического выбора. Это невозможно без разработки общеприемлимой национальной стратегии развития.

Неоколониальная глобализация или эффективная и конкурентоспособная интеграция в европейские и мировые структуры в национальных интересах? Украина — пассивный объект глобализации или активный субъект глобального развития? Глобализация для глобалистов или глобальная интеграция и гуманизация развития во имя человека как наивысшей, самодостаточной ценности и цели развития? Именно эти важнейшие вопросы поставила современная жизнь перед новой Украиной. От того, какой именно стратегический ответ даст Украина, как и другие новые независимые страны, зависит ее историческая судьба, судьба человечества, судьба нового глобального человека. Без разработки и последовательной реализации национальной стратегии, сори-ентированной на глобальные вызовы, преимущества и угрозы такой ответ является невозможным.

В данной работе ее авторы обобщили результаты своей многолетней работы в отрасли экономики, глобалистики, стратегии и дипломатии, глобального и национального государственного менеджмента, социологии и политологии. Именно междисциплинарный научный подход был положен в основу методологии разработки глобалистской национальной стратегии развития. Важным было и есть убеждение авторов в том, что без овладения закономерностями и законами глобализации и глобальной интеграции, без полного учета их силы и масштаба, разработка любой современной и перспективной национальной стратегии развития будет оставаться формальным актом.

Украина из-за своего геостратегического места и роли является не только региональной, но и глобальной страной. Став великим независимым европейским государством, Украина не может спрятаться в своей национальной квартире. Она должна найти механизмы решения противоречия между своими внутренними, национальными и глобальными интересами.


< Попередня  Змiст  Наступна >
Iншi роздiли:
3.2. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ
3.3. ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
МЕСТО УКРАИНЫ В МИРЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ
3.4. НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
3.5. НОВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ УКРАИНЫ. ПОМОЖЕТ ЛИ УКРАИНЕ ГЛОБАЛЬНЫЙ ПЛАН МАРШАЛЛА?
Дисциплiни

Медичний довідник новиниКулінарний довідникАнглійська моваБанківська справаБухгалтерський облікЕкономікаМікроекономікаМакроекономікаЕтика та естетикаІнформатикаІсторіяМаркетингМенеджментПолітологіяПравоСтатистикаФілософіяФінанси

Бібліотека підручників та статтей Posibniki (2022)