Posibniki.com.ua Бухгалтерський облік Становлення та розвиток обліку, контролю і аналізу в Україні ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА, ОТЧЕТНОСТИ И ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


< Попередня  Змiст  Наступна >

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА, ОТЧЕТНОСТИ И ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


В условиях развивающихся рыночных отношений эффективное управление производственной деятельностью организации предъявляет новые требования к организации бухгалтерского учета, качеству представляемой учетной информации, необходимой для принятия научно обоснованных управленческих решений. Переход экономики нашей страны на условия рыночных отношений, укрепление статуса организаций на отечественном и международном рынках, в условиях становления и развития международного сотрудничества, потребовали определенных изменений и дополнений в применяемую ранее методологию бухгалтерского учета.

Законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности должно обеспечивать: единообразие ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций всеми организациями; сопоставимость учетной информации различных организаций; достоверность учетной информации каждой организации.

Изменение нормативных документов по организации бухгалтерского учета и составлению отчетности может привести к изменению договорных отношений, повлиять на принимаемые решения и тем самым на экономические результаты деятельности организации. Законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона «О бухгалтерском учете и отчетности» и иных актов законодательства Республики Беларусь.

Организации, руководствуясь законодательством, нормативными правовыми актами, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из их структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности. Таким образом, ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике организации, сформиро-

ванной в соответствии с законодательством. Систему регулирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Рис. 1. Регулирование организации и ведения бухгалтерского учета

Рис. 1. Регулирование организации и ведения бухгалтерского учета

Однако ни в Законе «О бухгалтерском учете и отчетности», ни в других законодательных и нормативных актах не рассматривается классификация бухгалтерского учета по выполняемым им функциям, а так же нет выделения ни управленческого, ни финансового учетов. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно, с учетом международного опыта, внести дополнения в законодательство. Одной из серьезных новаций в законе должно стать разделение бухгалтерского учета на две части — финансовый и управленческий. При этом управленческому учету необходимо отвести функцию обеспечения информацией внутреннего управления организацией. Регулироваться управленческий учет должен лишь внутрифирменной нормативной и методической документацией, а вмешательство государства в управленческий учет целесообразно свести к нулю.

Для становления и дальнейшего развития управленческого учета, целесообразно, на государственном уровне организовать экспертноконсультативный орган, призванный на основе взаимодействия государства и бизнеса содействовать:

• разработке и реализации программы развития управленческого учета в республике в рамках осуществления государственной политики в области совершенствования системы управления и повышения конкурентоспособности белорусских организаций на международном рынке;

• координации деятельности государственных законодательных органов с научными и деловыми кругами в области развития управленческого учета, стимулированию применения наилучшей мировой практики с учетом национальных особенностей;

• созданию оптимальных условий для формирования профессионального сообщества в сфере управленческого учета и методологичес-кой базы организации и ведения управленческого учета в организациях республики.

Рис. 2. Структурно-логическая модель организации учета на микроуровне

Рис. 2. Структурно-логическая модель организации учета на микроуровне

Результаты проводимых исследований показывают, что развитие управленческого учета является поэтапным процессом, зависящим от изменений экономики в целом, а так же от конкурентной ситуации и задач, стоящих перед организациями. Управленческий учет дополняет действующую систему учета и отчетности организации теми показателями, процессами, отчетами, которые необходимы для достижения ею своих стратегических целей. В зависимости от стратегии развития организации можно выделить следующие этапы становления управленческого учета:

1. Главенство управления затратами и бюджетирование — на этапе главенствует такой фактор конкуренции как цена и снижение издержек;

2. Этап регулирования финансовых потоков — связан с введением планирования и выделения центров затрат;

3. Главенство эффективного управления уникальными ресурсами, развитие уникальных знаний и компетенций — выход на первый план нефинансовых и качественных параметров конкуренции.

Актуальность проблемы организации и ведения управленческого учета в организациях республики не вызывает сомнения. В настоящее время интерес к проблемам управленческого учета все возрастает, не смотря на то, что специалисты в этой области пришли к единому мнению о сущности и роли управленческого учета в управленческой информационной среде отечественных организаций.

Одной из причин сложившейся ситуации, на наш взгляд, является предположение об уникальности организации управленческого учета в каждой организации. В тоже время, проводимое исследование свидетельствует также об отсутствии в республике единого представления о его предмете и объекте управленческого учета, применяемых методах и способах внедрения его в информационную структуру конкретной организации. В связи с этим существует необходимость выделить основные понятия, критерии и методы, которые позволили бы идентифицировать систему учета как систему управленческого учета.

Основной функцией управленческого учета, на наш взгляд, является внутренний маркетинг, подразумевающий кропотливую работу по изучению функционирования действующей организации. С его помощью можно составить полную картину финансово-экономического состояния субъекта хозяйствования в любой момент времени, выяснить запас ее прочности, определить потенциал и перспективы развития.

В связи с чем, можно предположить, что целью организации управленческого учета является формирование и отражение во внутренней отчетности организации данных о состоянии, динамике ресурсов и результатов операционной, финансовой и инвестиционной деятельности путем обобщения плановой, фактической и аналитической информации как в целом по организации, так и по сегментам деятельности для принятия решений на различных уровнях управления.

Таким образом, считаем, что основой управленческого учета является структурированная информация, собираемая и анализируемая в мониторинговом режиме.

Работоспособная система управленческого учета обязательно должна включать в себя следующие основные элементы: центры (зоны) ответственности; контролируемые показатели; первичные документы управленческого учета; учетные регистры для группировки данных; формы управленческой отчетности; учетные процедуры сбора, обработки и представления информации пользователям.

Информация о финансово-хозяйственной деятельности, состоянии финансов и имущества поступает руководителям организации из двух источников:

— традиционные формализованные источники информации;

— система внутреннего контроля и служба внутреннего аудита.

Управленческая отчетность в настоящее время представляет собой отчеты, разработанные самими менеджерами конкретной компании, уникальные для каждой организации. Причем количество этих отчетов определяется конкретной ситуацией, требованиями сегодняшнего и завтрашнего дня. Формы представления данных в них бывают самые

разные — таблицы, графики, диаграммы, словесные описания и т.д. В то же время многие управленческие отчеты не имеют необходимой для менеджера информации, а вместо этого перегружены большим количеством ненужной информации.

К управленческой отчетности применимы все общепринятые требования, предъявляемые к отчетности организаций. Соответствие отчетов предъявляемым к ним требованиям необходимо выяснять у пользователей этих отчетов.

Чем сложнее управленческая структура, тем большее значение имеет правильный выбор системы показателей деятельности, правильное функционирование системы, то есть своевременное определение показателей и эффективность их с точки зрения отражения задач, стоящих перед каждым подразделением. Система управленческих отчетов должна отражать принятую практику управления организацией. Это объясняется тем, что внутренние отчеты, подготавливаемые бухгалтерией, используются администрацией самого предприятия. Содержание этих отчетов меняется в зависимости от их целевого назначения и уровня руководителя, для которого они предназначены.

Грамотно составленная в соответствии с требованиями менеджмента и своевременно представленная управленческая отчетность позволяет обеспечить решение следующих задач: быстрый обзор деятельности; представление информации о фактической эффективности; определение существующих проблем и недостатков, а также указание на потенциальные проблемы в будущем; предоставление информации для выбора оптимальных вариантов решения вопросов и проблем повседневной деятельности, а также представление информации для принятия стратегические решений.

Системы формирования отчетности должны быть разработаны таким образом, чтобы обеспечить предоставление отчетов руководству в кратчайший срок после окончания отчетного. Решения о частоте формирования периодических отчетов и о приемлемой задержке в их предоставлении должны приниматься с учетом соотношения затрат и выгод.

Не существует стандартного набора управленческих отчетов с единым форматом и общей структурой, которые были бы приемлемы во всех ситуациях. Ниже приведены некоторые требования к формату управленческих отчетов, следование которым позволит оптимизировать представление управленческой информации: доступность для восприятия; степень детализации; контекст предоставляемых данных; стандартизация; ориентация на центры ответственности и т. д.

Структура управленческой отчетности включает в себя отчеты в соответствии со следующей классификацией: комплексные отчеты; отчеты по ключевым показателям; аналитические отчеты.

Целевой установкой внутреннего аудита является не только помощь аппарату управления в поддержании эффективного контроля над различными звеньями управления и направлениями функционирования организации, но и, что не менее важно, оценка деятельности предпри-ятия с точки зрения его финансово-экономической устойчивости для предоставления обоснованных предложений ее повышения.

Современный внутренний аудит выполняет разнообразные задачи, к которым, в частности, относятся:

• анализ и оценка систем внутреннего контроля, управления рисками, корпоративного управления;

• расследование случаев мошенничества;

• содействие в работе внешнего аудитора;

• участие в специальных проектах (носящее, как правило, консультационный характер).

Основой внутреннего аудита, руководящим правилом в работе внутренних аудиторов должны являться стандарты профессиональной деятельности, если не соблюдены эти стандарты, то функционирование отдела внутреннего аудита не будет соответствовать своей главной цели, а, следовательно, будет не эффективным и нецелесообразным.

Таким образом, в системе управления внутренний аудит занимает важное место по обеспечению менеджмента качественной информацией. Данную задачу он может эффективно решить при минимальных затратах с помощью системного контроля за деятельностью организаций на базе мониторинга их отчетности и путем организации комплексного экономического анализа, опираясь на результаты работы имеющихся функциональных служб. Внутренний аудит может многое, но не является универсальным решением всех проблем организации.

На сегодняшний день складываются благоприятные условия для того, чтобы внутренний аудит продемонстрировал свои широкие возможности и доказал свою необходимость как собственникам, так и менеджменту организаций. Л. Ф. Киселюк, канд. екон. наук, ст. викладач, Київський національний економічний університет імені Вадима Гетьмана І. В. Тропіна, викладач, МАУП


< Попередня  Змiст  Наступна >
Iншi роздiли:
СИСТЕМА УЗГОДЖЕННЯ ПОДАТКОВОГО І ФІНАНСОВОГО ОБЛІКУ ВИТРАТ
СОЦІАЛЬНО-ЕКОНОМІЧНИЙ ЗМІСТ ВИТРАТ ВИРОБНИЦТВА
УЧЕТ ЗАТРАТ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АВС): ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
СТАН ТА ПЕРСПЕКТИВИ РОЗВИТКУ ФІНАНСОВОГО КОНТРОЛЮ В УКРАЇНІ
ЕКОНОМІЧНА ОЦІНКА ДІЯЛЬНОСТІ СІЛЬСЬКОГОСПОДАРСЬКИХ ПІДПРИЄМСТВ ТЕРНОПІЛЬСЬКОЇ ОБЛАСТІ
Дисциплiни

Медичний довідник новиниКулінарний довідникАнглійська моваБанківська справаБухгалтерський облікЕкономікаМікроекономікаМакроекономікаЕтика та естетикаІнформатикаІсторіяМаркетингМенеджментПолітологіяПравоСтатистикаФілософіяФінанси

Бібліотека підручників та статтей Posibniki (2022)