Posibniki.com.ua Економіка Глобальное устойчивое развитие Частина 1. СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: МАРКЕТИНГОВАЯ ОЦЕНКА МИРОВОГО ОПЫТА


< Попередня  Змiст  Наступна >

Частина 1. СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: МАРКЕТИНГОВАЯ ОЦЕНКА МИРОВОГО ОПЫТА


2.1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ

Многие страны мира, особенно страны-члены ЕС и ОЭСР, уже избрали курс устойчивого развития, в том числе путем разработки и имплементации национальных стратегий устойчивого развития. Характер и содержание этих стратегий в разных странах отличаются друг от друга. Эти документы в некоторых странах сформулированы как стратегии сокращения бедности. Но при всех отличиях для этих стратегий характерным является то, что в них заложена идея интеграции экономических, социальных и экологических вопросов. По данным ООН, на 2004 год свыше 50 стран заявили, что они имеют национальные стратегии устойчивого развития, а 65 стран отмечают, что их национальные планы содержат элементы устойчивого развития .

Вопросами предоставления соответствующей помощи занимаются разные учреждения и институции ООН, включая, прежде всего, Комиссию ООН по устойчивому развитию.

Национальные планы, по данным ООН, и макроэкономические, и секторные стратегии обращаются к элементам устойчивости, но делается это отдельно, а не комплексно. Это, в частности, можно сказать о Стратегиях сокращения бедности, которые коегде не связаны с другими стратегиями (например, с Национальной стратегией биомногообразия или с Планом действий борьбы с опустыниванием).

1 United Nation. Economic and Social Council. Overview of progress towards sustainable development. E/CN.17/2004/2 11 Feb. 2004.ТАК ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СТРАТЕГИЯ

УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ?

Само понятие стратегии национального устойчивого развития можно определить как скоординированный, открытый для участия, повторяемый и циклический процесс идей и действий с тем, чтобы достичь экономических, экологических и социальных целей в сбалансированном и интегрированном виде. Этот процесс предусматривает ситуативный анализ, формирование политики и планов действий, имплементацию, мониторинг и регулярный обзор. Это комплексный и взаимосвязанный процесс стратегического планирования.

НА КАКОЙ ЖЕ ОСНОВЕ ДОЛЖНА СТРОИТЬСЯ

СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ?

Прежде всего, очевидно, стоит выяснить, какие типы стратегии мы имеем в результате соответствующей деятельности со стороны правительств, бизнес-кругов, неправительственных организаций, представителей той политической силы, которую мы называем гражданским обществом. Конечно, само деление стратегий на типы является достаточно условным с учетом комплексности самой проблемы устойчивого развития. На первый план, вероятно, стоит поставить стратегии, которые связаны с экономическим возрождением и ростом. Речь идет о Программах структурного урегулирования. Они были введены в начале 80-х гг. ХХ века и спонсировались Бреттон-Вудскими институциями. Указанные стратегии направлены на укрепление производительных возможностей, возобновление фискального и монетарного баланса, введения бюджетной дисциплины, а также содействия либерализации и приватизации. В то же время, эти программы характеризовались практически отсутствием социальных и экологических аспектов развития. Именно это означало фактический (если и не официальный) отказ от такого типа стратегий и переход к более всеобъемлющим, комплексным программам, чего, собственно, требует процесс устойчивого развития.

В соответствии с вышеуказанным подходом начинают разрабатываться и имплементироваться другие типы стратегий, в томчисле и Стратегия сокращения бедности, которая была инициирована Мировым банком и Международным валютным фондом (сентябрь 1999 г.) .

Следующим типом стратегии развития являются стратегии по обеспечению интеграции участия и действий, где ударение делается на менеджмент процесса в отношении устойчивых целей, а не на разработку «плана» как конечного продукта. В связи с этим сошлемся на определение стратегии устойчивого развития, которое дала Организация экономического сотрудничества (ОЭСР) и ее Комитет по содействию развитию.

Таким образом, стратегия устойчивого развития — это «координированная серия открытых для участия постоянно совершенствующихся процессов анализа, обсуждения, укрепления и инвестирования, которая интегрирует экономические, социальные и экологические цели общества, ища другие виды, если указанное выше (то есть — интеграция) не является возможным» 2 .

Как видно, указанные дефиниции достаточно ясно демонстрируют сложность, комплексность процессов, связанных с разработкой и реализацией стратегий устойчивого развития. В то же время, эти определения не означают, что нужно придерживаться какого-то одного-единственного подхода, одной формулы. Каждая страна сама должна определить, какого курса придерживаться в указанных стратегиях, их подготовки и имплементации с учетом существующих в этой стране политических, историкокультурных и экологических обстоятельств. То есть копировать стратегии устойчивого развития для той или иной страны невозможно и нежелательно. Сама страна и только она определяет не только характер, содержание и направления стратегии, но и то, как назвать такую стратегию. Однако самым важным и обязательно присутствующим в любой стратегии является последовательное и неуклонное осуществление основополагающих принципов и обеспечение сбалансированности и скоординированности экономических, социальных и экологических целей. Обращаясь к взаимосвязанным социальным и экономическим проблемам стратегия дает государству стимул создавать возможно

1 World Bank. World development Report 2003. — Wash. D.С. 1999; International Monetary Fund., Poverty Reduction Strategy Papers

— Progress in Imple-mentation. — Wash. D.C. 2001.

2 Reid, D. Sustainable Development. An introductory guide. — London, UK: Earthscan Publication, Ltd., 1995.сти, развивать процедуры и законодательные рамки, распределять ограниченные ресурсы рациональным образом и составлять расписание (график) необходимых действий.

Какие же преимущества получают страны от введения в действие стратегии устойчивого развития?

Это, прежде всего, облегчение национального процесса принятия решений и повышения эффективности публичной политики, имея в виду, что указанное предусматривает участие не только правительств, власти, но и гражданского общества, бизнескругов, науки, неправительственных организаций и т.д. Стратегии помогают определить выбор, задачи, цели и политику устойчивого развития. Они предусматривают основательный и комплексный анализ экономических, экологических и социальных вопросов интегрированным способом.

Стратегия содействует развитию правительственной политики в отношении устойчивого развития и достижению повязанного с ним консенсуса. Она определяет разные варианты (правовые реформы, институционное развитие и т.д.) решения приоритетных проблем. Стратегия предоставляет дополнительные возможности государству воспользоваться выгодами глобализации, в частности, научными и технологическими достижениями. Стать на путь устойчивого развития — означает усилить мобилизацию национальных человеческих, финансовых и материальных ресурсов. При этом речь идет об их более эффективном распределении, имея в виду их ограниченность. Это абсолютно необходимо для разработки проектов развития и соответствующих программ.

Важной характерной особенностью процесса создания стратегий устойчивого развития и их имплементации является деятельность, направленная на поощрение консультаций, переговоров и достижение консенсуса.

Одним из самых приоритетных направлений вышеуказанной деятельности является интеграция политики и действий между секторами (горизонталь) и на соответствующих географических уровнях (вертикаль). Конечно, центральным направлением должна быть интеграция экономической, социальной и экологической политики. Указанные две возможности способствуют успешной деятельности по урегулированию противоречий и конфликтов в процессе развития.

Стратегия устойчивого развития должна играть заметную роль в гармонизации политики развития и тем самым усиливатьэффективность имплементации. Особенная роль принадлежит, конечно, мониторингу и оценке. Именно они поддерживают стратегию как постоянно действующий процесс, что означает неуклонную адаптацию к новым реалиям .

Стратегия устойчивого развития, чтобы быть успешной, должна быть должным образом интегрирована в существующую в данном обществе систему принятия решений. При этом очень важно, чтобы указанная стратегия непременно базировалась на прошлых и нынешних планах и не игнорировала их. Однако, базируясь на внутренних усилиях, указанная деятельность может рассчитывать на соответствующую помощь международных институций.

Упомянутые международные и национальные инициативы должны характеризоваться широкими подходами — междусекторностью, важной ролью государства, активным участием общественности и бизнеса.

Масштабность стратегий устойчивого развития проявляется как в макроэкономических показателях, так и в включении структурных, человеческих, физических ресурсов, усилении транспарентности. А это означает участие многих — власти, гражданского общества, частного сектора, донорского содружества и др.

Упомянутые стратегии имеют много общего и относительно целей, и относительно содержания. Основная цель заключается в координации крепких, широких и взаимно согласованных рамок для всех участников процесса. Это улучшает институционные и политические условия, а также усиливает транспарентность.

Но в то же время в процессе реализации планов развития обнаруживаются существенные трудности и весомые разногласия. Если национальные стратегии являются, вероятно, наиболее открытыми и демократическими в отношении процесса развития и его результатов, то рамки всеобъемлющего развития характеризуются большей масштабностью. Стратегия сокращения бедности делает акцент на отдельный специфический аспект развития. Существенные разногласия между этими инициативами заключаются в степени внимания к проблемам окружающей среды. Рамки всеобъемлющего развития включают экологию. В то же время, этому вопросу не уделено необходимого внимания, по

1 Fischer-Kowalski, Haberl and Payer. Sustainable Indicators: Report of Project on Indi-cators of Sustainable Development.

— London, 1997.крайней мере, в некоторых современных стратегиях преодоления бедности.

В национальных стратегиях устойчивого развития роль экологии весьма существенна. И это вполне закономерно. Ведь взаимосвязь между экономическим ростом и деградацией окружающей среды необходимо глубоко анализировать, как и взаимосвязь между бедностью и окружающей средой. Существенный недостаток, слабость многих стратегий развития как раз и заключается в оторванности разных инициатив, в то время, когда они должны согласовываться и координироваться. Поэтому очень важен уже накопленный опыт как развитых, так и развивающихся стран .

Измерение национального планирования является решающим для данной страны и для влияния, которое этот процесс должен повлечь. Нельзя забывать, что процессы планирования на национальном уровне нуждаются в некоторой доле плюрализма. Здесь нужна весьма квалифицированная работа на всех уровнях. При этом план не может быть перегружен избыточным количеством целей.

Позитивным опытом планирования развития является стратегический документ ОЭСР «Формирование стратегии ХХІ века. Вклад в развитие сотрудничества» (1996 г.). Принципиальное значение этого плана заключается в том, что он содержит анализ в соединении с согласованием трех измерений устойчивого развития — экономического, социального и экологического 2 .

Экономическое измерение ставило в центр внимания реализацию Копенгагенской декларации по сокращению бедности до 2015 года вдвое. Как известно, это задание потом было включено в решение Саммита тысячелетия (ООН, 2000 г.)

Социальное измерение было сформулировано в четырех подтемах — начальное образование, гендерное равенство, детская и материнская смертность, репродуктивные службы здравоохранения.

Экологическое измерение — было определено в указанном документе в контексте «Повестки дня — ХХІ».

Указанные выше и другие международные форумы (в основном под эгидой ООН) стали важным этапом в разработке теоретико-политических и прагматических фундаментов устойчивого

1 Geanrenaud C., Environmental policy between regulation and market. — Basel, 1997.

2 OECD DAC. Shaping the XXI Century. — Paris, 1997/развития. Речь шла не только об общих концептуальных подходах, но и о конкретных и неотложных целях — стратегии устойчивого развития в соответствии с «Повесткой дня — ХХІ». В этом основополагающем документе, в частности, указывалось: «Нужно разработать современную национальную стратегию устойчивого развития в процессе имплементации в каждой стране до 2005 года таким образом, чтобы обеспечить нынешним тенденциям расходования экологических ресурсов эффективное воссоздание как на глобальном уровне, так и на национальном уровнях до 2015 года» . Как видим, здесь шла речь не только о принципиальном решении проблем окружающей среды, но и устанавливались определенные, не очень большие часовые рамки. «Повестка дня — ХХІ» делала особый акцент на роль и место власти, правительств в устойчивом развитии. Специально отмечалось то, что правительства в сотрудничестве с международными организациями, должны разработать и одобрить национальные стратегии устойчивого развития. При этом указывалось, что они должны базироваться, прежде всего, на выполнении решений международных конференций последнего времени, где обсуждались вопросы развития. Стратегия устойчивого развития должна была с самого начала гармонизировать разные секторные экономические, социальные и экологические направления политики, которые действуют в каждой стране. И все это должно было служить в сущности одной общей цели — обеспечению социально ответственного экономического развития, при непременной защите ресурсной базы и окружающей среды для нынешнего и грядущих поколений.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) посредством своего Комитета содействия развитию создала для разработки стратегии устойчивого развития специальную рабочую группу, в которой принимает участие и Европейский Союз. Официально эта группа не инициирует процесс планирования. Скорее, она способствует лучшему пониманию целей стран-доноров (включая помощь развивающимся странам). То есть, речь шла не столько о разработке новых планов устойчивого развития — сколько о сближении, координации и интеграции уже существующих планов национального развития.

1 United Nation. Agenda XXI: Programme of action for sustainable development report. N.Y. :UN Publications, 1992.ОЭСР подтвердила такое понимание на своем заседании высокого уровня в мае 1999 года. В решении этого совещания, а именно

— в разъясняющем заявлении, в частности, говорилось, что национальную стратегию устойчивого развития (НСУР) нужно рассматривать:

• как всеобъемлющую стратегию формирования процесса, имеющего межсекторный характер, а не просто как план защиты окружающей среды;

• как долговременные рамки, способствующие сближению уже существующих плановых процессов;

• как содействие процессу планирования и координации, и меньше — как выработку специфических документов;

• как долговременную донорскую помощь развивающимся странам в учреждении вышеуказанного процесса .

Такую деятельность ОЭСР в отношении стратегий устойчивого развития необходимо рассматривать в контексте двух важных международных инициатив — Рамки всеобъемлющего развития и Стратегии уменьшения бедности.

Автор Рамок всеобъемлющего развития — Всемирный банк, который представил в 1998 г. доклад «Оценивая помощь». В принципиально важных установках этого доклада отмечалось, что условия успешного развития — это, прежде всего, эффективное управление (good governance), институционные реформы, существенная роль гражданского общества. В докладе отмечалось, что макроэкономических подходов недостаточно. Судьба национального развития зависит, прежде всего, от структурных, человеческих и физических факторов, которым нужно уделить исключительное внимание. Новый стратегический подход, который был предложен Мировым банком — это особенная роль таких факторов как собственность, партнерство, холистизм, комплексность, долгосрочное видение, структурные и социальные аспекты развития.

Другое дело, как эти предложения Мирового банка учитывались при подходах устойчивого развития на практике, насколько весомыми оказались результаты. Но нельзя отрицать, что указанные рекомендации были новаторскими и перспективными в делах как национального, так и международного развития. Для претворения этих принципов в жизнь были определены страны —

1 OECD DAC, Development Cooperation Report 2000, DAC.

— Paris, 2000.Кот д’Ивуар, Доминиканская Республика, Эфиопия, Эритрея, Гана, Иордания, Киргизстан, Марокко, Румыния, Уганда, Вьетнам, Западный берег (Газа). К сожалению, ни Украина, ни многие другие транзитивные страны, которые имеют чрезвычайно сложные социальные и экологические проблемы, в этих стратегических исследованиях не рассматривались.

Вторая стратегия — сокращение бедности — была разработана и представлена Международным валютным фондом. Его принципиальные подходы базировались на следующем:

• стратегия сокращения бедности является, прежде всего, определяющей проблемой той или другой страны, ее ответственности перед собственным народом. В решении этой проблемы необходимо широкое участие всего общества;

• стратегия должна непременно ориентироваться на результат. Для формирования соответствующей национальной стратегии непременно нужно учитывать комплексность данной проблемы;

• устойчивое уменьшение бедности не станет возможным без быстрого экономического роста, макроэкономической стабильности, структурных реформ и социального прогресса;

• для реализации стратегии уменьшения бедности необходимо партнерство в самом широком понимании, включая международные организации. Речь идет также о партнерстве власти, бизнеса, гражданского общества, академической науки, неправительственных организаций .

При всей важности указанных принципов и подходов, все же главный вопрос, который возникает: а как же, собственно, идут процессы планирования устойчивого развития, что уже удалось сделать, в чем состоят основные трудности и как их преодолевать? Оценивая ситуацию после Конференции ООН в Рио-деЖанейро, нельзя не отметить определенную активность, которую кое-кто назвал своеобразным ренессансом. Укрепляется и эволюционирует именно понятие устойчивого развития, что является определяющим. При этом это не планирование чего-то старого, ординарного, обычного, а новое понимание этой деятельности. И этой новизной является как раз концепция устойчивого развития, понимания того, что конкуренция между экономическими, социальными и экологическими целями будет исчезать в долгосроч

1 Sign and Strickland, eds. Sustainability, poverty and policy adjustment: From legacy to vision. — Winnipeg. 1996.ной перспективе. И основным направлением этих изменений будет укрепление сотрудничества, взаимодействия, и, наконец, интеграции. Такое новейшее видение устойчивого развития и его реализация означает фундаментальное изменение парадигмы, которая заключается не в осложнениях, конфронтации, а, в единстве, сотрудничестве, глобальном солидаризме. Должна быть уверенность в том, что все участники устойчивого развития разделяют долговременные интересы, обеспечить которые можно путем комбинации демократически-централистских механизмов принятия решений. Здесь должна сыграть важную роль общая ответственность всех участников, которая должна породить сотрудничество, необходимое как для определения планов устойчивого развития, так и для их имплементации.

Как свидетельствует опыт, стратегии развития вполне естественно имеют разный характер, содержание, направленность. Соответственно, они по-разному называются. Это и стратегии сохранения, это и планы экологических действий, это и стратегии устойчивого развития, это и планы реализации «Повестки дня —

ХХІ». Это, наконец, и планы действий относительно осуществления решений Йоханнесбургского саммита. При этом, все эти планы находятся под своеобразным зонтиком того, что можно идентифицировать как стратегию устойчивого (устоявшегося) развития. Все это, по нашему мнению, требует основательного аналитического подхода к анализу исторического опыта, учета важных уроков, которые вытекают из уже достигнутого. Это, бесспорно, является полезным для планирования и имплементации стратегии устойчивого развития. В подходах к некоторым стратегиям очевидно доминирует экологическая составляющая.

Это и правильно, и неправильно одновременно. Экология — действительно весьма важный и неотъемлемый элемент любой стратегии устойчивого развития. Но, в то же время, избыточное педалирование указанной проблематики может привести к отрыву ее от двух других, также принципиально важных составляющих — экономического развития и социального прогресса. Устойчивое развитие, чтобы стать успешным, должно быть триадой при обязательном участии всех трех ее составляющих, их взаимосвязи, взаимовлияния, и, в конечном итоге, их интеграции. Ведь, основная, важнейшая цель устойчивого развития — это улучшение условий как человека, так и экосистемы, и первое, и второе, — неотъемлемые части указанного глобального процесса. Стратегииже устойчивого развития как раз и должны играть принципиально важную роль интегратора социально-экономических и экологических сдвигов, а также соответствующей политики, реализованной посредством планов и программ при участии указанных секторов .

В то же время, как свидетельствует опыт, плановики в отрасли развития традиционно концентрировали свои усилия на разделении ресурсов для максимального содействия экономическому развитию. Причем, сроки соответствующих планов, как правило, были достаточно короткими — три-пять лет. И что особо характеризовало (в негативном смысле) указанную деятельность — это то, что экологическая и социальная обеспокоенность подчинялась соответствующим экономическим мероприятиям, таким, как валовой внутренний продукт, поощрение занятости и доходам от заграничных операций.

Таким образом, такая узкая, ограниченная, и, в конечном итоге, бесперспективная политика развития, особенно секторные планы и ежегодный бюджетный процесс, — имели приоритет над экологическими вызовами. В результате и первое, и второе начали характеризоваться фрагментарностью и слабой взаимосвязью. В ряде стран национальное планирование сосредоточивается главным образом на излишне масштабных проектах, а не на перспективных институциях и программах, необходимых для устойчивого развития. Часто имеет место несогласованность между планами национальными, региональными и локальными. Отсутствие связи между секторами является характерной особенностью в планах многих стран. Имеет место слабость горизонтальной интеграции. Это, в частности, дает себя знать в планах экономического развития, особенно между секторами. К этому нужно прибавить отсутствие горизонтальной интеграции между политикой развития и политикой экологической. Опыт показывает недостаточную эффективность, слабость самих механизмов интеграции. Последние, собственно, и существуют в основном в региональных и местных планах 2 .

Указывая на вышеупомянутые проблемы, нельзя забывать, что они в значительной мере являются результатом провалов в экономическом планировании, непродуманного ослабления или

1 Muschett. Principles of sustainable development. — Florida. St. Lucie Press. 1997.

2 Environmentally Sound Packing Coalition of Canada. Green and economic instruments.

— Vancouver, 1995.даже разрушения системы центрального планирования. Происходит поспешное и необоснованное ориентирование на рыночную экономику и только на нее. Рыночная экономика в содействии экономическому росту и экономической эффективности оказалась надежнее, чем государственно-плановая система.

Но жизнеспособное, процветающее общество — это что-то большее, значимее, чем эффективная экономика. Многочисленные социальные и экологические цели нуждаются в несколько других механизмах, чем те, которые просто обеспечивают максимальные прибыли. Нельзя игнорировать и того, что рынок проявил себя очень слабым в том, что касается интеграции экологических факторов в экономическое хозяйствование. Эта интеграция остается самой приоритетной проблемой устойчивого развития. Учитывая комплексность и быстро изменяющуюся природу экономических, экологических, социальных проблем, жесткие, негибкие, бюрократические структуры являются неэффективными. Практически в условиях существовании такой системы, когда правительство действует само по себе, отдельные учреждения действуют таким же образом — в таких условиях отсутствует необходимая мотивация в отношении посредничества между несовпадающими экономическими, социальными и экологическими целями. Вот почему именно сегодня, имея в виду устойчивое развитие, его стратегии очень необходимы новые формы управления, более гибкие и продуманные структуры. Власть должна действовать таким образом, чтобы обеспечить поток необходимой информации и экспертизы между секторами, а не в отдельных секторах, а также между правительством и неправительственными организациями.

Именно здесь должна проявиться гарантированная новаторская роль гражданского общества — от формирования стратегий устойчивого развития к их имплементации и необходимому мониторингу. Общественные организации имеют огромный потенциал в отношении мобилизации местных и национальных возможностей с целью содействия устойчивому развитию. Центральные структуры, местные органы, бизнес, неправительственные организации должны обеспечивать партнерство, динамическое сотрудничество, чтобы работать вместе над решением назревших вопросов устойчивого развития .

1 Murphy and Bendell. In the company of partners.

— Bristol. U.K: The Policy Press, 1997.Все вышеуказанное приобретает исключительную актуальность с учетом достаточно серьезных трудностей и преград, которые имеют место на пути устойчивого развития. Охарактеризуем некоторые наиболее важные проблемы. Прежде всего, это отсутствие согласия в вопросах самого существования и серьезности существующих препятствий, способов и путей их преодоления и того, кто должен это делать. Такие расхождения неминуемы, учитывая сложность, новизну данных проблем, недостаточный уровень необходимых знаний.

Характер указанных проблем может быть разным — и системным, и структурным. Взять хотя бы проблему бедности или неравенства, которые имеют глубокие корни как в отдельном обществе, так и в международной среде.

Необходимо отметить, что не создано в принципе такой модели экономического развития, которая бы обеспечила приемлемый жизненный стандарт для всех и, в то же время, поддерживала бы влияние окружающей среды и использование энергии и сырьевых материалов в рамках устойчивости. Индустриальная модель развития не является перспективным вариантом. Она обеспечила процветание для 1,5 млрд человек при огромных расходах на экологию. Если пойти путем индустриальной модели и в будущем при предполагаемых 10—12 млрд человек населения мира в конце ХХІ века, то, по авторитетным оценкам ряда известных научных центров, результаты для нашей планеты могут стать просто катастрофическими. Мировой банк оценивает ситуацию на ближайшие 50 лет (до 2050 г.) так: при условии роста мирового ВВП на 3 % ежегодно, он увеличится в четыре раза . В этой связи возникают очень серьезные вопросы: а что будет означать этот гигантский рост для экологии? Что это будет означать для решения острых устаревших социальных проблем?

Все вышеуказанное должно способствовать, на наш взгляд, активизации усилий по преодолению названных и других препятствий на пути устойчивого развития. Значительную роль здесь должны играть публичные дискуссии относительно самой природы, характера устойчивого развития и его этических сторон, путей перехода к нему. Необходим поиск политического консенсуса в отношении того, какие ценности мы все разделяем и

1 World Bank. World Development Report, 2003. — Wash. D.C., 2004.как себя ведем в условиях, когда эти ценности приходят в противоречие одна с другой.

Принципиальным для процесса устойчивого развития является вопрос: а для чего, собственно, необходимы стратегии этого развития? Почему они являются настолько важными? Какую генеральную функцию они должны выполнять? Укажем на наиболее важные моменты.

Стратегии устойчивого развития, прежде всего, должны играть роль своеобразного форума и контекста для дебатов в отношении этого принципиально важного и одновременно нового процесса. Речь идет о многочисленных проблемах, возникающих в связи с устойчивым развитием, в том числе и с формированием общих подходов в отношении его перспектив. Именно стратегии дают возможность вести переговоры, достигать консенсуса в решении коренных вопросов устойчивого развития.

Важна роль стратегий и в планировании, и в реализации соответствующих действий в отношении изменения или усиления ценностей знаний, технологии и инноваций — механизмов, которые должны способствовать успеху устойчивого развития. Стратегии должны играть здесь мобилизирующую творческую роль.

Это особенно важно, учитывая новизну данной проблематики, неосведомленность достаточно широких кругов, как правительственных, так и общественных.

Роль стратегии как раз и заключается в том, чтобы определить варианты, цели, задачи и стандарты устойчивого развития. Речь идет об анализе экономических, социальных и экологических факторов. Причем, делать это нужно комплексно и интегрировано, уделяя особенное внимание связкам между элементами указанной выше триады, так называемый линкидж. Стратегия должна нацеливать общество на принятие соответствующего законодательства, способствующего процессу устойчивого развития. Она также определяет экономические инструменты, институционные превращения, многообразные программы и планы действий.


< Попередня  Змiст  Наступна >
Iншi роздiли:
Частина 3. СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: МАРКЕТИНГОВАЯ ОЦЕНКА МИРОВОГО ОПЫТА
Частина 1. 2.2. ЭТАПЫ МАРКЕТИНГА И ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 2. 2.2. ЭТАПЫ МАРКЕТИНГА И ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 1. 2.3. УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 2. 2.3. УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Дисциплiни

Медичний довідник новиниКулінарний довідникАнглійська моваБанківська справаБухгалтерський облікЕкономікаМікроекономікаМакроекономікаЕтика та естетикаІнформатикаІсторіяМаркетингМенеджментПолітологіяПравоСтатистикаФілософіяФінанси

Бібліотека підручників та статтей Posibniki (2022)