Posibniki.com.ua Економіка Глобальное устойчивое развитие Частина 3. СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: МАРКЕТИНГОВАЯ ОЦЕНКА МИРОВОГО ОПЫТА


< Попередня  Змiст  Наступна >

Частина 3. СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: МАРКЕТИНГОВАЯ ОЦЕНКА МИРОВОГО ОПЫТА


Правовое урегулирование процесса устойчивого развития, которое определяется в национальном законодательстве, предусматривает целый ряд обязательств участников процесса, включая, конечно, правительства, власть. В частности, здесь фигурируют такие критерии, как требование, чтобы политика устойчивого развития, прежде всего, отвечала потребностям сохранения окружающей среды. Здесь речь идет также о региональном внедрении экономических поощрений, базированных на таких инструментах, как налоги и т.д. Эффективный мониторинг и контроль над имплементацией является приоритетными в политике устойчивого развития. Необходимо назвать и такие критерии, как отчетность правительственных структур, транспарентность, открытые методы содействия процессу устойчивого развития, в том числе при решении конфликтных ситуаций .

Отмечается среди упомянутых критериев и поощрение партнерских отношений между разными участниками процесса устойчивого развития.

1 Swanson. Patting Sustainable Development to work: Implementation through law and policy. — Edmonton, Alberta: Environmental Law Center, 1993.Принципиально важную роль здесь играют экономические инструменты (налоги, субсидии, депозитные схемы и т.д.) Экономические инструменты должны использоваться таким образом, чтобы при этом не нарушались существующие стандарты на стимулирование экологически чистой продукции. В этом отношении интересным является опыт ОЕСР, который одобрил пять специальных критериев, направленных на наиболее эффективное сохранение окружающей среды с помощью соответствующих экономических инструментов. Это — экологическая эффективность, экономическая эффективность, равенство, административные возможности и стоимость приемлемости.

Принципиально важным во всем процессе устойчивого развития, включая и имплементацию, является партнерство всех его участников. Ведь в таком варианте решения будут более уважаться, признаваться и, соответственно, реализовываться. Партнерство участников способствует разрешению такой ситуации, когда отдельные приоритетные вопросы часто пересекаются друг с другом, создавая достаточно негативное влияние на отдельные сектора. Партнерство более эффективно отражается на имплементации по сравнению с тем, если бы участники придерживались разных подходов. Сотрудничество, а еще лучше — партнерство, неотложно требуют создания структурных механизмов, руководящих процессом. Решения относительно роли партнерских отношений между участниками, очевидно, будут более сильными и авторитетными. Эффективным способом достижения указанного партнерства является проведение координационных совещаний, круглых столов, одним из важных результатов которых могут быть интеграционные соглашения. Примером здесь может быть Межправительственное соглашение об окружающей среде, принятое в 1992 году в Австралии. Это соглашение, в частности, предусматривает сближение потребностей разных участников, между центральным правительством и штатами, более успешное содействие защите окружающей среды .

Заслуживает внимания и ценный опыт Непала. Соответствующая стратегия предусматривает построение основных экономических институций, установление общих рамок закона относительно содействия устойчивому развитию. Речь идет также о

1 Dargavel, Guijt, Kanowski, Pace Proctor. Australia: Settlement, Conflicts and Agree-ments. Study for IIED.развитии национальной системы оценки окружающей среды и контроля над загрязнениями, а также о развитии национальной системы и методов планирования .

Принимая во внимание широкий, почти глобальный подход, нельзя в то же время при планировании устойчивого развития пытаться сделать все или почти все. Стратегия, которая построена на таких устремлениях, имеет немного шансов на успех. Такая стратегия превращается в сборник многочисленных проектов, программ, планов, которые просто не будут реально выполняться. Следовательно, нужен другой подход — определение тех целей, которые имеют абсолютный приоритет и для которых вы имеете соответствующие возможности, ресурсы, опыт и т.п. Необходимо планировать то, что действительно может быть осуществлено. Стратегия нуждается в активной и широкой поддержке. Она не может превращаться во что-то фрагментарное и лишенное целостности, взаимосвязи, взаимовлияния. Не следует также забывать, что стратегия устойчивого развития — это единый процесс, а совсем не что-то изолированное и единичное. Стратегия должна быть такой, чтобы адаптироваться к изменениям, которые происходят в той или другой стране. Для стратегии характерная цикличность, где отдельные циклы могут повторяться.

Стоит здесь отметить еще одно условие успеха стратегий устойчивого развития. Это обеспечение на всех этапах — от составления к имплементации — участия широкого круга общественности. То есть речь идет о демократическом характере этого важного процесса. Поскольку ценности, знания, технологии и инновации — которые несут с собой участники, являются, в конце концов, решающими факторами, обеспечивающими успех той или иной стратегии. Именно участники несут с собой важную информацию, добиваясь, чтобы стратегия строилась на общем понимании целей, проблем и путей их решения. Проблема коммуникаций — это очень важная сторона в планировании и выполнении стратегии. При этом не следует забывать, что она означает что-то больше, чем план. Это, собственно, процесс перспективного видения кардинально важных направлений и определения основных подходов к устойчивому развитию. При

1 World Bank. Comprehensive Development Framework Country Experience: 1999-2000.

— Wash. D.C., 2000.этом абсолютно необходимым является обеспечение участия бизнеса, общественных организаций, местного самоуправления и правительств.

Какими же являются основные компоненты стратегии? Это принципиально важный вопрос. Часто стратегии отмечаются слишком общим подходом, декларативностью, отсутствием тех действенных механизмов, какие могли бы эффективно способствовать имплементации. Украина, как известно, не является исключением именно такого характера составления стратегий устойчивого развития. Об этом еще будет идти речь в данной книге.

Следовательно, главные элементы любой стратегии, включая, конечно, стратегию устойчивого развития, заключаются в следующем:

• оценка и диагностирование существующей ситуации относительно развития той или другой страны (основные проблемы, которые ждут своего решения, острые и коренные вопросы, анализ исторического опыта и т.д.);

• программа действий — планирование;

• реализация намеченного — имплементация;

• оценка сделанного и коррекция стратегий.

Для предоставления помощи в совместном создании стратегий устойчивого развития была основана Специальная программа в рамках ПРООН — «Возможности — ХХІ» .

История устойчивого развития свидетельствует о том, что это дело начиналось и развивалось из акцента на окружающую среду, которую впоследствии начали рассматривать в контексте широкой проблемы развития. Следовательно, это реально означает, что перед творцами стратегии устойчивого развития возникает нелегкий вопрос: а что делать с уже действующими стратегиями, в частности, стратегиями экологического характера. Действительность убедительно показывает, что в таких ситуациях единственно разумным и перспективным выходом является создание новой стратегии устойчивого развития, которая должна выстраиваться на базе уже существующих (или существующей) стратегий. Свежие инициативы должны быть связаны с теми процессами, которые уже происходят. Нельзя дублировать или игно

1 Exploring Sustainable Development. WBCSD. Global Scenarios 2000-2050. Summary.

— Geneva, 1997.рировать существующие стратегий или планы, поскольку это подрывает последовательность развития.

Собственно, речь должна идти не о создании нового (в сущности, отдельного) процесса, а об улучшении (временами значительном), усовершенствовании уже существующего процесса развития. Национальные стратегии устойчивого развития должны быть полностью интегрированы в существующие стратегии и планы. Обычно, это задание никоим образом не является простым или легким. Речь идет о достаточно сложных нововведениях, которые встречаются, как известно, не всеми слоями общества одинаково положительно.

Оценивая роль и место стратегий устойчивого развития, никак нельзя обойти вниманием такой принципиально важный вопрос, как противодействие тех кругов (и политических, и экономических), которые побаиваются любых значительных изменений, включая, конечно, и те изменения, которые связаны с устойчивым развитием. К этому нужно добавить и проблемы финансирования альтернативных подходов и, наконец, просто, недостаточную подготовленность тех, кто занимается указанной проблемой .

Принимая во внимание пути и методы преодоления этих трудностей, необходимо, по нашему глубокому убеждению, внедрять в практику публичные дискуссии, переговоры и посредничество между заинтересованными группами и кругами, развитие и достижение политического консенсуса. Как раз национальные стратегии устойчивого развития могут стать теми рамками, где вероятно будут происходить указанные дебаты и достижение консенсуса. При этом необходимо учитывать уже существующие стратегические инициативы в отрасли экономического, социального и экологического развития той или другой страны. Стратегии устойчивого развития должны при этом способствовать рассмотрению и решать указанные проблемы интегрированным способом. Речь идет об улучшении процедур, законодательства, информированности и достижения консенсусных решений. Стратегии устойчивого развития не являются, конечно, панацеей. Но, несомненно, они предлагают принципиально новые подходы к решению коренной проблемы развития. Эта новизна предусмат

1 IUCN. An Approach to Assessing Progress Towards Sustainability: Overview — Approach, Methods, Tools and Experience. Switzerland, 1997.ривает определенное противоречие (контраверсионность) и именно поэтому нуждается в терпении, особенном менеджменте. Не будем забывать, что со времен опубликования Комиссией Брундтланд (1987 г.) прошло не так уж и много времени. С тех пор прогрессивная часть человечества может не так быстро, но неуклонно и постепенно продвигается по пути устойчивого развития. Проделана существенная и основательная работа в определении того, что такое устойчивое развитие и как его достичь. Указанная деятельность убедительно доказывает, что человеческая система есть и будет интеграционной частью экосистемы. Общества являются устойчивыми только тогда, когда человеческие условия являются удовлетворительными или они улучшаются. И, напротив, если одна из этих составляющих является неудовлетворительной или ухудшается, то общество является неустоявшимся. Следовательно, генеральное направление устойчивого развития заключается в улучшении и поддержке благополучия как людей, так и экосистем вместе взятых.

А что означает на практике благополучие людей? А то, что все члены общества в состоянии определить и удовлетворить свои потребности, и имеют достаточный выбор и возможности реализовать свой потенциал. Благополучие экосистем достигается тогда, когда они поддерживают высокое качество и многообразие с тем, чтобы быть в состоянии адаптироваться к изменениям, и иметь широкий набор вариантов на будущее.

При разработке стратегии устойчивого развития необходимо учитывать, что развитие будет становиться устойчивым, если и когда оно улучшает качество человеческой жизни. Стратегия должна помочь людям понять свой потенциал в достижении благополучия. При этом нужно понимать, что экономический рост является лишь одной составной частью развития. Люди видят в самом понятии развития разные элементы. И все же среди них выделяются такие основные элементы, как долгая и здоровая жизнь, образование, доступ к ресурсам, необходимым для достойных стандартов жизни, политическая свобода, гарантированные права человека, свобода от насилия, возможность творческого труда. Следовательно, развитие должно способствовать улучшению ситуации во всех аспектах жизнедеятельности.

Но развитие должно включать и другую принципиально важную сторону — защиту окружающей среды. Развитие должно защищать структуру, функции и многообразие мировых природ-ных систем. Развитие не может не заботиться об экологических процессах, которые формируют климат, очистку воздуха и воды. Речь идет также об усилении биологического многообразия и т.д. .

Стратегии устойчивого развития должны строиться с обязательным учетом негативного влияния таких препятствий, как бедность, неэффективное использование ресурсов, загрязнение, глобальные изменения климата, задолженность. Вполне очевидно, что стратегии должны быть направлены на решение указанных серьезных проблем.

Для того, чтобы увеличилось благосостояние людей, улучшилось состояние экосистем, общества должны усовершенствовать пути и методы ответов на социальные и экологические изменения. Прежде всего, речь идет об общественных ценностях, которые так же важны как в отношениях между людьми, так и между людьми и экосистемами. Ценности, базирующиеся на уважении и заботе друг о друге и об окружающей среде, являются фундаментом устойчивого общества. Коренным здесь является то, как сами люди оценивают свои потребности и приоритеты, как они себя ведут, готовы ли они к новым усилиям.

Важным фактором в создании стратегий и их реализации является знания, наличие необходимой информации, соответствующие данные относительно функций и перспектив экосистем 2 . Экологические, социальные и экономические проблемы являются, как известно, комплексными, сложными. Их взаимодействие не является простым с точки зрения их определения и постоянных изменений. Для того, чтобы справиться с этими нелегкими задачами, нужно иметь солидную научную, экономическую, политическую и философскую подготовку и умение. Понимание характера и сущности экосистем, общества, их взаимодействия требует постоянной и настойчивой научной деятельности. Результаты этой работы должны широко освещаться средствами массовой информации. И здесь особенная роль принадлежит передовым технологиям, как в исследовании упомянутых выше проблем, так и их распространении. Большое внимание должно быть обращено на укрепление и усовершенствование организаций, причастных к стратегическому планированию устойчивого

1 Castri, Younes., eds. Biodiversity, science and development: Towards a new partnership.

— Wallingford, UK: CAB International, 1996.

2 Daily, Gretchen eds. Natural’s services: Societal dependence on natural ecosystems.

— Wash. D.C.: Island Press, 1997.развития. Справедливо считается, что единственным спасением в политике является образование. В отношении устойчивого развития на национальном и глобальном уровнях это является абсолютной истиной. В реальной действительности мы еще очень далеки от минимально достаточного уровня образованности в области устойчивого развития. А без него достижение высоких результатов в этой области, как на национальном, так и на глобальном уровнях, немыслимо.


< Попередня  Змiст  Наступна >
Iншi роздiли:
Частина 2. 2.2. ЭТАПЫ МАРКЕТИНГА И ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 1. 2.3. УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 2. 2.3. УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 1. 2.4. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 2. 2.4. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Дисциплiни

Медичний довідник новиниКулінарний довідникАнглійська моваБанківська справаБухгалтерський облікЕкономікаМікроекономікаМакроекономікаЕтика та естетикаІнформатикаІсторіяМаркетингМенеджментПолітологіяПравоСтатистикаФілософіяФінанси

Бібліотека підручників та статтей Posibniki (2022)