Posibniki.com.ua Бухгалтерський облік Становлення та розвиток обліку, контролю і аналізу в Україні НАЛОГОВЫЕ И УЧЕТНЫЕ АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДОВ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ


< Попередня  Змiст  Наступна >

НАЛОГОВЫЕ И УЧЕТНЫЕ АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДОВ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ


Развитие рыночных отношений в республике Беларусь, гармонизация отечественного бухгалтерского учета в условиях использования международных стандартов учета и отчетности, а также возрастание роли новых информационных технологий обуславливают становление и развитие налогового учета как отдельной, но взаимосвязанной системы, требующей совершенствования действующего законодательства в целом. с введением налогового учета в организациях республики появилась проблема несоответствия показателей налогового и бухгалтерского учета, которая предполагает возможность существенных преобразований в данной сфере, в частности в сфере нормативного обеспечения бухгалтерского и налогового учета расходов на реализацию.

В торговых организациях к прямым расходам (в целях налогообложения) относятся проценты по кредитам и займам и транспортные расходы, если они не включены в цену приобретения товаров. Рассматривая статью 1 «Транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в организации торговли», следует указать на ее недостаточное информационно-структурное представление, которое не согласуется с нормами Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). В соответствии с указанными положениями затраты по доставке материальных ресурсов транспортом и персоналом организации включаются в состав затрат (издержек). Покупная стоимость товаров формируется с учетом транспортных расходов, оказанных сторонними организациями. Поэтому целесообразно и обоснованно эту статью издержек назвать «Транспортные расходы по завозу товаров» и разделить ее на две подстатьи:

— транспортные услуги по завозу товаров, оказанные сторонними организациями;

— транспортные услуги по завозу товаров собственным автотранспортом.

Такое представление транспортных расходов по доставке товаров в аналитическом учете позволит обеспечить выполнение требований положения о порядке формирования покупных цен, установления цен на реализуемые товары.

В отношении статьи 2 «Транспортные расходы по доставке товаров покупателям» необходимо отметить, что она может быть рекомендована не только организациям оптовой торговли, но и предприятиям розничного звена. Розничная торговля в настоящее время оказывает многообразные услуги покупателям, в том числе транспортные услуги подоставке габаритных грузов, продовольственных заказов, обедов и др. Сервисное обслуживание покупателей является необходимым условием успешной работы предприятий розничной торговли. Следовательно, данная статья издержек обращения обоснованно может быть включена в номенклатуру статей аналитического учета в организациях розничной торговли.

Одним из контролируемых видов расходов торговых организаций являются платежи по кредитам и займам, полученным на осуществление предпринимательской деятельности. Методика бухгалтерского учета процентов по кредитам и займам в настоящее время не имеет законченного характера. Так, в соответствии с действующими Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), проценты по полученным кредитам и займам (за исключением процентов по просроченным кредитам и займам) отражаются в составе издержек обращения торговой организации. В то же время Инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета предусматривает отражение таких процентов (после принятия приобретенных товаров к учету) в составе операционных расходов, а до принятия ценностей к бухгалтерскому учету — в составе фактических затрат по приобретению товаров (на счете 41 «Товары»). Исходя из сущностного содержания данных расходов, вполне обоснованным является их отражение в составе издержек обращения торговой организации. Для целей налогового учета данные расходы также принимаются в качестве внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль. Накапливание информации по данным расходам производится в бухгалтерском учете, в регистре аналитического учета расходов на реализацию к счету 44 «Расходы на реализацию».

В Республике Беларусь в организациях распределению подлежат транспортные расходы и проценты за пользование кредитами и займами, как занимающие наибольший удельный вес в общей суммы расходов. Существует два способа распределения таких расходов. Первый традиционный предполагает распределение с использованием метода усреднения, то есть расчеты производятся по всей сумме фактически реализованных товаров и остатку нереализованных товаров, оставшихся на складе. Второй — распределение суммы транспортных расходов между наименованиями товаров. Согласно Инструкции по налогу на доходы и прибыль сумма затрат, относящихся к остаткам товаров на конец месяца, может исчисляться по среднему проценту этих затрат за отчетный месяц с учетом переходящих остатков на начало месяца, то есть носит рекомендательный характер. Таким образом, при распределении расходов в бухгалтерском учете и для целей налогообложения применяется одна и та же база. В бухгалтерском учете расходы распределяются в порядке, признаваемом и для целей налогообложения. Поэтому для этих целей могут использоваться регистры аналитического учета расходов по субсчету 44-1 «Издержки обращения», согласно типовому плану счетов бухгалтерского учета.

Представляется целесообразным распределять те издержки, которые занимают наибольший удельный вес в общей сумме расходов. Это зависит от особенностей деятельности организации. Так, если организация пользуется кредитами и займами других организаций, но это не носит постоянный характер и не имеет большого удельного веса в общей сумме издержек (не более 5 процентов), то распределение таких расходов не обоснованно. Такая сумма расходов может быть прямо отнесена на счет 90 «Реализация».

В условиях современного хозяйствования особенно актуальным становится вопрос об использовании интернет-технологий. Международная практика показала, что их использование в организациях торговли повышает товарооборот, снижает издержки обращения (в частности, расходы по сбыту товаров). В настоящее время в Республике Беларусь развивается такая форма интернет-технологий как создание интернет-магазинов. Это позволяет потребителю быстро и комфортно получить информацию о торговой организации вне зависимости от времени суток, установить обратную связь с организацией, обсудить качество обслуживания клиента организацией на форуме, значительно упростить и сократить время получения желаемого товара, а также упростить форму расчета за полученный товар. В то же время организация имеет возможность использовать интернет-магазин в качестве рекламы своей деятельности, привлечь иные слои аудитории и выйти на более желаемую аудиторию, быстрого поиска деловых контактов, демонстрации видео и аудио записей, изображений предлагаемых товаров, постоянного контакта с потребителями.

Необходимо решить, являются ли такие расходы нематериальными активами организации, либо их можно признать в качестве ее расходов. Так как организация самостоятельно принимает решение о создании интернет-магазина, привлекая для этого необходимых специалистов, то целесообразно принять такие затраты в качестве расходов. При этом расходы организации интернет-магазина необходимо разделить на:

— расходы на его создание;

— расходы по его обновлению;

— расходы по его ликвидации.

Расходы на создание интернет-магазинов носят долгосрочный характер. Как правило, их использование эквивалентно длительности функционирования самой организации (согласно принципу непрерывности деятельности). Однако организация может в определенный момент прийти к выводу о его нецелесообразности. В этом случае необходимо заранее решать вопрос о порядке распределения таких расходов. Первый вариант распределения — между отчетными периодами, второй — пропорционально интернет-товарообороту организации. В первом случае расходы на организацию интернет-магазина будут либо расходами отчетного периода, либо расходами будущих периодов (в зависимости от принципа признания). Если они признаются расходами отчетного периода, то в конце месяца со счета 44 «Издержки обращения» они будут относиться на счет 90 «Реализация», ес-

ли же — в качестве расходов будущих периодов, то они будут аккумулироваться на счете 97.

Если у организации есть возможность определять ежемесячно товарооборот интернет-магазина, то целесообразным является распределение расходов на его обновление в соответствии с товарооборотом. Распределение происходит по общей схеме распределения расходов между реализованными товарами через интернет-магазин и остатку товаров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль утверждена Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 г. № 19.

2. Инструкция по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.12.2003 г. № 182.

3. Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 89 от 30.05.2003 г.

4. Леонтьева Ж. Г., Гладких О. П. Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов коммерческих организаций. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. — 394с.

5. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). — Мн.: ООО «Информпресс», 2002. — 180 с. Г. О. Партин, канд. екон. наук, доцент, декан економічного факультету Львівський банківський інститут Національного банку України


< Попередня  Змiст  Наступна >
Iншi роздiли:
ВИЯВЛЕННЯ ТА РОЗПІЗНАННЯ РИЗИКІВ АУДИТОРСЬКОЇ ДІЯЛЬНОСТІ
ПЛАНУВАННЯ АУДИТУ НЕМАТЕРІАЛЬНИХ АКТИВІВ
МЕТОДИЧНІ ПРОЦЕДУРИ ВПРОВАДЖЕННЯ ЕФЕКТИВНОЇ СИСТЕМИ ОБЛІКУ ТА КОНТРОЛЮ ВИРОБНИЧИХ ЗАПАСІВ В УПРАВЛІННЯ ПІДПРИЄМСТВОМ
РОЗМЕЖУВАННЯ ОБЛІКУ ВИТРАТ І ЗАТРАТ НА ПІДПРИЄМСТВАХ КОМБІКОРМОВОЇ ПРОМИСЛОВОСТІ
АНАЛІТИЧНІ ПРОЦЕДУРИ КАРТКОВОГО БІЗНЕСУ
Дисциплiни

Медичний довідник новиниКулінарний довідникАнглійська моваБанківська справаБухгалтерський облікЕкономікаМікроекономікаМакроекономікаЕтика та естетикаІнформатикаІсторіяМаркетингМенеджментПолітологіяПравоСтатистикаФілософіяФінанси

Бібліотека підручників та статтей Posibniki (2022)