Posibniki.com.ua Економіка Глобальное устойчивое развитие 3.4. НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ


< Попередня  Змiст  Наступна >

3.4. НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ


Как уже отмечалось, Национальной стратегии устойчивого развития Украины еще не существует. Но это не означает, что Правительство Украины ровным счётом ничего не делало и не делает для реализации принципов и требований устойчивого развития. Наступило время перейти от дискуссии к реальной работе. Было бы очень странным, если бы и при новой демократической власти разработка долгосрочной стратегии Украины ве-лась в отрыве от глобальной стратегии устойчивого развития и глобальных целей развития ІІІ-го тысячелетия, утвержденных ООН и принятых к реализации большинством стран мира, в том числе и Украиной.

Правительство Украины полностью обосновано приняло к выполнению Цели Развития Тысячелетия (ЦРТ), разработка которых была инициирована ООН в 2002 году, как органическая составляющая часть будущей стратегии устойчивого развития. В 2003 году Кабинет Министров Украины, а конкретно Министерство экономики и комитет по вопросам европейской интеграции опубликовали национальный аналитический доклад «Цели развития тысячелетия Украины». Этот документ не является стратегией, но может служить в качестве концептуальной основой стратегии .

Адаптация внутренней экономической политики Украины к реализации императивов и «Целей развития Тысячелетия» является безотлагательным делом ввиду обеспечения системного и комплексного подхода к формированию долгосрочной стратегии экономического и социального развития Украины, разработки национальной стратегии устойчивого развития поэтапного перехода к эко-социальной рыночной модели экономики Украины.

Вышеупомянутый аналитический доклад Правительства Украины имеет дискуссионный характер. Проблема его разработчиков в том, что ни одно из предложений еще и до сих пор не имплантировано в программы действий правительства. Вообще, правительственные программы Украины обходят стороной вопрос устойчивого развития. Да, в программном Послании Президента Украины Л. Кучмы Верховной Раде Украины «Стратегия экономического и социального развития на 2000—2004 годы»

2 подчеркивается, что «...основные угрозы нашей государственности смещаются сейчас в плоскость экономической безопасности» . В рамках долгосрочных приоритетов экологической безопасности в этом документе речь идет лишь о применении платного природопользования для воссоздания и рационального использования природных ресурсов. Невооруженным глазом видно, что предложенная программа формирования сбалансированной системы природопользования в Украине с акцентом на

1

Цілі розвитку тисячоліття. Україна. — К., 2003. — 23 с.

2

Україна: поступ у ХХІ століття. — К., 2000.

3

Там же. — С. 90.экологизацию технологий очень далека от Целей развития тысячелетия и от стратегии устойчивого развития.

Опять таки все концентрируется вокруг проблемы стойкого экономического роста. Правительственная стратегическая Программа «Украина-2010» полностью игнорирует проблемы устойчивого развития и адаптацию Украины к Целям развития ІІІ тысячелетия, невзирая на патетическое заявление, что эта программа действий почти гарантирует продвижение Украины в ХХІ век и ее включение в глобальные международные процессы . Во всяком случае, в Программе говорится, что она ориентирована на решение проблем человеческого развития и конкурентоспособности Украины. О какой конкурентоспособности, устойчивом развитии и качестве жизни граждан может идти речь, если на 2010 год ВВП на душу населения в Украине определено на уровне 4—4,5 тыс. дол. США по реальной покупательской способности. А сегодня считается, что для конкурентоспособного присоединения к ЕС ВВП на душу населения в Украине должен достичь в 2010 году 10—12 тыс. дол. США. Прогнозная динамика основных макроэкономических показателей Украины на период до 2010 года не нашла своего подтверждения в реальной жизни. Начиная с 2000 года, прогнозные показатели Правительства Пустовойтенко были явно сдерживающими, заниженными (табл. 3).

Таблица 3

ПРОГНОЗНАЯ ДИНАМИКА

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УКРАИНЫ

2

НА ПЕРИОД ДО 2010 года

Прогнозные макроэкономические показатели Годы (в %)
1998 1999 2000 2001—2005 (среднегодовой) 2006—2010 (среднегодовой)

ВВП–1,5–1278

Частное потребление –3 –2 1,25 6 5,5
Валовое нагромождение основного капитала 32 5 11 13
Экспорт товаров и услуг –15 3,5 3,1 7 7,7
Инфляция декабрь до декабря (НСЦ) 20 19 10 7 5

1 «Програма «Україна-2010». — К., 1999. — С. 91.

2

Там же. — С. 9.В период 2006—2010 годов спрогнозированные Правительством Пустовойтенко темпы роста ВВП и другие макропоказатели являются заниженными, не отвечающими стратегическим целям Украины, таким как ликвидация безработицы, преодоление бедности, переход от экономики, базированной на дешевой рабочей силе к экономике, базированной на дорогой рабочей силе и высокой средней зарплате.

Предвыборная программа Президента Украины В. А. Ющенко «Десять шагов навстречу людям» определила на 2005—2010 годы высшие макропоказатели развития. Ежегодный прирост ВВП предусматривается на уровне 10—12 % против 5—6 %, предусмотренных «Программой «Украина-2010», предложенной Правительством Пустовойтенко в 1999 году. Предусматривается создать за 2005

— 2010 годы более чем 5 млн новых рабочих мест, что обеспечит снижение уровня безработицы до 1

—2 %, увеличение уровня средней зарплаты в 2 раза и снижение уровня бедности населения почти в 2 раза, при сдерживании уровня инфляции в 5

—6 %.

В рамках разработки Национальной стратегии развития Украины и глобальной стратегии Украины особо важным моментом является принятие и реализация среднесрочной (5

—10 лет) Государственной программы структурной модернизации экономики Украины в направлении создания европейской модели экологоэкономической социально-ориентированной рыночной системы. Безотлагательным заданием на 2005—2010 гг. является разработка Национальной стратегии устойчивого развития Украины на период 2005—2020 годов.

В этом отношении вызывает значительный интерес концепция стратегии «Украинский прорыв», опубликованная бывшим кандидатом в Президенты Украины А. Кинахом , который был затем Первым вице-премьером Украины в Кабинете Министров Ю. В. Тимошенко.

Объективно оценивая неудовлетворительное состояние экономики Украины, уровень ее международной конкурентоспособности и перспективы развития, А. Кинах считает, что большие потенциальные возможности Украины нужно рассматривать в аспекте соотносительного движения, экономической и социальной динамики относительно других стран в современной глобальной экономической системе. Нынешняя экономическая си

1

Кінах А. Український прорив. — К., 2004.туация Украины, несмотря на оживление 2000

—2004 годов, не гарантирует главного — обеспечения устойчивого роста и развития и ускоренного преодоления на основе этого большого и растущего разрыва между Украиной и странами Запада. За годы экономического кризиса в Украине (1990—1999 гг.) этот разрыв значительно увеличился, и уровень ВВП на душу населения в Украине приблизительно в 30 раз меньше, чем в богатых странах Евросоюза . Даже в перерасчете на реальную покупательскую способность размер ВВП на душу населения в Украине в 7—10 раз ниже, чем в странах Евросоюза. Западные страны, несмотря на низкие темпы роста, постоянно идут в отрыв по сравнению с Украиной благодаря высокой конкурентоспособности и качеству роста, основанном на преимуществах высокотехнологичных производств, которые обеспечивают высокий прирост интеллектуальной добавленной стоимости. С индексом перспективной конкурентоспособности, которая закладывается сегодня на 5—8 лет вперёд Украина занимает 84 место, тогда как Германия — 13, а Финляндия 1—2-ое.

Прогнозы соотносительного развития украинской экономики и экономик стран Запада показывают, что при сохранении нынешней традиционно-консервативной инерционной модели экстенсивного индустриального развития экономики Украины даже с уровнем в 10 %, отставание Украины будет возрастать, потому что через 30 лет ВВП на душу населения в странах Евросоюза будет составлять уже свыше 50 тыс. долларов США. По оценкам западных экономистов даже при условии 10 % ежегодного роста ВВП Украина достигнет соответствия критериям вступления в ЕС лишь через 20—25 лет. Украине нужная экономическая революция, отказ от инерционного индустриализма советского типа и переход на новые качества развития на основе стратегии устойчивого развития. А это является возможным лишь на основе разработки и реализации долгосрочной Национальной стратегии развития Украины, ориентированной на евроатлантические и европейские ценности.

Нынешнее низкокачественное инерционное развитие индустриально-экстенсивного типа, базирующееся на дешевых ресурсах, и крайне дешевой, искусственно обесцененной рабочей силе, не может обеспечить ни стойкости, ни стабильности, ни качества развития. Кроме того, этот тип развития не может быть долго

1

Кінах А. Український прорив. — К., 2004.временным. Из-за того, что еще больше возрастают угрозы от тяжелой инерции постсоветского индустриализма. Неустойчивость темпов роста, зависимость роста от сырьевых отраслей промышленности и от конъюнктуры на металл, химикаты, уголь, руду показывают, что достигнутые в Украине достаточно высокие темпы экономического роста не имеют под собой соответствующей базы, стойкого роста, технологической и экономической конкурентоспособности. А формирование такой базы является невозможным без глубинных преобразований.

Вернемся к выполнению Украиной Целей развития тысячелетия (ЦРТ) ООН. Их нужно рассматривать как новые ориентиры развития стран на глобальную перспективу. Утверждено и рекомендовано всего 8 целей, 18 заданий и более чем сорок показателей. Мы уже говорили о каждой из этих целей. Здесь отметим наиболее релевационную к теме этой книги цель — обеспечить устойчивое развитие окружающей среды. Это цель № 7. И еще, наконец, цель № 8

— развивать глобальное сотрудничество ради развития. Все 8 целей устремлены на устойчивое развитие в интересах людей. Как известно, в Украине в сфере человеческого развития в конце ХХ — начале ХХІ века накопилось много острых проблем. Подписание Президентом Украины Л. Кучмой Декларации тысячелетия ООН (2000 г.) — это не только признание ответственности за неудовлетворительное состояние человеческого развития, но и принятие государством Украина на себя ответственности за решение проблем человеческого развития и качества жизни людей. В чем же заключаются украинские проблемы устойчивого человеческого развития? Авторы аналитического доклада «Украина. Цели развития тысячелетия» вцелом правильно определяют эти проблемы , не указывая на их причины:

• чрезвычайно низкий уровень доходов и уровень жизни основной части населения, распространение массовой бедности, отсутствие среднего класса;

• депопуляция страны, то есть уменьшение численности населения Украины в результате превышения смертности над рождаемостью;

• массовая миграция наиболее талантливых и квалифицированных работников за пределы Украины;

• массовая открытая и скрытая безработица;

1

Упомянутый Доклад. — С. 5.• ухудшение здоровья населения и сокращение продолжительности жизни;

• снижение качества образования, ухудшение качественных характерных человеческих ресурсов Украины;

• низкий уровень социальной защиты и социальных гарантий для населения Украины;

• нарастание отставания Украины по основным параметрам человеческого развития от развитых стран;

• избыточная централизация социальной политики.

Цели развития тысячелетия, определенные ООН, в Украине в последние годы реализуются неудовлетворительно. Поэтому ответственность за это несет режим Л. Кучмы, сутью которого стала тотальная государственная коррупция и социальная демагогия бесконечных обещаний на бумаге. Рассмотрим это на примере конкретных Целей ООН.

Цель 1. Преодоление бедности населения Украины.

До 1999 года законодательно уровень бедности населения Украины вообще не определялся, что вызывает удивление. Лишь в 2000 году выдан Указ Президента «Стратегия преодоления бедности в Украине». Эта стратегия впервые поставила два важных задания.

Задание 1. Уменьшение с 2001 до 2015 года в 2 раза удельного веса населения, стоимость суточного потребления которого не превышает 4,3 дол. США по паритету покупательной способности. В 2001 году Мировой банк рассчитал и установил для Украины очень выгодный — завышенный паритет покупательной способности —

1 грн. = 0,98 дол. США. Он был далеким от реальности.

Задание 2. Уменьшить с 2001 года до 2015 года на 33 % удельный вес бедного населения за национальной границей бедности. Национальная граница бедности в 2001 году была определена на уровне 141,8 грн. в месяц на 1 условного взрослого гражданина Украины. Уровень бедности населения в Украине практически не снижается. Главными причинами бедности в Украине является крайне низкий уровень зарплаты, пенсионного обеспечения, социальной помощи, а также безработица.

Преодоление бедности в Украине режим Л. Кучмы сознательно растягивал на слишком длинный период (15 лет). Фактически речь шла лишь о частичном преодолении бедности, что видно из данных правительственной стратегии (табл. 4).1 грн. = 0,98 дол. США. Он был далеким от реальности.

Задание 2. Уменьшить с 2001 года до 2015 года на 33 % удельный вес бедного населения за национальной границей бедности. Национальная граница бедности в 2001 году была определена на уровне 141,8 грн. в месяц на 1 условного взрослого гражданина Украины. Уровень бедности населения в Украине практически не снижается. Главными причинами бедности в Украине является крайне низкий уровень зарплаты, пенсионного обеспечения, социальной помощи, а также безработица.

Преодоление бедности в Украине режим Л. Кучмы сознательно растягивал на слишком длинный период (15 лет). Фактически речь шла лишь о частичном преодолении бедности, что видно из данных правительственной стратегии (табл. 4).Таблица 4

ПРОГРАММНЫЕ ИНДИКАТОРЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕДНОСТИ

1

В УКРАИНЕ НА 2001—2015 годы

Индикаторы уровня бедности 2001 2004 2007 2011 2015
Удельный вес населения, стоимость суточного потребления которого не превышает 4,3 дол. СШАпо паритету покупательской способности 11,0 9,8 8,6 7,1 5,5
Удельный вес населения, которое живет за национальной границей бедности 27,2 25,0 22,6 21,5 18,4

Данные, приведенные в таблице 4, вызывают грустные размышления. Во-первых, они занижены в базовом 2001 году. По данным Международной организации труда (ООН) в 2001 году около 80 % граждан Украины имели доходы ниже, чем официально установленный уровень бедности. В то же время за годы «кучмизма» 10 «семей» сосредоточили в своих руках 80 % национального капитала за счет ограбления государства и ее граждан в процессе «прихватизации». Во-вторых, режим Л. Кучмы «планировал» уменьшить бедность в Украине за 15 лет лишь на 33 %. То есть полная ликвидация бедности могла быть законсервирована на 45—50 лет. О каком устойчивом развитии, а тем более о повышении качества человеческого развития и жизни могла идти речь?

В-третьих, как показывают отчетные данные, уровень бедности в последние годы «кучмизма» (2000—2004 гг.) в Украине не снижался, а безработица в западных регионах приобрела катастрофические масштабы. Известно, что современный уровень почасовой зарплаты в развитых европейских странах составляет 14—22 евро, а в Украине лишь 0,65 евро. Создается впечатление, что режим Л. Кучмы сознательно перекачивал квалифицированную рабочую силу Украины в Россию, удерживая дома в 2 раза низший уровень оплаты труда и пенсий.

В-четвертых, возникла новая тенденция к негативным изменениям в структуре бедности. Начала расти часть бедных среди работающих граждан работоспособного возраста, особенно среди работников бюджетной сферы (учителя, врачи, работники культуры).

1

Україна. Цілі розвитку тисячоліття. — К., 2004. — С. 6.Еще более негативной выглядит картина бедности населения Украины в сравнении с показателями других бывших стран социалистического содружества, таких как Чехия, Словакия, Польша, Литва, Латвия, Эстония, особенно в динамике за 1991—2004 годы. Имея наиболее благоприятные стартовые условия развития в 1990 году, Украина стала одной из самых бедных стран Европы. Это говорит об особенной ответственности режима Л. Кучмы, который установил диктатуру кланов, режим тотальной коррупции, довел уровень тенизации экономики до 60 %. Теневая экономика не принимает участия в формировании доходов государственного и местного бюджетов и в возобновлении фондов социального страхования.

О катастрофических результатах и перспективных последствиях роста бедности в Украине говорит и тот факт, что даже кучмовское правительство в конце своего существования, анализируя существующую ситуацию бедности в Украине, пришло к выводу, что «... последующее расслоение населения может привести к увеличению удельного веса крайне бедных, роста масштабов застойной бедности, возникновению такого явления, как хроническая бедность. Если отмеченные процессы будут происходить и в дальнейшем, уровень относительной бедности неминуемо вырастет до 45

—47 %, а глубина бедности — до 50

— 55 %» . Поэтому сегодня и на ближайшие 3

—4 года наибольшим безотлагательным заданием правительства Украины является приостановка процесса распространения бедности граждан Украины 2 . Независимо от того, кто будет возглавлять Кабинет Министров, проблема занятости населения, уровня оплаты труда, проблема преодоления бедности граждан в потенциально богатой стране остаются неизменным императивом. Устойчивое развитие в бедной стране немыслимо.

Если говорить о негативных перспективных последствиях распространения бедности в Украине, то прежде всего она «бьет» по демографической ситуации и ведет к прямому уменьшению численности населения, уменьшению трудовых ресурсов, снижению части производительного населения, ведет к усилению массового миграционного оттока экономически активного населения за пределы Украины. Во втором поле это ведет к усилению эксплуатации граждан Украины за рубежом, снижает платежеспособный спрос на

1

Україна. Цілі розвитку тисячоліття. — К., 2004. — С. 7.

2

Кінах А. К. Український прорив. — К., 2004.внутреннем рынке Украины, уменьшает массу внутренних сбережений как инвестиционного ресурса, чем тормозит развитие национального производства и народного предпринимательства. Существующий сегодня уровень бедности населения исключает возможности ускоренной интеграции Украины не только в Европейский Союз, но и в Евроатлантическое содружество вцелом, потому что там действуют стандарты устойчивого развития, конкурентоспособности и стандарты благосостояния населения. Никто не возьмется содержать почти 50 млн граждан Украины.

Как показывает анализ, одним из экономических парадоксов Украины периода «кучмизма» было то, что с повышением темпов экономического развития бедность не только не уменьшалась, но и даже росла, особенно в острейших формах. Это опять таки говорит о безответственности режима Л. Кучмы в вопросах деления доходов. По количеству долларовых и недолларовых миллиардеров и миллионеров, по темпам роста их количества Украина «установила европейский рекорд». Позорным является тот факт, что первым и главным рекордсменом является семья самого Л. Кучмы, бывшего «гаранта» Конституции Украины валютные «сбережения» которой достигли согласно данным зарубежных источников более 10 млрд дол. США. Кучмизм и кучмономика имеют в Украине глубокие корни .

Перед новой, демократической властью Украины стоит сложное задание повышения темпов и изменения качества экономического роста, чтобы оно работало на преодоление бедности и повышение благосостояния граждан. Без этого не будет открытым путь к устойчивому развитию, потому что последний как возможность приходит лишь с повышением качества человеческого развития и достижения принятых стандартов качества жизни граждан. Поэтому и в будущей Национальной стратегии развития Украины, и в Национальной стратегии устойчивого развития Украины приоритетное место должна занять новая, утвержденная Верховной Радой Украины, Национальная стратегия Украины по преодолению бедности, которую Правительство Украины должно было разработать уже в 2005 году 2 . В этой Стратегии главные усилия должны быть направлены на преодоление безработицы, создание в следующие 5 лет не менее как 5 млн новых рабочих

1 Голібард Э. Кучмізм і кучмономіка. — Ч. 1—2. — К., 2006.

2

Утвержденная в 2001 году бывшим Президентом Украины Л. Кучмой «Стратегия преодоления бедности» должна быть пересмотрена или отменена.мест, существенное повышение уровня доходов работающих граждан. Особое внимание следует уделить развитию народного предпринимательства, особенно в форме малого и среднего бизнеса. Перед Украиной стоит большое задание по повышению удельного веса малого и среднего бизнеса в структуре ВВП до уровня, достигнутого странами Европы, то есть до уровня 6070 %. Для успешного развития всенародного предпринимательства нужно создать стимулирующую систему налогообложения вместо нынешней подавляющей системы.

Для уменьшения масштабов бедности целесообразно обеспечить последующее снижение налогового давления на доходы граждан, сократить количество налогов, повысить уровень необлагаемости налогами до прожиточного минимума. Нужно возобновить стимулирующую роль пенсионного обеспечения. Заданием национального масштаба является формирование «среднего класса», то есть повышение удельного веса высококвалифицированных кадров в общей массе трудовых ресурсов Украины. Актуальным становится введение государственного обязательного минимума почасовой оплаты труда наемных работников и повышения удельного веса зарплаты в структуре себестоимости продукции до 50 %, по сравнению с нынешними 10

—12 %. В развитых странах, экономика которых базируется на дорогой рабочей силе и высоком благосостоянии работающих, удельный вес оплаты труда во ВНП составляет до 70 %.

Цель 2. Обеспечение качественного образования на протяжении жизни.

Как европейское государство Украина объективно развивается как общество знаний. Разработанная Министерством образования и науки Украины Национальная доктрина развития образования (утвержденная Указом Президента в 2002 году) в качестве главной своей цели предусматривает «создание условий для развития личности и творческой самореализации каждого гражданина Украины, воспитания поколения людей, способных эффективно работать и учиться на протяжении жизни, оберегать и приумножать ценности национальной культуры и гражданского общества, развивать и укреплять суверенное, независимое, демократическое, социальное и правовое государство как неотъемлемую составляющую европейского и мирового сообщества» .

1

Національна доктрина розвитку освіти. — К., 2002.Главной проблемой Украины в отрасли образования является повышение качества образования и конкурентоспособности образовательных учреждений. Не менее важным является повышение уровня охватывания образованием всех групп граждан.

Важным показателем (индикатором) качества образования в современных условиях является часть действующих государственных стандартов образования Украины, соответствующих требованиям европейского сообщества. В табл. 5 приводится детализация индикаторов в динамике по периодам (в %).

1

Таблица 5

Индикаторы (в %) 1997 2000 2004 2007 2011 2015
Охватывание образованием детей в возрасте 3—4 года в дошкольных заведениях 46,4 50,7 57 60 63 65
Охватывание начальным образованием детей в возрасте 6—9 лет ... ... 99,3 99,5 99,8 100
Охватывание высшим профессиональным образованием лицв возрасте 18—22 лет (1—4 уровень) 45,2 53,4 60 63 65 67
Охватывание высшим образованием 3—4 уровней аккредитации 30,7 38,8 42,2 49 51 65

Как видим, ни до 2011, ни до 2015 года не предусмотрено 100 % уровня индикаторов государственных стандартов образования, которые отвечали бы требованиям европейского сообщества. А это фактически означает отложенное устойчивое развитие человеческого капитала и повышение качества человеческого развития в Украине. Украина теряет свои высокие прежние достижения в области образования, что неизбежно влияет и на развитие науки. Сегодня является вполне очевидным, что переход Украины к конкурентоспособной инновационной модели развития экономики является невозможным без совершенствования системы образования, потому что именно через образование, через человеческий капитал идет первичное внедрение достижений науки и техники.

1

Цілі Розвитку Тисячоліття. Україна. — К., 2004.

— С. 9.Начиная с 1996 года, в Украине действует конституционная норма об обязательности полного общего среднего образования. Но в 2001/2002 учебном году лишь 56,9 % жителей 15—17 лет учились в 10

—12 классах. Часть молодежи получала среднее образование в профессионально-технических учебных заведениях. Оставляет желать лучшего качество образования в сельской школе Украины. До 2011 года Украина должна обеспечить 100 % охватывания детей полным средним образованием. Этого требуют и евроинтеграционные интересы нашего государства.

Особое место занимает высшее профессиональное образование Украины. В последние годы отмечается количественный рост системы высших учебных заведений за счет негосударственных учреждений. При этом растут и проблемы качества подготовки кадров. Большинство негосударственных высших учебных заведений еще не имеют ни соответствующей материальнотехнической базы, ни необходимого уровня преподавательского состава. Для ускоренного повышения качества подготовки профессиональных кадров высшей квалификации необходимо принять Государственную программу интеграции высшей школы с научными заведениями Украины. Каждый исследователь должен стать преподавателем, продуцировать и передавать свои новые знания студентам — новым специалистам, которые понесут их в производство и в общество. Органическая интеграция ВУЗ с академическими НИИ — требование времени. Мы должны обеспечить эффективность такой интеграции уже до 2011 года. Тогда, как и в Европе, в ЕС и ОЭСР у нас подготовка кадров будет научной, а наука станет университетской. Последующее содержание науки в изолированных гетто многочисленных академий наук является нецелесообразным. Без интеграции науки и высшего образования было бы напрасным говорить о готовности интеграции Украины в ЕС. В ближайшие годы следует разработать новую систему государственного финансирования и негосударственного кредитования ВУЗ всех форм собственности, а также студентов и преподавателей ВУЗ, которые нуждаются в средствах соответственно на стипендии, оплату учебы, приобретения жилья. Инвестиции в образование — это инвестиции в человеческий, интеллектуальный капитал. Они должны расти синхронно с ростом объемов ВВП Украины. Информатизация и компьютеризация системы образования, особенно сельской школы, требует от государства мобилизации финансовых ресурсов, в том числесокращения непродуктивных расходов. Резервы для реализации такого подхода в Украине большие. Прежде всего следует прекратить практику перекачивания средств госбюджета в олигархические структуры. Следует принудить всех платить налоги.

Цель 3. Устойчивое развитие окружающей среды.

За период независимости экологическая ситуация в Украине не улучшилась. В 2004 году режим Л. Кучмы признал экологическую ситуацию как кризисную , объясняя это пренебрежением объективными законами развития и воссоздания природноресурсного комплекса, структурными деформациями народного хозяйства, при которых преимущество предоставлялось развитию сырьедобывающих наиболее экологически опасных отраслей промышленности. Деиндустриализация Украины в период 1995—2002 годов привела к уменьшению выбросов в атмосферу в 1,4 раза, но это не обеспечило решения проблемы устойчивого развития окружающей среды. Внедрение некоторых элементов экономического механизма природопользования, в том числе налога на загрязнение атмосферы, еще не является эффективным.

Поддержав Цели развития тысячелетия в отрасли экологии, Украина взяла на себя относительно небольшие, ограниченные обязательства и задания по устойчивому развитию окружающей среды на 2001—2015 годы. Это задание по увеличению части населения, имеющей доступ к питьевой воде, которая отвечает национальным стандартам в городах и селах; задание по стабилизации до 2015 года загрязнения воздуха стационарными и подвижными источниками; задание по расширению сети заповедников и природных национальных парков до 10,4 % от общей территории Украины. В таблице 6 приведена система индикаторов выполнения вышеупомянутых заданий за период 2001

—2015 годов. При небольших позитивных сдвигах относительно питьевой воды для населения как в городах (с 86 % до 96 %), так и в селах (с 63 % до 75 %), и откладыванием этих сдвигов на конец периода возникает проблема соответствия национальных стандартов европейским стандартам питьевой воды. Как известно, и качество, и подача воды в Украине остаются проблемными. Если объемы вредных выбросов в атмосферу от стационарных источников загрязнения планируется удержать на том же уровне (4,05—4,1

1

Цілі Розвитку Тисячоліття. Україна. — К., 2004.

— С. 14.млн тон в год), что является высоким уровнем загрязнения, то по подвижным источникам загрязнений Украина обязательств на себя не брала вовсе. А сегодня загрязнение атмосферы автомобилями в таких городах, как Киев, Харьков, Донецк, Днепропетровск уже превышает уровень индустриальных загрязнений. Поэтому об эффективности политики устойчивого развития окружающей среды при режиме Л. Кучмы говорить не стоит, потому что эта эффективность отсутствовала. Объяснялось это одним — дефицитом капиталовложений. В то же время при содействии власти олигархи вывезли за границу много миллиардов долларов прибыли, оставив Украине экологические и социальные проблемы. Правительство Украины стоит перед крайне серьезными проблемами по защите окружающей среды и устойчивому развитию. Решение этих проблем является возможным лишь на экономической основе путем перехода на эко-социальную модель рыночной экономики в Украине, о которой речь будет идти дальше.

Таблица 6

Индикаторы 2001 2004 2007 2011 2015
Часть населения городов и поселков городского типа, которая пользуется питьевой водой национальных стандартов, % 86 87 88 90 93
Часть сельского населения, которая пользуется питьевой водой национальных стандартов, % 63 64 66 69 75

Объем вредных выбросов, которые попадают в атмосферу от стационарных источников загрязнения, млн т/год

4,054,154,204,204,10

Площадь природных биосферных заповедников и национальных парков, % от общей территории Украины 4,2 6,1 7,5 8,6 10,4

Взяв на себя международное обязательство по расширению площади природных биосферных заповедников и национальных природных парков, власть пошла на прямое их нарушение. Так, на границе Киевской и Черкасской областей под видом заповедника было отгорожено десятки тысяч приднепровских лесов для «царской охоты» властьпридержащих. Такой же «заповедник» разбит в Ивано-Франковской области с центром в с. Гута, на косеАзовского моря. В нарушение Конституции Украины президенту соседнего государства был сделан царский подарок, под охотничий дом которого передали около 600 га земель Ялтинского заповедника в Крыму. Покидая пост, экс-президент раздал большой массив заповедных земель Пущи-Водицы, Конча-Заспы и других заповедных зон вокруг Киева своим сторонникам. Неморальная власть и дела ее неморальны. Такую власть еще ожидает Божий и народный суд.

Правительство Украины должно не на словах, а на деле обеспечить реализацию интегрированного подхода к устойчивому развитию окружающей среды, когда решение экологических проблем является не только национальным заданием, но и инструментом справедливого распределения общественного богатства, которое должно реально влиять на технологическую и структурную модернизацию экономики и обеспечение устойчивого развития Украины вцелом. На примере лишь некоторых рассмотренных выше заданий Украины по реализации Целей Развития Тысячелетия видно, какие огромные по масштабам задания стоят перед Украиной. Как нам кажется, сегодня было бы очень неправильно рассматривать отдельно проблемы экономического роста, проблемы конкурентоспособности, проблемы устойчивого развития и проблемы европейской интеграции. Все стратегии по решению этих проблем нужно органически объединить в одном документе — Национальной стратегии развития Украины на период до 2025 года. Разработка такой стратегии — безотлагательное задание новой власти.


< Попередня  Змiст  Наступна >
Iншi роздiли:
3.3. ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
3.2. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ
Частина 3. ГЛОБАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ
Частина 2. ГЛОБАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ
Частина 1. ГЛОБАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ
Дисциплiни

Медичний довідник новиниКулінарний довідникАнглійська моваБанківська справаБухгалтерський облікЕкономікаМікроекономікаМакроекономікаЕтика та естетикаІнформатикаІсторіяМаркетингМенеджментПолітологіяПравоСтатистикаФілософіяФінанси

Бібліотека підручників та статтей Posibniki (2022)