Posibniki.com.ua Економіка Глобальное устойчивое развитие Частина 2. СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: МАРКЕТИНГОВАЯ ОЦЕНКА МИРОВОГО ОПЫТА


< Попередня  Змiст  Наступна >

Частина 2. СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: МАРКЕТИНГОВАЯ ОЦЕНКА МИРОВОГО ОПЫТА


Страны в целом проходят, как правило, нелегкий путь к выбору своей стратегии устойчивого развития. К такому выбору их побуждает осознание нереалистичности специальных (ad-hoc) мероприятий, отдельных частичных мероприятий. Они не срабатывают, а между тем, назревшие проблемы заостряются. Это траты ресурсов, эрозия почв, загрязнение, другие формы экологиче-ской деградации. Это и конкуренция, связанная с землепользованием и землевладением, противоречия между пользователями ресурсами, неудовлетворительное решение экономических и социальных проблем. В то же время стратегия устойчивого развития, основываясь на многосекторном подходе, дает возможность лучше осознать взаимозависимость указанной триады, возможность их взаимодействия и взаимозависимости ее составляющих. А это, в конечном итоге, дает стимул к решению многих, если не всех, неотложных проблем развития. Стратегия устойчивого развития может помочь преодолеть организационную фрагментацию, в том числе путем введения и усовершенствования интегрированного (глобального) менеджмента, а также создания соответствующих институций и организационных образований. В этой связи нельзя забывать, что главным препятствием на пути экономического и социального развития была и остается слабость национального менеджмента. Речь идет, в первую очередь, о такой сфере применения менеджмента, как интеграция. Если стратегия устойчивого развития является объектом внимания со стороны многих разных участников, тогда и ограничения, которые вводят правительства, не так существенно и негативно отражаются на процессе развития. Ведь здесь рядом с правительством работают другие главные действующие факторы — бизнес, местные неправительственные организации и т.д. . Речи идет и о глобальном маркетинге.

Конечно, стратегия устойчивого развития не является панацеей. Это новое дело и оно связано со многими сложными проблемами. Среди них — слабая осведомленность участников процесса в вопросе интеграции человеческих и экологических обеспокоенностей. Незнакомыми являются и конкретные методы, и перспективные пути достижения устойчивости. Некоторые из них нуждаются в значительной дополнительной работе в области учета национальных особенностей той или другой страны.

Выполнение стратегии связано с необходимостью существенных изменений в системе принятия решений. А это нередко может вызывать сопротивление со стороны существующих правительственных структур. Процесс разработки и реализации стратегии постоянно требует демократичности, открытости, транспа

1 Daly, H. Beyond growth: The economist of sustainable development. — Boston: Beacon Press, 1996.рентности. Но как раз это может быть неприемлемым для существующей власти. Именно достижение консенсуса между участниками процесса создания и реализации стратегии является достаточно трудным делом, которое требует терпения, толерантности, такта, желания достичь согласия.

Сложность, комплексность стратегии, значительное количество нелегких проблем — все это требует немалого времени и соответствующих ресурсов. Стратегии, как известно, рассчитаны на значительный срок. Как правило, он больше, чем каденция того или другого правительства. Следовательно, могут также возникать проблемы в отношении продолжения и неуклонности процесса устойчивого развития.

Немало трудностей связано с межсекторным характером стратегии устойчивого развития. Здесь часто не хватает умения, знаний, опыта. Как каждое новое дело, стратегии устойчивого развития могут содержать неожиданности, что-то незапланированное, нежданное. В этом деле нельзя что-то категорически гарантировать. Следовательно, нужно быть готовыми и к негативным сюрпризам .

И, наконец, о роли международных факторов. Их влияние на процессы устойчивого развития содержит немало невыясненных моментов, которые могут не только не способствовать этому процессу, а даже кое-где и препятствовать ему.

Как свидетельствует опыт, национальные стратегии устойчивого развития часто начинаются с экологических обеспокоенностей. Процесс тестирования в экологическом секторе показывает, что размах, степень, до которой материализуются ресурсы, зависит меньше от того, какими являются конкретные запланированные вопросы, а больше от того, как развивается само планирование и как участники выполняют свои роли. Кроме того, нужно учитывать, что ни национальные стратегии устойчивого развития (НСУР), ни другие стратегии не завершают дело. Они являются способом достижения конкретных результатов в стратегической кооперации в деле развития, включая сокращение бедности. Не нужно при этом забывать, что и в экологии, и в других секторах уже накоплен ценный, часто значительный опыт в отношении содействия процессам национального планирования. Этот опыт

1 Faucheux, Pearce and Proops. Models of sustainable development. — Cheltenham, UK: Edward Elgar, 1996.необходимо обязательно эффективно использовать в стратегиях устойчивого развития .

Необходимо, очевидно, предотвращать избыточное распространение разных образцов национального планирования. Ведь это стало серьезной проблемой для многих стран. Особенно важно избегать конкуренции, возникающей между разными холистическими инициативами. Это требует более эффективной координации. Национальные стратегии устойчивого развития не должны быть обременены чрезвычайно большими амбициозными целями да еще и одинаковой приоритетностью. Процесс планирования — это процесс изменений. Чтобы поощрять процесс плановости необходимо продолжать международные дебаты — с целью активизировать роль доноров, как исключительно важного двигателя процесса устойчивого развития.

Национальная стратегия устойчивого развития может стать как катализатором, так и своеобразным зонтиком в реориентации существующей политики страны, планов и инвестиционных программ в направлении усиления экономической эффективности. Речь идет о новых, еще не задействованных участниками плановых процессах, основанных на проведении демократического открытого диалога среди широких кругов общественности (гражданское общество, бизнес-содружество, неправительственные организации, городские и сельские общины, средства массовой коммуникации, научное содружество). Таким образом, НСУР предоставляют возможность расширять базу знаний, опыта среди всех многочисленных участников по вопросам устойчивого развития. Речь идет о содействии базированной политике знаний и возможности в отношении развития, создания транспарентности и осознания стратегических выборов и дилемм, возникающих перед страной, и о инициировании действий, которые бы адресовались существующим вызовам.

Национальные стратегии устойчивого развития являются международно-признанным путем предоставления большей содержательности и наглядности обязательств правительств относительно устойчивого развития в соответствии с «Повесткой дня — ХХІ». Это включает сбалансирование верного технического анализа с плановыми процессами. Процессы НСУР опре

1 Fischer and Black, eds. Greeting environmental policy: The politics of sustainable future.

— N.Y.: St. Martin’s Press. 1995.деляют динамику устойчивого развития, поскольку они базируються на совместных усилиях секторов, методологии урегулирования разногласий и предотвращения кризисов.

С учетом опыта соответствующих плановых акций нельзя не замечать целый ряд рисков, угрожающих стратегиям. В прошлом немало НСУР или смежных инициатив были недостаточно эффективными, потому что они излишне фокусировались на подготовке документа как конечного продукта. Значение такого документа сохраняется как средство мобилизации участников и идентификации общих целей, социальной справедливости и экологической устойчивости одновременно.

Национальные стратегии устойчивого развития предоставляют возможность проанализировать тенденции экономического, социального и экологического развития страны, оценить комплекс взаимоувязанных направлений политики и планов, идентифицировать главные проблемы. На этом базисе НСУР являются способом правильно сформулировать стратегические цели и начать необходимые действия относительно устойчивого развития, наметить и имплементировать институционные реформы, улучшить политику сближения секторов и выиграть от взаимодействия в указанной деятельности.

На региональном и субрегиональном уровнях НСУР помогают идентифицировать общие вызовы между соседними государствами с разными социальными, экономическими и экологическими обстоятельствами и облегчить разработку эффективных подходов, чтобы адресовать их существующим вызовам .

Устойчивое развитие требует совместных усилий всего общества, а НСУР являются новыми потенциальными движущими силами формирования стратегических целей сотрудничества относительно развития. Речь идет иногда о концентрации внимания на подготовке экспертных документов, но в то же время недооценке измерений самого процесса формирования НСУР. Другой риск кое-где возникает тогда, когда цели оцениваются как простое приложение к уже существующему планированию. Существует и риск отвлечения ресурсов от конкретной правительственной деятельности. Унифицированных единых рамок для всех стран быть не может.

1 UBCSD. Exploring Sustainable Development: WBCSD Global Scenarios 2000-2050. Summary Brochure, World Business Council for Sustainable Development. — Geneva, 1997.Большие страны могут избрать путь подготовки децентрализованных или секторальных планов, а уже затем перейти к общенациональному планированию. Глубокий анализ экологических проблем, включая долгосрочные перспективы, является неотъемлемым компонентом НСУР. Чем более существенным и более глубоким будет этот анализ, тем больше экономических и социальных проблем должны стать частью такого анализа. Этот анализ — необходимая предпосылка для привлечения в процесс устойчивого развития широкого числа участников. Речь идет о выяснении рисков экономического, социального и экологического анализа. Это облегчает транспарентность и способствует диалогу между различными участниками этого процесса. Большинство стратегий устойчивого развития отражают озабоченность в отношении экологических проблем (улучшение качества воздуха в городах, сдерживание эрозии почвы), но также соответствующих целевых действий (сокращение транспортных эмиссий, стабилизация потребления энергии, определение защищенных районов). Все это создает базу для дебатов по вопросам реформ, законодательных акций, секторальной политики, поощрения и т. д. Это должно быть важным делом как государства, так и частного сектора.

Выполнение НСУР требует, конечно, дополнительных средств и изменения распределения существующих фондов. Именно поэтому необходимо с самого начала планирования обращать на этот вопрос самое серьезное внимание. Речь идет не только о надлежащем финансировании, но и о модальности имплементации, о наделении ответственностью (кто, когда, что, как, где?) в рамках существующих структур или создаваемых новых. Национальная стратегия устойчивого развития как новый тип планирования предусматривает: демократическую ориентацию, участие широкой общественности и бизнес-кругов. Это облегчает одобрение стратегии и имплементацию. Но, в то же время, повышаются требования к государству, бизнес- и общественным кругам, что, в свою очередь, создает определенные трудности для достижения согласия.

Национальная стратегия устойчивого развития должна с самого начала учитывать такие направления деятельности:

Бюрократические действия политические действия.

Технократическое планирование — мобилизация.

Суверенное принятие решений — кооперация и объединенные действия.Ответственность государства — ответственность общества.

Политика планирования — политика обучения.

Секторальное планирование — интегрированное планирование.

Окончательное решение в отношении стратегии должно принимать только государство, только власть. Что касается взаимоотношений между государством и гражданским обществом, то необходимым условием для развития НСУР как нового процесса является минимальный уровень плюрализма и культуры сотрудничества. Это касается способности высказываться и вести переговоры, а также доступа гражданского общества к необходимой информации.

Измерения стратегий устойчивого развития имеют в виду такие элементы:

• инициативу и собственность;

• статус, институализацию и интеграцию в процессе реформ;

• участие, кооперация, урегулирование конфликтов;

• принятие решений, координацию, оперативные и коммуникационные структуры;

• экспертизу и методы;

• имплементационные модальности.

В дебатах относительно сотрудничества в развитии происходит в последнее время определенный ренессанс процесса национального планирования. Углубляется понимание необходимости планирования развития — пусть это и выходит за рамки только устойчивого развития. Происходит процесс конвергенции концепций. Подходы к планированию усиливают значение концепций собственности или партнерства. Таким образом, определяется движение к новому пониманию роли общественных организаций . А это, в свою очередь, предусматривает, что: ? делается ударение на плюралистических формах планирования, которые бы включались в рамки гражданского общества. ? все вышеуказанные подходы являются в сущности межсекторными и холистическими и, таким образом, предоставляют новый стимул в отношении устойчивого развития.

Это понимание национального планирования несет с собой существенную возможность — как для развивающихся стран, так

1 Poinier, ed. Building civil society worldwide: Strategies for successful communications.

— Wash. D.C.: CIVICUS, 1997.и для доноров. Национальные стратегии могут способствовать гармонизации разнообразия процессов, которые происходят в развивающихся странах. Как плюралистические плановые процессы, они могут способствовать усилению гражданского общества, активизировать политику учебы в отрасли стратегических проблем, способствовать поиску возможностей начать институционные реформы, созданию рамочних условий, благоприятных для процессов развития, концентрации инвестиций в приоритетных сферах. Что касается организаций в деле развития — они могут создать рамки для национальных стратегий, программ сотрудничества, политического диалога и донорской координации и, таким образом, укреплять основы для партнерства.

В то же время процесс осуществления НСУР, с одной стороны, и других стратегий — с другой, показывает, что в этих вопросах международное сотрудничество относительно развития все еще не достигло общих координированных действий. Более того, распространение и несогласованность в конкретных стратегиях заменяется пролиферацией ряда всеобъемлющих и холлистических стратегий, конкурирующих одна с другой, даже в отдельных странах, а не только на широком международном уровне .

Эти стратегии кроме некоторых общих черт имеют и важные отличия:

Каждый подход заведен в свои собственные и причем разные рамки. (НСУР — имплементация «Повестки дня — ХХІ» на уровне стран; СDF — орудия менеджментского характера, которые должны, по мнению Мирового Банка, служить стратегическими рамками для развития сотрудничества и донорской координации; PRSP — попытка обеспечить такое уменьшение задолженности, которое приведет к конкретным действиям в отношении сокращения бедности.

НСУР базируются на долговременном видении устойчивого развития. Однако в то же время НСУР остается институционно главным образом в рамках экологических структур. Следовательно, попытки фокусируются до сих пор главным образом на интеграции экологических аспектов во всех сферах политики. Эта перспектива является рудиментарной в СDF и полностью от

1 Carley and Christie. Managing Sustainable Development. — London: Earthscan Publi-cations. 2000.сутствует в PRSP. А это, на наш взгляд, означает, что известных CDF и в большей мере PRSP являют собой скрытый заинтересованный отход от требований устойчивого развития.

Формирование НСУР является целью, которая соответствует «Повестке дня –ХХІ», в соединении с долгосрочными обязательствами донорского сообщества, чтобы поддержать развивающиеся страны. PRSР, напротив, является фактически потребностью уменьшить задолженность. В то время Международный валютный фонд и Мировой Банк хранят «право» окончательного принятия и установления сроков. Формирование стратегии устойчивого развития не обязательно означает разработку новых планов как отдельных официальных документов. Установление самого процесса стратегического планирования предоставляет сильный стимул для движения к устойчивому развитию. Стратегии сокращения бедности увеличивают возможности для стран двигаться к устойчивому развитию. Эти стратегии (планируются) как инструменты, которые используется государством. Они развиваются с широким участием разных институций, государственных акций ключевых доноров и банков регионального развития. Указанные стратегии должны работать в соответствии с согласованными целями международного развития. Понятно, что эта важная деятельность связана с целями экономической устойчивости. Она не должна интерпретироваться таким образом, что стратегии устойчивого развития являются в основном экономическими планами. Страны должны последовательно искать пути обеспечения, чтобы указанные процессы адресовались всем аспектам устойчивого развития (экономического, социального и экологического). Эти процессы должны поддерживать в широких рамках стратегий устойчивого развития. А это в свою очередь должно означать, что:

• коммуникации и сотрудничество между разными правительственными департаментами будут активизироваться;

• необходимо использовать все попытки, чтобы избежать распространения, пролиферации планов. Необходимо понимать роль НСУР как зонтика, построенного на существующих планах, искать общие подходы, сближать разные направления политики, изменять сотрудничество. Здесь речь идет о многочисленных участниках процесса — правительстве, неправительственных организациях, национальных и местных инициативах, экологических и других секторальных планах, обязательствах по международным договорам;• обязательства правительства и всех его ветвей является критическими в том, чтобы мобилизировать возможности стратегии устойчивого развития для имплементации. Следовательно, цели НСУР должны быть понятными для максимального количества участников процесса;

• временные рамки стратегии должны рассматриваться как фактор стимулирования успеха, а не как жесткий конечный лимит; необходимо обратить внимание на избранные приоритетные инициативы, туда, где можно достичь быстрого и очевидного прогресса;

НСУР — новый тип национальной стратегии. Это означает, что на этом пути возникают определенные трудности, проблемы для всех стран. Но, конечно, особые вызовы ожидают развивающиеся и транзитивные страны. Следовательно, они нуждаются в особенном внимании и помощи в формировании НСУР и ее имплементации. Необходимо привлечь институционные возможности, факторы эффективности, индикаторы имплементации, донорское участие и улучшенную координацию .

СОЗДАНИЕ НСУР

Стратегия устойчивого развития, конечно, должна быть документом, который включает поиск, разработку, научные исследования. Но сводить все только к документу, каким бы удачным и перспективным он ни был, не следует. Этого недостаточно. Вторая важная сторона дела — понимание стратегии как процесса постоянного творчества, усовершенствования. И именно такой характер процесса делает перспективу устойчивого развития возможной, желаемой и необходимой.

Во-первых, стратегия символизирует усовершенствование знаний в отношении устойчивого развития.

Во-вторых, указанная стратегия дает возможность улучшать связки между заинтересованными кругами, которые работают по проблематике устойчивого развития.

1 Dalal — Clayton and Bass. Sustainable Development Strategies — A Resource Book. International Institute for Environment and Development. — London: Earthscan Publications Ltd., 2002.В-третьих, НСУР способствует перераспределению ответственности между отдельными участниками процесса.

Следовательно, проблема участия в разработке и имплементации — это коренная проблема, от правильного решения которой зависит судьба самой стратегии. Возможен такой вариант, когда стратегия вроде бы сделана хорошо и квалифицированно, но не обеспечено участие широких правительственных и общественных кругов, а, значит, стратегия потерпит поражение.

Национальные стратегии устойчивого развития, чтобы быть эффективными, должны характеризоваться широким участием разных общественных, государственных, академических и других сил, а также должны быть многодисциплинарными. Как достичь этого? Это нелегкая задача и она нуждается в установлении баланса, что наилучшим образом отображает многообразные перспективы и потребности общества. Широкий круг участников процесса разработки и имплементации способствует более эффективному выполнению заданий — сбору информации, ее анализу, принятию решений, мониторингу и оценке. То есть речь идет об основных этапах создания стратегии, государственного менеджмента и маркетинга .

Разные условия и обстоятельства в разных странах вполне естественно требуют и разных подходов к устойчивому развитию. Но в то же время исторический опыт достаточно убедительно свидетельствует о том, что есть кое-что более значительное в развитии, которое является общим, присущим всем государствам, как развитым, так и развивающимся, а также находящимся на переходном этапе, таким, как Украина. Эти принципы обсуждались и были одобрены на ряде важных международных форумов.

Указанные принципы можно было бы изложить таким образом:

• Человек должен безоговорочно и категорически находиться в центре любой стратегии развития, в том числе, конечно, и в стратегии устойчивого развития. Стратегия любого характера должна служить интересам человека, нации, страны. Конечно, абсолютный приоритет необходимо отдать обездоленным и маргинализированным слоям населения.

• Рамки стратегического планирования могут увенчаться успехом, если страна исповедует долгосрочное видение своего

1 Selendor D. Participatory action research and social change. — Ithaca, N.Y. Cornell University, 1997.будущего развития. Это, конечно, никоим образом не означает, что можно забывать о неотложных потребностях настоящего или о среднесрочных перспективах. Этот генеральный курс должен поддерживаться всеми влиятельными политическими силами данной страны. Речь идет также о необходимости последовательности, неуклонности, верности избранному пути устойчивого развития.

• Стратегия устойчивого развития должна строиться на основе комплексности и интеграционности. Это означает сочетание с точки зрения взаимодействия экономических, социальных и экологических компонентов развития. Это основное, это база. Но этим не ограничивается комплексность и интегральность. Она также включает институционные реформы, процесс демократизации, обеспечение основных прав человека, гражданское общество, инновационные процессы, роль технологий, прежде всего, информационных и т.д. и т.п.

Комплексность и интегральность включает также необходимость учета интересов будущих поколений, принадлежащих к концептуальным основам устойчивого развития . ? Цели устойчивого развития и, конечно, те, которые зафиксированы в соответствующей стратегии, должны профессионально и надежно согласовываться с продуманными бюджетными приоритетами. Стратегия устойчивого развития не может быть успешной, если она не будет полностью интегрирована в бюджетный процесс и механизм. Речь идет об удовлетворительном обеспечении выполнения намеченного бюджетными ресурсами. ? Стратегия, очевидно, должна базироваться на глубоком и всестороннем анализе существующей ситуации и более отдаленных перспектив. Речь идет, в частности, об анализе взаимоотношений между локальными, национальными и глобальными вызовами, а также их влиянии на процесс устойчивого развития. Этот анализ в то же время должен включать давления внешнего характера на данную страну, в частности негативные глобализационные влияния. Здесь, конечно, многое зависит от надежности информации об экономических и социальных условиях, изменении окружающей среды и т.д.

1 EC. Vision 2020: Summary and Recommendations, European Commissions.

? В анализе существенная роль принадлежит такому предмету, как обязательство власти и как эти обязательства выполняются. Это также касается ведущих институций, так или иначе причастных к устойчивому развитию. При всей важности деятельности бизнеса и гражданского общества, нельзя забывать, что именно правительство, власть, государство осуществляют ключевую роль и в создании стратегии, и в ее имплементации. ? Какими бы новаторскими не были стратегии устойчивого развития, бесспорным фактом является то, что они, в конце концов, базируются на существующих стратегиях и соответствующих механизмах. То есть речь идет скорее о надстройке того, что, как правило, уже существует, о конвергенции и согласовании с международными плановыми рамками и механизмами. Очевидно, что это возможно при эффективном государственном менеджменте, который выступает здесь как движущая сила координации процессов и институций. ? Важным условием успеха стратегии является демократичность самого процесса ее создания, что в немалой степени зависит от того, насколько широкой и активной является деятельность всех участников указанного процесса. Широкое участие практически гарантирует активные дебаты в отношении новых подходов, идей, путей и методов. Цель этих дебатов — достижение консенсуса в отношении надежного обеспечения имплементации. Три силы являются определяющими — правительство (власть), бизнес и гражданское общество. Правительство должно быть участником и на национальном уровне, и на локальном. А это означает, что будет действовать центральная власть и власть локальная. Здесь особое значение заключается в достижении эффективной коммуникативности и полной необходимой информации. ? Для стратегии коренным является вопрос о необходимости связи между национальным и локальными уровнями. Стратегия устойчивого развития должна быть двусторонним процессом. И это касается политических, институционных, человеческих, научных и финансовых возможностей, а также речь идет об особенной роли рынка и гражданского общества. ? Реализация вышеуказанных принципов, бесспорно, сопровождается значительными трудностями. Рассмотрим некоторые из них: ? Слабость самого интеграционного процесса как основной движущей силы устойчивости. В каждом обществе еще много че-го не подлежит интеграции в основной поток устойчивого развития. ? Планирование этого процесса часто похоже, скорее, на простые пожелания, а не на более-менее продуманные и эффективные мероприятия. Это часто происходит из-за того, что сама постановка целей не отмечается достаточной ясностью и конкретностью. ? Не удается расширить достаточным образом круг участников процесса. Это с самого начала негативно влияет на ход имплементирующей стратегии. ? Характерным является недостаточный учет существующих реалий, в частности, существующих возможностей и перспектив, погоня за новизной, которая не имеет реальных шансов на воплощение в жизнь. ? В некоторых странах, особенно в развивающихся, наблюдается ненужное соперничество разных национальных стратегий и стратегий, подготовленных международными институциями. Здесь значительная вина лежит именно на последних. Они недостаточно квалифицированно учитывают действие существующих планов и стратегий, как и вообще реальных условий в той или другой стране.

Этой проблеме был посвященный специальный форум ООН, созванный в 2001 году в Гане по вопросам устойчивого развития и роли в нем международных институций. Форум уделил особенное внимание вопросам интеграции экономических, социальных и экологических целей, а также баланса между секторами развития, территориями и поколениями .

Форум засвидетельствовал необходимость связи в устойчивом развитии на разнообразных уровнях и измерениях, а именно:

• между локальными, национальными и глобальными;

• между коротко-, средне-, и долговременными;

• между разными секторами;

• между стратегическими программами и бюджетами.

Следовательно, если пытаться сформулировать концепцию устойчивого развития, то первым, абсолютно необходимым ее элементом является взаимозависимость и интеграция.

Другим элементом является широкое участие всех участников, доведенное до партнерства. Это, в частности, означает

1 UN DESA, Report of an Expert Forum on National Strategies for Sustainable Develop-ment, meeting held in Accra, Ghana, 7—9 November 2001. UN. NY., 2002.транспарентность и отчетность, доверие и взаимное уважение, доступ к информации, институционные каналы коммуникаций, взаимодействие между правительством, гражданским обществом, частным сектором и внешними институциями.

Говоря о третьей принципиально важной составляющей концепции устойчивого развития, можно отметить роль таких элементов, как крепкие политические обязательства между участниками процесса, взвешенное лидерство и хорошее управление, общее стратегическое и прагматическое видение, эффективные институции.

Четвертый фундамент указанной концепции заключается в развитии возможностей и защите окружающей среды. Он предусматривает построение устойчивого развития с учетом существующих стратегий и механизмов, учета существующих знаний и экспертизы.

Пятый фундамент устойчивого развития предусматривает фокусировку на практических результатах путем необходимой имплементации. Здесь должны задействоваться соответствующие оценки и согласие относительно приоритетных вопросов на взаимодействие между стратегическими приоритетами и бюджетом, на взаимодействие с частным сектором, объективность и надежность механизмов оценки.


< Попередня  Змiст  Наступна >
Iншi роздiли:
Частина 1. 2.2. ЭТАПЫ МАРКЕТИНГА И ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 2. 2.2. ЭТАПЫ МАРКЕТИНГА И ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 1. 2.3. УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 2. 2.3. УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 1. 2.4. ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Дисциплiни

Медичний довідник новиниКулінарний довідникАнглійська моваБанківська справаБухгалтерський облікЕкономікаМікроекономікаМакроекономікаЕтика та естетикаІнформатикаІсторіяМаркетингМенеджментПолітологіяПравоСтатистикаФілософіяФінанси

Бібліотека підручників та статтей Posibniki (2022)