Posibniki.com.ua Економіка Глобальное устойчивое развитие Частина 3. 2.5. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И МАРКЕТИНГА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


< Попередня  Змiст  Наступна >

Частина 3. 2.5. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И МАРКЕТИНГА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


Во-вторых, современное состояние в таком важном деле, как модернизация производства, имеет тенденцию к улучшению конкурентоспособности и в то же время к сокращению негативных влияний на окружающую среду. Но как раз с модернизацией производства в ЕС возникают существенные проблемы, в том числе отставание от США и Японии в инновационной деятельности.

В-третьих, современная политика ЕС и деятельность, направленная на исследование, технологию и развитие (RTD) — смогут улучшить деятельность в отношении защиты окружающей среды.

Но при этом указанная политика не будет способствовать трансформации производства настолько, чтобы достичь конкурентоспособности в рамках устойчивости .

Опыт ЕС в поддержке и содействии научной деятельности в интересах конкурентоспособности и устойчивости является настолько значительным и перспективным, что он заслуживает на детальное изучение и эффективное использование другими стра

1 Khosla, The Road from Rio to Johannesburg, Millennium Paper Issue 5, UNED Forum, London, 2001.нами, регионами и континентами. Ведь здесь речь идет о сотрудничестве, связи, а возможно, и интеграции таких мощных движущих сил развития, как конкурентоспособность и устойчивость. Проблема, на наш взгляд, заключается в выяснении, где, в чем они сотрудничают, что их соединяет. Наш ответ однозначен: это инновации, это передовые технологии, это базированная на знаниях экономика. Сотрудничество конкурентоспособности и устойчивости должно эффективно отвечать социально-экономическим потребностям. Как этого достичь? На наш взгляд — с помощью стимулирования холистического подхода, усиления инновационных возможностей европейской промышленной системы, а также содействия бизнесу и услугам, построенных на новых прогрессивных технологиях и новых рыночных возможностях. Эти три фактора, эти три процесса и являются ответом на вопрос, а как эффективнее всего обеспечить связь, сотрудничество конкурентоспособности и устойчивости. Этот холистический подход является надежным ответом на главные вызовы общества, в том числе в отношении занятости.

Очень важно, что исследование устойчивой мобильности и эколого-, и потребительско-дружеских процессов, изделий и услуг в конечном итоге способствует качеству жизни.

Устойчивое развитие, таким образом, способствует конкурентоспособности, а конкурентоспособность помогает устойчивому развитию. Задача поддержки европейской конкурентоспособности — это серьезная стратегическая проблема в свете неудач ЕС в отношении конкурентов из других континентов, в первую очередь с Соединенными Штатами. Страны ЕС находятся сейчас в такой невыгодной ситуации, когда они меньше, а временами гораздо меньше, способны переложить свои научные знания в инновации. Не только исследования, но также инновации, особенно учитывая новые концепции (эко-промышленность), должны поощрять конкурентоспособность. И все это должно происходить в контексте осознания, что окружающая среда и развитие связаны очень сложным и часто запутанным образом .

И еще одно существенное замечание: указанные процессы никоим образом не могут ограничиваться нынешними границами

1 Hirschausen and Bitzer, The Globalization of industry and innovation in Eastern Europe: from post-socialist restructuring to international competitiveness. —Cheltenham, UK. MA: Edward Elger, 2000.ЕС. Это должна быть не только Западная, а вся Европа. Расширенной Западной Европы недостаточно. Необходимо работать — включая конкурентоспособность и устойчивость — ради всей Европы, Большой Европы. Именно здесь можно наиболее эффективно достичь наилучшего баланса между ростом, социальной справедливостью и защитой окружающей среды. А что, как не это, является благородной, перспективной и гуманной идеей, на которой базируется устойчивое развитие?

Обращаясь к ценному опыту ЕС, не будем забывать еще одно важное обстоятельство. Европа сегодня является одной из наилучших лабораторий, где успешно выковываются научные и технологические орудия для устойчивого развития. Реализация идеи Европейского исследовательского пространства с целью устойчивого экономического роста, с большей занятостью и социальным прогрессом — помогает реализовывать захватывающую цель — сделать Европу до 2010 года континентом с наиболее конкурентной и динамической экономикой, основанной на знаниях.

Стратегии устойчивого развития отмечаются значительным разнообразием в отношении постановки целей, масштабов, характера, содержания мониторинга и оценки. Это особенно заметно, когда идет речь не столько о национальных, но и региональных стратегиях. Такие региональные стратегии исходят естественно из местных особенностей, они не могут не учитывать конкурентных условий того или другого региона. Страны разных регионов нашли такой процесс особенно ценным, имея в виду вопросы приоритетного характера, присущие данному региону. Начало инициировала Конференция по вопросам окружающей среды в Рио (1992 г.). Так появляются Средиземноморская, Латиноамериканская стратегии. В 1993 году была одобрена всеобъемлющая «Программа действий в отношении окружающей среды для Центральной и Восточной

Европы».

В декабре 1999 г. Европейский Совет поручил Европейской

Комиссии подготовить предложения в отношении долгосрочной стратегии по интеграции политики экономического, социального и экологического устойчивого развития. В марте 2001 года Европейская Комиссия подготовила конструктивный документ (SES (2002) 517), содержащий предыдущие предложения с анализом вызовов и возможностей стратегии ЕС. В июне 2001 г. былаодобрена Европейская стратегия устойчивого развития . Это произошло на заседании Европейского Совета в Гетебурге. Стратегия была подготовлена с учетом пятилетних планов действий некоторых членов ЕС. Согласно с новой стратегией главные подходы Европейской политики в отношении устойчивого развития включают:

• оценку влияния (и реального и перспективного) устойчивости на весь процесс развития в странах ЕС;

• институции ЕС должны неуклонно совершенствовать и развивать политику внутренней координации между разными секторами стратегии;

• государства-члены развивают национальные планы устойчивого развития.

Деятельность ЕС в отношении реализации указанной стратегии свидетельствует, что существенные принципы и элементы в основном выполняются. Здесь дает о себе знать, в первую очередь, общее политическое руководство этим процессом, построение стратегии на существующих механизмах и планах, активное участие в процессе разных прослоек, согласованность между стратегическими приоритетами и бюджетом и т.д.

В планировании развития значительное место занимают секторальные и межсекторальные подходы. Речь идет о транспорте, энергетике, сельском хозяйстве, образовании, здравоохранении. Каким бы удачным и содержательным не был бы секторальный план на бумаге, однако он будет иметь слабые стороны, если будут слабыми механизмы сближения. Сотрудничество, а в конечном итоге и интеграция, между секторами будут тормозиться, если недостаточными будут критерии устойчивости и временных рамок в общем национальном процессе планирования. Определение критериев устойчивости и хронологических рамок является сложным делом. Дело в том, что эти параметры должны отвечать разным условиям, которые существуют в разных секторах. Но в конечном итоге ответ нужно искать в рамках стратегии устойчивого развития. Полезным, в частности, является опыт маленькой Ямайки 2 . Здесь созданы хорошие возможности для систематического сбора данных и анализа. Это осуществляется в рамках ши

1 European Strategy for Sustainable Development. European Council, 2001.

2 Johannesburg 2002, Country Profiles Serves. Jamaica. UN. N.Y. 2002 (this official UN document provides information on the implementation of Agenda 21 by all UN member states).рокомасштабных докладов, способствующих интеграции секторальных планов.

Само начало представления указанных докладов происходит, начиная с 1990 года, по линии Организации Объединенных Наций — ее Программы Развития (ПРООН) . С тех пор более чем 350 национальных, субнациональных и региональных докладов были посвящены проблемам человеческого развития. Эти доклады были опубликованы в 130 странах и благодаря им было внедренно концепцию человеческого развития, которой активно занимается ПРООН. В основу концепции человеческого развития положено такой принцип. Для измерения человеческого развития берется ВВП на душу населения, уровень образования, продолжительность жизни человека. Основные элементы указанного подхода заключаются в следующем:

• большая ориентация на человека, участие правительственных структур, бизнеса и гражданского общества;

• акцентирование на критическую обеспокоенность. В большинстве стран доклада о человеческом развитии дают общую картину. Со временем доклады стали адресоваться специфическим темам. В последнее время значительное количество докладов посвящается проблемам бедности (Бангладеш, Бенин, Камбоджа, Камерун, Мадагаскар, Намибия, Нигерия, Сьерра-Леоне и др.). Доклады стран Центральной и Восточной Европы и СНГ фокусируются на процессах перехода от центрально-плановой экономики к рыночной;

• значительная роль играют механизмы планирования, включая систему специальных индексов. Характерной особенностью ряда докладов является выделение показателей по регионам или группам (индекс бедности и т.д.);

• доклады ценны тем, что дают представление о человеческих настроениях, о приоритетах национального развития. Исторический опыт о значительном, преобладающем акценте в национальных стратегиях делается на защите окружающей среды. При чем, ответственность за создание стратегии берет на себя министерство экологии. Здесь и содержится определенная опасность изоляции указанного стратегического процесса от других ключевых аспектов стратегии, в частности тех, которые курируют министерства финансов, экономики и т.д.

1 UNDP. Making New Technology Work for Human Development, The Human develop-ment Report, UNDP, N.Y. 2001.Рассмотрим некоторые стратегии, посвященые защите окружающей среды.

Конвенция о биологическом многообразии. Национальные стратегии биомногообразия подготовлены и действуют во многих странах. Эти планы, как правило, включают систематический анализ существующих проблем, а также заключение ряда соглашений между общественными и частными организациями относительно того, как имплементировать разные положения Конвенции о биологическом многообразии от 1992 года. Указанные планы являются базой детальных программ, которые направлены на то, как отдельные страны предполагают руководить своими биологическими ресурсами. Интересный опыт накоплен Индией. В 1999 г. по линии министерства окружающей среды была подготовлена национальная стратегия действий в отношении биомногообразия. Потом были задействованы более детальные планы действий. Этот широкий процесс будет иметь своим результатом подготовку таких важных документов, как 20 местных планов действий, 30 планов общегосударственного уровня, 10 межштатных эко-региональных планов, 14 национальных тематических планов. Все эти планы должны в конечном итоге войти в общий национальный, но в то же время указанные документы остаются независимыми планами действий.

Особенно значительное и характерное место среди стран, которые составляют и имплементируют национальные стратегии устойчивого развития, занимает Канада. Ее опыт по своему содержанию, объему, механизмам является уникальным. Речь идет действительно об эффективно действующей триаде — правительство, бизнес и гражданское общество, действительно являющиеся двигателями устойчивого развития. Особенно значимой является роль канадских научных центров и институций.

Руководящим, основополагающим документом в отношении содействия устойчивому развитию является «Руководство для зеленого правительства» . Конкретные стратегии устойчивого развития готовят соответствующие правительственные структуры. Этот процесс должен состоять из трех частей.

Во-первых, вызову устойчивому развитию посвящена концепция устойчивого развития с акцентированием на важных экономических, социальных, и экологических измерениях. Формулируется це

1 Government of Canada. A Guide to Green Government. Ottawa, Canada.1995.лая серия целей, которых необходимо достичь. Это и есть начало формулировки стратегии соответствующими департаментами.

Во-вторых — планирование и принятие решений в отношении устойчивого развития — определяет политику, маркетинговые и управленческие механизмы, способствующие процессу устойчивого развития. Поощряется интегрированный подход к планированию и принятию решений, основанный на передовой науке и анализе.

В-третьих, планирование департаментской стратегии устойчивого развития. Это главный этап. Стратегия формулируется в ясных, четких и конкретных формулировках. Шесть шагов рекомендуется для указанного планирования — подготовка профильного характера (что делает данный департамент и как), оценка деятельности данного департамента — как эта деятельность влияет на устойчивое развитие, консультативная работа со всеми участниками этого процесса, определение целей и задач департамента, робота над конкретными планами конкретных действий, создание механизмов для мониторинга, отчетности, улучшения уровня работы департамента.

В отношении содействия стратегии устойчивого развития необходимо иметь в виду, что на каждой стадии важно, чтобы и цели, и подход были хорошо известны всем участникам процесса, всей общественности той или иной страны. Как только в принципе будет согласован вопрос о стратегии устойчивого развития, нужно подготовить рабочий проспект, какой бы во временных рамках ставил, в частности, такие важные вопросы:

• определение в широком плане цели стратегии устойчивого развития, какую миссию она должна выполнять, чего она должна достичь;

• какие специфические цели выдвигает стратегия, сущность и характер связи между стратегией и неотложными современными проблемами;

• основные принципы и руководящие установки данной стратегии;

• обзор и оценки компонентов стратегии — участники, информация, мониторинг, принятие решений — как все эти компоненты будут работать;

• определение специфических целей стратегии, план конкретных действий и шагов в отношении реализации стратегии;

• применение индексов для оценки сделанного;• оценка приобретенного опыта и нужных ресурсов .

Вышесказанное позволяет утверждать, что независимо от того, кто является инициатором национального планового процесса, нельзя обойти фундаментальный вопрос: насколько широкомасштабной должна быть стратегия? Универсального ответа здесь нет и быть не может. Это зависит от мотивов инициаторов, специфических условий, существующих в данной стране, и от того, кто может быть реальным участниками этого процесса. Как правило, начинается разговор о стратегиях по проблематике окружающей среды. Но эти тематически ограниченные экологические планы должны войти в масштабные стратегии, нацеленные на долгосрочные решения — не только экологических проблем, но и одновременно экономических и социальных. Чем более широкий объем такой стратегии, тем более долгосрочным становится планирование в отношении степени, меры, при которой данная стратегия может быть эффективно интегрирована в плановом процессе и в программах реформ. Тот факт, что ограниченный круг стратегий привел к настоящей интеграционной политике, является показателем значительных политических и плановых ограничений в отношении масштабности подхода.


< Попередня  Змiст  Наступна >
Iншi роздiли:
Частина 1. 2.7. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, МАРКЕТИНГ И МОНИТОРИНГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 2. 2.7. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, МАРКЕТИНГ И МОНИТОРИНГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
2.8. ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО И ПЕРСПЕКТИВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 1. ГЛОБАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ
Частина 2. ГЛОБАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ
Дисциплiни

Медичний довідник новиниКулінарний довідникАнглійська моваБанківська справаБухгалтерський облікЕкономікаМікроекономікаМакроекономікаЕтика та естетикаІнформатикаІсторіяМаркетингМенеджментПолітологіяПравоСтатистикаФілософіяФінанси

Бібліотека підручників та статтей Posibniki (2022)