Posibniki.com.ua Економіка Глобальное устойчивое развитие Частина 2. 1.6. НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И МАРКЕТИНГОВЫЙ ПРОГНОЗ ПЕРСПЕКТИВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


< Попередня  Змiст  Наступна >

Частина 2. 1.6. НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И МАРКЕТИНГОВЫЙ ПРОГНОЗ ПЕРСПЕКТИВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


Наиболее проблемной была и остается ситуация в Суб

Сахарский Африке, где наблюдаются весьма существенные и опасные вызовы. К существующим бедам, в частности таких, как массовая бедность, недоедание и неадекватная инфраструктура добавляются острые проблемы со здравоохранением (СПИД и т. п.). А это фактически означает ослабление основ устойчивого развития в этом регионе. В то же время позитивным является создание ряда субрегиональных организаций, введение в действие некоторых программ сокращения бедности, усиление управления и т.д. Уровень ОПР несколько увеличивается. Но все это только начальные и частичные меры. Нужно еще много чего сделать. Устойчивое развитие нуждается в инвестициях во многих

1 United Nation. Overview of Progress Towards Sustainable Development. C. Technology. Report of the Secretary General. E/CN.17/2004/2.

— 11 Feb. 2004 N.Y.сферах — сельские дороги, транспортная инфраструктура, электричество, вода и санитария. Кроме того, в особом внимании нуждается финансирование образования и здравоохранения. Азия демонстрирует более оптимистическую картину. И хотя сокращение бедности в Восточной Азии стало драматичным, эта ситуация улучшается в Южной Азии. Конечно, для того, чтобы происходили позитивные изменения, большое значение имеет улучшение экономического положения в данном регионе.

Латинская Америка и Карибский регион явно выигрывают по сравнению с другими регионами, прежде всего, в экономическом плане. Существенные неравенства в доходах обуславливают проблемы с широкой поддержкой экономических реформ.

Как отмечается в докладе Генерального секретаря ООН К. Аннана, большинство стран с переходной экономикой, в том числе и Украина, выходят из полосы упадка, когда жизненные стандарты и социальные индикаторы ухудшались. Целый ряд стран получает определенные выгоды от использования природных ресурсов.

Оценивая ход и отдельные итоги за последние годы процесса устойчивого развития, необходимо указать на некоторые характерные моменты. Прогресс, безусловно, наблюдался как в плане формирования основных подходов, включая и концепцию устойчивого развития, так и в плане имплементации принятых решений. Продвижение вперед в осуществлении «Повестки дня — ХХІ», сущность которой заключается в устойчивом развитии, действительно происходит. Но этот прогресс медленнее (а может, даже значительно более медленный), чем ожидалось.

В чем же заключаются причины усложнения ситуации с устойчивым развитием? Сошлемся в этой связи на оценки, данные Генеральным секретарём ООН Кофи Аннаном в своем докладе «Выполняя «Повестку дня — ХХІ» (2001 г.).

Во-первых, это фрагментарный подход к устойчивому развитию. Речь идет о приуменьшении или даже игнорировании комплексности этой проблемы. Берутся отдельные ее компоненты, но рассматриваются они отдельно без линкиджа, взаимовлияния, интеграции. В результате многогранности и сложности процессов устойчивого развития его на практике не рассматривают в единстве, во взаимоотношении экономических, социальных и экологических аспектов.

Во-вторых, мир продолжает использовать гораздо больше природных ресурсов, чем могут выдержать и позволить существующие экосистемы и биосфера в целом.В-третьих, слабость или даже отсутствие политики, которая бы связывала в единое сферы финансов, торговли, инвестирования и технологии, отсутствие подхода к устойчивому развитию на долгосрочную перспективу, на долгосрочность.

В-четвертых, недостаточность финансовых и человеческих ресурсов, которые бы обеспечивали возникновение обязательства государств в отношении «Повестки дня — ХХІ»; развивающиеся страны имеют большие трудности в получении новых технологий и частных инвестиций от развитых стран.

Генеральный секретарь ООН выразил обоснованное убеждение, что прогресс в деле устойчивого развития — при наличии политической воли, практических шагов и общего партнерства — может быть всё же обеспечен .

Участники этого важного процесса — правительства, бизнес и гражданское общество — должны преодолевать указанные генсеком преграды, которые стоят на пути устойчивого развития. Выполнению этих масштабных заданий должно способствовать то, что проблемы устойчивого развития (в соответствии с решениями совещания в Доха, ноябрь 2001 г.) поставлены в контекст глобальных торговых переговоров. Весьма острую проблему финансирования развития предусматривалось решить в рамках Монтеррейского процесса (Международная конференция в Монтеррее, март 2002 г.)

К сожалению, мало что конкретно было сделано для устранения тех преград, на которые указал Генеральный секретарь ООН, прежде всего это фрагментарный, а не целостный, комплексный подход к проблеме устойчивого развития. Следовательно, это весьма существенное задание должно конкретно и перспективно решаться в процессе составления и имплементации стратегии устойчивого развития.

При этом нужно учитывать серьезные угрозы, которые несут с собой разные модели неустоявшегося производства и неустоявшегося потребления. Усилия участников процесса устойчивого развития должны быть адресованы все еще существующей несогласованности в сферах финансов, торговли, инвестиций и технологий. Как и в прошлом, остаётся актуальной нерешенность проблемы финансирования развития.

1 United Nation. Overview of Progress Towards Sustainable Development Report of the Secretary General. E/CN.17/2004/2 –11 Feb. 2004. N.Y.Нынешний этап устойчивого развития характеризуется не столько акцентами на вопросе «Что делать?» (деклараций, планов имплементации, которых уже подготовлено значительное количество), сколько на вопросе «Как это сделать?». С общими, концептуальными подходами уже, кажется, более-менее ясно. Центр тяжести переместился именно к поиску путей, методов, способам решения проблемы устойчивого развития. Здесь ключевую роль должны сыграть национальные стратегии устойчивого развития. При всем разнообразии этих стратегий — как по форме, так и по содержанию, имплементационным механизмам, мониторингу и т.д. — стратегии являются наилучшим путем того, что можно охарактеризовать как управление (governance) историческим процессом устойчивого развития.

Устойчивое развитие есть ничто иное, как ко-эволюционный процесс человеческой и природной системы в условиях постоянных и часто-густо существенных изменений. Поэтому это требует от участников этого процесса более широкого и перспективного взгляда, активной защиты и поощрения как можно большего разнообразия. Здесь речь идет о наличии и сотрудничестве трех систем.

Во-первых, эта естественная окружающая среда, своя собственная идентичность и право на существование — в настоящее время и в перспективе. Природная среда не может рассматриваться как безмерный, безграничный источник ресурсов. Его нужно рассматривать как жизненное пространство, от которого именно зависит наше существование, не говоря уже о деятельности.

Во-вторых, это человеческая система. Обязательным условием здесь есть уважение права на справедливое равноправное отношение к человеку, без дискриминации по расе, религии, происхождению, полу, доходам, образованию, политическим перспективам и тому подобное.

В-третьих, это будущие системы, что предусматривает уже сейчас уважение права на существование и достаточное развитие, благосостояние, грядущих поколений, индивидуумов, экосистем.

За последнее десятилетие ХХ и в начале ХХІ века накоплен существенный опыт в отношении процесса устойчивого развития. Это богатый и многообразный опыт развитых и развивающихся стран. Подходы развитых стран характеризуются сильными акцентами на внутренних вопросах, в частности на ролицентрального правительства, бизнеса и гражданского общества. И только частично (а часто и несколько поверхностно) — на роли внешних факторов, включая и деятельность международных организаций. Это, по нашему мнению, дает возможность развитым странам реальнее и прагматичнее подходить к устойчивому развитию. В то же время, развивающиеся страны уделяют особое внимание роли внешних факторов. Такой подход логичен исходя из уязвимости развивающихся стран к негативным влияниям, которые несет с собой мировая экономика при всё возрастающей роли глобальных корпораций. Понятно, что особую роль в судьбе развивающихся стран играет проблематика более низких цен, внешнего финансирования, задолженности, инвестиций и т.д. И, все же, при всех указанных и многих других беспокойствах и неурядицах, при всех отличиях между указанными группами государств — и те, и другие могут и должны многому научиться друг у друга.

Приведем такой пример. Развитые страны, как известно, ответили на «Повестку дня — ХХІ» планами и стратегиями, которые в основном были направлены на защиту окружающей среды. Поэтому, «зеленые стратегии» в принципе могут стать шагом к комплексным стратегиям устойчивого развития при условии внедрения подхода развивающихся стран, направленного, кроме экологии, на экономические и социальные факторы, и, соответственно, на их взаимодействие, взаимовлияние и интеграцию.

В разработке и имплементации стратегий устойчивого развития Север должен пересмотреть свою политику и практику относительно избыточной эксплуатации природных ресурсов в развивающихся странах. С другой стороны, Юг выиграл бы от более интенсивного развития рыночных механизмов, более эффективного использования правительственных структур.

Достаточно успешным является подход к устойчивому развитию такой развитой страны, как Нидерланды . В основе лежит Национальный план экологической политики, который пересматривается, совершенствуется каждые четыре года. Нидерланды, реализовывая указанные планы, смогли сократить (если не избавится полностью) свой экологический груз, и в то же время до

1 AiD Environment. Strategic Environmental Analysis: A New Planning Framework for Sustainable Development. Amsterdam. 1997; VROM. The Netherlands National Environ-mental Policy Plan 3. Ministry of Housing. The Hagne, 1997.бились дальнейшего экономического роста, повышая национальные жизненные стандарты. Здесь речь идет о таком экономическом росте, который достигается благодаря сокращению материальных, ресурсных расходов.

В Нидерландах на практике реализуется содержательный результативный диалог между правительством, бизнесом и обществом. В ходе этого диалога согласовываются проблемы планирования, задачи, цели, механизмы, имплементация стратегий. В начале 2001 года для развития Национальной стратегии устойчивого развития правительство создало межсекториальный орган, возглавляемый министерской группой во главе с премьерминистром. Министерская группа при этом акцентирует внимание на пяти проблемах — народонаселение, климатические изменения, водоснабжение, биоразнообразие и экономическое развитие, основанных на инновационных подходах. Каждое министерство ежегодно специально отчитывается о своем вкладе в устойчивое развитие, включая его отображение в ежегодном бюджете. Вводится в действие система индексов, дающая возможность надежно и объективно оценивать, что сделано на пути устойчивого развития согласно с намеченными целями на ближайшие десять лет.

Опыт устойчивого развития за последние десять-двенадцать лет позволяет выделить некоторые общие особенности того, что удалось сделать на этом весьма новом и нелегком пути, а также подходы к такому принципиально важному вопросу, которым, бесспорно, является планирование развития. Опыт свидетельствует об особенной роли двух концепций — собственности или партнерства, что означает поворот к новому пониманию роли двусторонних и многосторонних организаций по сотрудничеству в деле развития. Подчёркивается значение концепции участия, что означает фокусировку на плюралистические, процессо-ориентированные формы планирования при важной роли гражданского общества .

Второй принципиально важный итог в процессах устойчивого развития заключается в усилении понимания межсекториального или холистического метода. То есть, ударение на отдельные сектора и процессы — без их сближения, синергии — явно не срабатывает и заменяется взаимозависимостью и новой интеграцией.

1 Hill, National Sustainability Strategies. A Guide to Drafting and Ensuring Participation. The Green Alliance. London, 1996.Национальные стратегии устойчивого развития тем и ценны, что происходят в странах, которые развиваются. Речь идет об ориентации на реализацию общих долгосрочных целей. А это, обычно, усиливает потенции процесса развития. Плюралистический плановый подход обеспечивает еще одно полезное дело — он укрепляет и организует гражданское общество.

Вышеуказанное поощряет повышение квалификации, учебу участников процесса устойчивого развития, а также создает новые возможности, реализует институционные условия для процесса устойчивого развития, концентрирует новые инвестиции в приоритетных сферах. Различные организации, которые занимаются развитием сотрудничества — создают нужные рамки (условия) для национальных стратегий сотрудничества, программ, диалога, координации деятельности доноров. А это все вместе взятое создает солидную базу для нового партнерства в процессе развития.

Анализируя опыт реализации разных современных стратегий развития (национальных стратегий устойчивого развития, всеобъемлющих рамок развития или стратегической программы уменьшения бедности), нужно заметить, что эти процессы происходят независимо друг от друга. А это, обычно, свидетельствует о том, что международное сотрудничество по проблемам развития пока еще достаточно далеко от стадии взаимодействия, сближения, не говоря уже об интеграции. Более того, наблюдается достаточно четкая тенденция пролиферации (расширения) всеобъемлющих и близких друг к другу стратегий, которые конкурируют на уровне ряда стран.

Среди названных трех стратегий можно выделить и кое-что общее, похожее, и важные особенности, присущие каждой из них. Национальная стратегия устойчивого развития в значительной мере преследует цель выполнения «Повестки дня — ХХІ».

Рамки всеобъемлющего развития являются главным образом орудиями управления, стратегическими рамками для развития сотрудничества и донорской координации. И, наконец, стратегическая программа уменьшения бедности является попыткой достичь того, чтобы облегчение груза задолженности приводило к конкретным мерам по сокращению масштабов бедности.

Национальная стратегия устойчивого развития базируется на долгоперспективном определяющем видении устойчивого развития. Однако, нужно заметить, что фактически это неравное виде-ние остается институциолизированным в основном в рамках экологических структур. До сих пор, хотя прошло 12 лет после Рио, усилия концентрируются главным образом в основном на интеграции экологических аспектов во всех политических сферах. Такая перспектива является слабо очерченной в рамках всеобъемлющего развития и не разработана в стратегии сокращения бедности. А все это означает не что иное, как отход от неравного видения устойчивого развития. Национальные стратегии устойчивого развития в соответствии с «Повесткой дня — ХХІ» соединяются с обязательствами донорской коалиции поддержать развивающиеся страны.

Стратегия сокращения бедности в отличие от национальной стратегии устойчивого развития является фактически потребностью ослабления внешней задолженности. Международный валютный фонд и Мировой банк сохраняют право на «окончательное одобрение» и установление временных рамок. Статус рамок всеобъемлющего развития еще не выяснен.

Следовательно, как мы видим, эти три стратегии разные. Возникает простой вопрос: а как их общие принципы будут отображены в общих действиях? Станет ли это продолжением процесса пролиферации плановых подходов?

Опыт устойчивого развития, особенно экологического сектора, свидетельствует о том, что имплементация принципов и эффективности планов имеет свои лимиты. Национальные стратегии, базирующиеся на собственности и участии (активности участников), являются динамичными. И это определяет сложный процесс построения консенсуса. Эти стратегии нуждаются в значительном времени (несколько лет), они также предусматривают минимальную степень институционной поддержки. Они должны быть стратегически интернационализированными. Кроме того, значительную роль тут играет участие всех участников и в маневрировании, и в решении конфликтных ситуаций. До этого нужно прибавить минимум демократично-плюралистических структур. Далеко не все перечисленное здесь наблюдается в каждой стране. Следовательно, исходя из сказанного, указанные процессы отличаются качественно и временными рамками.

Опыт показывает, что самые совершенные стратегии устойчивого развития только в немногих случаях приводят к настоящей политике интеграции. Межсекторное планирование и структуры, которые обеспечивают сближение, в большинстве случаев оказа-лись недостаточно сильными, чтобы преодолеть департаментальный смысл мышления, конфликт интересов. Эта проблема подругому проявляется в других упомянутых здесь стратегиях.

Проблемы возникают и в том, что касается собственности, участия, эффективности процессов даже в экологическом секторе. Это ясно проявляется в международных дебатах о национальных стратегиях устойчивого развития. В меньшей мере выявляется в других двух упомянутых здесь стратегиях. Неясно, как может быть эффективной стратегия уменьшения бедности, когда Международный валютный фонд и Мировой банк сохраняют свое исключительное право на окончательное решение.

Подводя итоги, можно утверждать, что орудия «национального планирования» используются временами излишне, что перегружает процесс. Избыточная активность доноров ведет к эрозии собственности, участия и эффективности планирования.

Опыт устойчивого развития свидетельствует о том, что происходит сближение, конвергенция принципов разных стратегий и процессов, но фактически доминирующей является стратегия устойчивого развития. При этом можно говорить не столько о самой стратегии в форме соответствующего документа, сколько о процессе, деятельности, посредством которых осуществляются принципы устойчивого развития. Ведь, при всей важности принципов, их необходимости как управляющего фактора, главное является все же то, как эти принципы, применяются на практике, как они реально, фактически содействуют устойчивому развитию. Попробуем ответить более-менее полно на этот вопрос, опираясь на опыт формирования и имплементацию стратегий устойчивого развития в разных странах, которые представляют мировой опыт.?????? ??


< Попередня  Змiст  Наступна >
Iншi роздiли:
Частина 2. СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: МАРКЕТИНГОВАЯ ОЦЕНКА МИРОВОГО ОПЫТА
Частина 3. СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: МАРКЕТИНГОВАЯ ОЦЕНКА МИРОВОГО ОПЫТА
Частина 1. 2.2. ЭТАПЫ МАРКЕТИНГА И ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 2. 2.2. ЭТАПЫ МАРКЕТИНГА И ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 1. 2.3. УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Дисциплiни

Медичний довідник новиниКулінарний довідникАнглійська моваБанківська справаБухгалтерський облікЕкономікаМікроекономікаМакроекономікаЕтика та естетикаІнформатикаІсторіяМаркетингМенеджментПолітологіяПравоСтатистикаФілософіяФінанси

Бібліотека підручників та статтей Posibniki (2022)