Posibniki.com.ua Економіка Глобальное устойчивое развитие 3.5. НОВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ УКРАИНЫ. ПОМОЖЕТ ЛИ УКРАИНЕ ГЛОБАЛЬНЫЙ ПЛАН МАРШАЛЛА?


< Попередня  Змiст  

3.5. НОВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ УКРАИНЫ. ПОМОЖЕТ ЛИ УКРАИНЕ ГЛОБАЛЬНЫЙ ПЛАН МАРШАЛЛА?


Украина уже реально стала важной составной частью глобалистского мира. И ее не могут не интересовать глобальные процессы, глобальные интересы, глобальные стратегии. Среди глобальных стратегий Украину, как крупное европейское государство, интересуют, прежде всего, стратегии безопасного развития и стратегии устойчивого развития. Глобальная безопасность

1

Білорус О. Г. та ін. Глобалізація і безпека розвитку. — К., 2002.развития реально становится новой идеологией государств на постиндустриальном этапе.

В последние два года (начиная с 2003 года) в мире активно дискутируется идея и инициатива Глобального Плана Маршалла. Одному из авторов эта идея интересна еще и тем, что начиная с 1992 года он неоднократно и в публикациях, и в выступлениях на международных форумах, в том числе и в качестве Первого Посла Украины в США (1992—1994 годы), и в качестве Президента, и Вице-президента Генерального Комитета ПА ОБСЕ (1999— 2004 годы) предлагал внедрить разновидность послевоенного Плана Маршалла для транзитивных стран бывшего социалистического содружества, в том числе и для Украины. В ответ со стороны западных коллег было молчание, непонимание. Было ясно, что это не отвечает их интересам. Но времена меняются. И в 2003 году пришло время новой жизни этой идеи. Но в этот раз ее инициировал Запад. Это можно объяснить, в частности, новой композицией глобальных геоэкономических интересов.

На Западе теперь утверждают, что в результате экономической глобализации и информационно-технологической революции, новая всемирная экономическая система вышла за пределы мировой экономики, как простой совокупности национальных экономик, и за пределы контроля со стороны национальных государств и обществ . Еще в 2001 году, до выхода в свет инициативы Глобального Плана Маршалла (2003г.) исследователи Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины пришли к выводу о возникновении экономической системы глобализма 2 . Недаром говорят, что новые идеи витают в воздухе.

Мировую элиту беспокоит и устрашает факт потери верховенства политики, национальных государств над экономикой. В экономической глобализации и в формировании вненациональной экономической системы глобализма они видят возможность нереализованного развития мира, и даже глобальный хаос в результате конфликта колоссальных финансовых интересов глобальных корпораций. С другой стороны, западную элиту пугают темпы

1 Global Marshall Plan. Planetary Contract. Frankfurt-on-Main. 2003

2

Білорус О. Г. Економічна система глобалізму. К., 2002; Белорус О. Г. Экономическая система глобализма. — К., 2003.роста мирового населения, очень быстро приближающегося к отметке 10 млрд, и по данным российского ученого С. Капицы, будет расти и за пределы 12 млрд, хотя и менее быстрыми темпами. Пугает мировую элиту и тот факт, что «новое» население мира очень быстро принимает на вооружение западный потребительский ресурсно-расходный стиль жизни ведущих индустриальных стран. Результат такого развития известен — избыточная нагрузка и перенагрузка на экологические системы планеты Земля, межцивилизационные конфликты, глобальная катастрофа.

Чувствуя ответственность за судьбу человечества, лидеры, представляющие сферу экономической политики, научное сообщество, СМИ, неправительственные организации мира, партии, собрались в 2003 году во Франкфурте-на-Майне и выдвинули инициативу Глобального Плана Маршалла. Ведущую роль при этом играли представители Римского клуба, Эко-социального Форума Европы, представители ООН, Европейского парламента, национальных парламентов стран Европы. Главная цель — создание всемирной экономической, политической и социальной системы для новой эры сотрудничества, что обеспечит, как считают инициаторы, глобальную безопасность, мир и благополучие для всех. То есть экономической системе глобализма предлагается контрбаланс, противовес в форме интегрированной глобальной политико-экономической и социальной системы. Очевидно, что речь идет о системе глобального солидаризма и глобальной интеграции. В качестве аналога-предшественника инициаторы этого планетарного проекта выбрали как модель успешный пример американского Плана Маршалла для разрушенной войной Европы, который был успешно реализован в 40—50 годах ХХ века. Учитывается также позитивный опыт расширения Европейского Союза, приобретающий масштабы модели Соединенных Штатов Европы. Предусматривается, что в реализации Глобального плана Маршалла будут заинтересованы правительства стран Европы, бизнес-структуры, институты гражданского общества, Европейский Союз, ООН, Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Международная организация труда (МОТ) и другие структуры.

Такая всемирная интеграция напоминает новую разновидность Мирового правительства. Но она имеет европейское происхождение и европейскую ориентацию.Конечной целью инициативы является переход к всемирной системе эко-социальной рыночной экономики альтернативной к антисоциальной системе экономического глобализма или к экономической системе глобализма. Не поздно ли спохватилась западная элита? И есть ли резон транзитивным странам, таким как Украина, присоединяться к такой глобальной инициативе? Существует мнение, что для Украины здесь есть полный резон и выгода одновременно. Потому что такая интеграция базируется на опыте Европейского Союза и будет полезна для реализации украинской стратегии европейской реинтеграции.

Как известно, в процессе своего поэтапного расширения ЕС успешно применял метод совместного финансирования в помощи более бедным странам со стороны их богатых партнеров в обмен на принятие и внедрение более бедными странами определенных социальных, экологических и культурных стандартов. В результате из разрушенной послевоенной Европы возникла объединенная Европа с внутренним рынком в 450 млн потребителей. Мощь объединенной Европы намного вырастет, когда в неё войдут Украина и Турция. Это уже будет Европа с 500 млн потребителей — наибольшее в мире интеграционное объединение. Представители европейской элиты считают, что европейская концепция ко-финансирования развития могла бы быть положена в основу интеграционных процессов, которые являются неотложными в настоящее время на глобальном уровне. Речь идет о создании уникальной финансовой базы для глобальной интеграции ради эко-социального устойчивого развития мира. Европейский Союз вместе с большими азиатскими экономическими потугами (Япония, Китай, Индия, азиатские тигры) в сотрудничестве с историческим пионером в предоставлении международной экономической помощи — США, могли бы стать мощной движущей силой нового Глобального Плана Маршалла.

Возникает вопрос о балансе экономических и политических интересов этой глобальной триады. ЕС и США, США и Китай,

Япония и США всегда были, есть и будут партнерамиконкурентами. Всех их объединяет историческая судьба общего глобального дома и интересы глобальной безопасности развития.

Но не выйдет ли так, как говорят японцы: «Кровать одна, да сны разные»? Оптимизма немного добавляет соотносительное движение таких лидеров экономического развития, как США,ЕС, Китай, Индия, Япония. В следующие 15-20 лет США окончательно потеряют роль монопольного лидера экономического развития и роль глобального политического и силового доминатора. Вместе с тем США будут заинтересованы оставить за собой роль лидера глобальной демократии . США объективно заинтересованы в избежании глобальных конфликтов и в поиске безопасных путей глобального развития. Этой глобальной стране есть что терять и есть что защищать. В условиях любой мировой системы США сумеют защитить свои национальные интересы. Поэтому США могут положительно воспринять видение и идею нового Глобального Плана Маршалла, направленную на внедрение глобальной системы эко-социального развития. События 11 сентября в США показали, что самоизоляция в благосостоянии или цивилизационные конфликты — это губительные стратегии, как для США, так и для Запада в целом. Реализация нового Глобального Плана Маршалла может стать основой для создания всемирной экологической и социальной рыночной экономики, в которой США надолго сохранят важную роль одного из лидеров. Это привело бы к возобновлению многополюсности в интегрированной глобальной системе. Такая новая глобальная система миропорядка, в отличие от системы силового экономического глобализма, стала бы гарантией мира, безопасности развития, свободы и благосостояния всех стран при соблюдении баланса экономических, экологических и социальных интересов. Новый глобальный Вавилон, или новый глобальный Ноев ковчег?

Инициаторы данного глобального проекта не скрывают, что это есть «европейский» глобальный проект, понимая, что он является контрбалансом системы американского силового глобализма, который фактически уже вошел на мировую сцену. Ему предлагается, чтобы Европейский Союз стал главным штабом разработки эко-социального Глобального Плана Маршалла. Идея «европеизации» глобального устойчивого развития является привлекательной не только для европейцев, но и для азиатских стран. Очевидно, что уже сейчас ЕС является готовым создать

Консультативный орган при Европейской Комиссии по вопросам глобального устойчивого развития. Важнейшее среднесрочное задание — убедить максимально большее количество глобальных партнеров присоединиться к проекту эко-социального Глобаль

1

Бзжезінські З. Глобальне домінування чи глобальне лідерство. — 2004 (англ.)ного Плана Маршалла. Каждая страна, в том числе и Украина, должны найти свои интересы в этой системе.

Выдвижение инициативы Глобального Плана Маршалла для безопасного и устойчивого развития во всем мире вызвало большой интерес. Инициаторы обратились к Европейской Комиссии с предложением о создании консультативного органа под названием «Европейская инициатива Глобального Плана Маршалла». На мировой повестке дня поставлена новая идея. Это идея, объединяющая в одно целое устойчивое развитие и безопасное развитие. Необходимость такого объединения этих больших идей стала понятной лишь в последние годы . Для таких крупных транзитивных стран, как Украина, традиционный консервативный индустриализм советского типа с его экстенсивным развитием — опасный. Он несовместим с устойчивым развитием. С другой стороны, необходимость глобального проекта типа нового Глобального Плана Маршалла становится все более очевидной в условиях растущего неравенства между Севером и Югом, ведущего к критическому снижению уровня глобальной безопасности развития.

Смогут ли США отказаться от стратегии установления нового мирового порядка глобализма с ее явным отказом от принципа многополюсности, многосторонности, которая крайне ограничивает возможности глобального устойчивого развития и устойчивого развития бедных стран, таких как Украина. В Украине возможности, особенно инвестиционные, для устойчивого развития являются практически крайне ограниченными, а интеллектуальные ресурсы — большие. Поэтому Украина, если она будет в глобальной системе устойчивого развития, может внести свой реальный вклад, пользуясь в то же время синергетическим эффектом интеграции. Исходя из своих национальных интересов, Украина может поддержать Глобальный проект Устойчивого Развития — новый Глобальный План Маршалла, еще и как новый проект евроатлантической интеграции. Как известно, так называемый атлантический проект мирового порядка сконцентрирован на интересах глобальной безопасности наибольших стран, таких как США и их наибольшие союзники, а не на безопасности развития всех стран мира. С инициативой «европейского» Глобального Плана Маршалла впервые возникает реальная возмож

1

Білорус О. Г. та ін. Глобалізація і безпека розвитку. — К., 2002.ность учета интересов всех стран. Нынешняя силовая экономическая глобализация делит население мира на победителей — «золотой миллиард» и побежденных — 8 миллиардов, которые лишены возможности воспользоваться преимуществами глобализации. Такая пропорция не гарантирует безопасности для победителей. Она порождает мощные волны антиглобализма и угрожает глобальным конфликтом. Все это негативно влияет на развитие мировой и глобальной экономики и на глобальное устойчивое развитие. Недаром на Западе серьезно заговорили о кризисе глобального капитализма, даже его большие апологеты .

Обсуждаемый Европой Глобальный План Маршалла ставит целью сделать глобализацию более справедливой и в то же время заложить основу эко-социального экономического чуда мирового масштаба. Глобальное эко-социально-экономическое чудо является возможным, утверждают идеологи проекта Глобального Плана Маршалла. По их замыслу оно принесет новый большой потенциал развития, больше, чем действующая мировая система свободной торговли. С другой стороны, глобальная эко-социальная экономическая система несет в себе большой потенциал безопасности развития, которая приобретает критериальное значение в национальных и международных стратегиях 2 . Кажется, новая объединенная Европа действительно стремится предложить новую цивилизационно-альтернативную концепцию мирового развития, имеющую все шансы для внедрение в будущем, и в которой безопасность развития и ноосферная экономика будут достигаться посредством механизмов глобального солидаризма, сотрудничества и интеграции.

По замыслу инициаторов концепция Глобального Плана Маршалла включает в себя создание новой мегасистемы для эффективной ликвидации бедности на глобальном уровне. Эта система должна быть согласована с общим сохранением природной окружающей среды, и тем самым она сможет направить мировое содружество на путь устойчивого развития. Эта глобальная долгосрочная (бессрочная) программа позволит 2-3 млрд людей планеты, проигравшим от глобализации, динамически реализовать их человеческий и предпринимательский потенциал в свою

1

Сорос Дж. Кризис глобального капитализма. — М., 2001.

2

Білорус О. Г. та ін. Глобалізація і безпека розвитку. — К., 2002.пользу, а также в интересах мировой экономики вцелом . Предусматривается быстрое и эффективное проведение соответствующих реформ. Конечно, более развитые страны, такие как Украина, которые уже стоят на пути реформ, имеют больше шансов на успешное развитие. Поэтому Украине нужно присоединиться к этой глобальной программе в ближайшие сроки. При этом Украина может выступать не только реципиентом экономической помощи, но и определенным интеллектуальным и техническим донором. В соответствии с этим глобальным планом, ежегодные инвестиции для ко-финансирования проектов в развивающихся странах (Юг) будет составлять как минимум 50 млрд евро. Это дополнительные инвестиционные ресурсы для тех, что уже выделяются по программам развития под эгидой ООН.

Европейские инициаторы считают, что каждая страна-член ЕС без вреда для себя может вносить ежегодно 1,5 % своего ВВП в фонд Глобального Плана Маршалла. На такой расширенной финансовой базе планируется обеспечить глобальную устойчивость и динамическое глобальное развитие, что нам кажется иллюзорным и нереальным. Правда, эти ограниченные инвестиции рассматриваются лишь как детонатор и пусковой механизм для развивающихся стран. Получив новую финансовую поддержку, они должны внедрять экологические и социальные стандарты, вести либерализацию и стабилизацию своих рынков, что даст возможность привлечения иностранных инвестиций к развивающимся странам и, таким образом, формировать абсолютно новые масштабы и уровень международного сотрудничества. Как видим, речь идет о том, чтобы посредством глобализации европейского типа с человеческим лицом расширять мировые рынки для наиболее развитых, в том числе, европейских стран.

Новая европейская модель Глобального Плана Маршалла базируется на том, что существует прямая взаимосвязь между национальной безопасностью и глобальной безопасностью, между экономической безопасностью и безопасностью развития, между характером и содержанием нового мирового порядка и экономическим благосостоянием. Защита глобальной окружающей среды в условиях социальных конфликтов и бедности становится невозможной. Глобальный ресурсный диктат и ресурсная эксплуатация бедных стран поставлены на грань глобального конфликта.

1

Глобальний План Маршалла, 2003. — С. 3.Процесс расширения ЕС будет положительно способствовать реализации Глобального плана Маршалла. Ожидается, что уже на первом этапе (следующие 20 лет) эта программа даст толчок мощному мировому экономическому развитию и даст свой первый и важнейший результат создания условий для последующего преодоления бедности и ликвидации голода в мире.

В итоге, новый Глобальный план Маршалла не является ни филантропическим, ни чисто гуманитарным проектом. Это глобальный экономический проект создания новых глобальных рынков и новых условий их функционирования. Считается, что это достаточное условие для устойчивого экономического развития всего мира в интересах всех жителей планеты. Инициаторы проекта не скрывают, что для реализации плана будет нужна соответствующая субординация национальных стратегий, и даже внедрение системы «последовательного глобального правления». Это напоминает новую модификацию системы глобализма.

В декларации инициативы нового Глобального плана Маршалла от 11 октября 2003 года во Франкфурте его авторы заявили не только о возможности Экономического чуда путем формирования Мировой эко-социальной рыночной системы с помощью механизмов Плана. Они подчеркивают, что в современных условиях устойчивое развитие должно быть либо глобальным, либо никаким. Обеспечить устойчивое развитие в отдельно взятой стране теперь невозможно, потому что не только экология, но и экономика и социология стали глобальными. Современное крайнее экономическое неравенство, бедность, голод, дефицит питьевой воды стали угрозой не только для бедных стран, но и для богатых развитых стран. Не удивительно, что именно в цивилизованной Европе возникло убеждение, что мир, в котором 50 % населения живут на менее чем 2 евро в день, в условиях глобализации стал взрывоопасным. Поэтому считается, что именно Европа, а не Америка или Азия, может стать лидером нового глобального движения за устойчивое эко-социальное экономическое развитие. Именно в Европе возникло убеждение, что ускоренное развитие менее развитых стран заключает в себе огромный потенциал и резерв глобального экономического роста. Его и нужно использовать как резерв и возможность, а не рассматривать как препятствие и тормоз роста. Это дало бы невиданный рост спроса на экспорт из развитых стран с экспортно-ориентированной экономикой и этим был бы заведен в действие механизм глобального экономического роста.

На этой основе была бы создана финансовая база для глобального устойчивого развития, которое бы в свою очередь постепенно превратилось в позитивный фактор экономического роста. Таким образом, европейская модель эко-социальной рыночной экономики могла бы стать моделью нового глобального сотрудничества, альтернативой модели миропорядка, базированному на силовом глобализме.

Конкретное содержание и структура Глобального плана Маршалла будет разрабатываться поэтапно. Пока еще можем говорить лишь о некоторых его составляющих:

• соглашение об обязательных глобальных нормах защиты природных основ жизни;

• соглашение о создании равноправных условий глобальной конкуренции для менее развитых стран в рамках переговорного процесса ВТО, особенно путем прекращения экспортного субсидирования продукции богатых стран и формирования отношений на мировых рынках, которые будут базироваться на принципах рыночной экономики;

• исследование, разработка и реализация коллективных экологических и социальных программ в сотрудничестве с заинтересованными участниками во всем мире;

• стимулирование экологических и социальных преобразований в развивающихся странах;

• содействие малым и средним предприятиям и предпринимателям;

• принятие предложений относительно расширения глобального Плана Маршалла.

Стратегия новой Европейской инициативы исходит из того, что эта инициатива полностью отвечает требованиям Целей розвития тысячелетия, разработанных ООН и принятых к выполнению многими странами, в том числе Украиной. Главная проблема программы Целей розвития тысячелетия заключается в нерешенности вопроса относительно их финансирования и в недостаточных полномочиях координирующей организации в плане санкций, а еще в ограниченности национальных целей, что видно и на примере Украины . Дает о себе знать и несоответст

1

Україна. Цілі Розвитку Тисячоліття. — К., 2003.вие целей таких глобальных международных организаций, как МОП, ВТО, Международный валютный фонд и Мировой банк, которые находятся под воздействием самых богатых стран и их глобальных корпораций.

Европейская инициатива, направленная на создание глобальной эко- социальной рыночной экономики, является единственным проектом, способным стать альтернативой существующему принципу установления мирового порядка и глобализма как его мегафилософии.

Нынешняя Европа, которая интегрируется и расширяется, Европа с ее наибольшим в мире общим рынком в 450 млн жителей является безальтернативным лидером нового Глобального Плана Маршалла. Большой проблемой остаются интересы и позиции глобальных корпораций. Примут ли они участие в реализации этой исторической программы? Откажутся ли они от стратегии силового глобализма? На этой счет у нас есть слишком большие сомнения . Мы их неоднократно высказывали в опубликованных работах. Скорее всего, не отказываясь от своих колоссальных эгоистичных интересов, глобальные корпорации будут вынуждены поддержать экологические проекты, которые отвечают программам Всемирного Бизнес-Совета по Устойчивому Развитию. Кроме заинтересованных развитых и развивающихся стран, важными партнерами Плана могут стать неправительственные организации (НПО). ________

1

Білорус О. Г. Економічна система глобалізму. — К., 2003.???????????

К постиндустримальному обществу ноосферизма и демократического солидаризма

Реальная реинтеграция Украины в европейские и евроатлантические структуры, а тем более официальное членство нашего государства в ЕС и НАТО является невозможным без перехода страны на путь устойчивого развития. А это в свою очередь требует налаживания большой государственной работы в этой сфере. Речь идет не только о разработке национальной стратегии устойчивого развития. Эта стратегия не может быть изолированным документом. Она должна быть положена в основу стратегического документа высшего ранга — Национальной стратегии развития на период 2005—2025 гг. Причем Национальная стратегия развития Украины должна быть глобально ориентированной. Она должна стать стратегией перехода от индустриального к постиндустриальному информационному обществу. Решение сложных задач стратегического прогнозирования и стратегического планирования, в том числе модернизации Украины на принципах устойчивого развития, требует создания особенных механизмов и структур в общей системе государственного менеджмента. Мировой опыт показывает, что передовые и наиболее конкурентоспособные страны, такие, как США, Канада, страны ЕС, Япония, Южная Корея создали свои специфические системы управления перспективным развитием и добились больших успехов. В Украине еще не существует системы государственного управления развитием, что уже реально стало проблемой национальной безопасности. Исследования, выполненные в системе Национальной академии наук Украины , показали, что перевод Украины на принципы устойчивого развития является одним из путей безопасного экономического, социального и экологического развития.

В первый период независимости из-за стратегической некомпетентности режима Л. Кучмы, стоявшего на позициях традици

1

Білорус О. Г. та ін. Глобалізація і безпека розвитку. — К., 2000.онно-консервативного индустриализма, Украина потеряла шансы модернизации структуры экономики и перехода на рельсы постиндустриализма. Еще и сегодня существует тяжелая инерция мировоззрения правительственных чиновников, которые тянут в сторону реиндустриализации Украины на низкой технологической основе 3-го и 4-го технологических укладов (металлургия, неорганическая химия, горнодобывающая промышленность, автомобилестроение, самолетостроение, производство традиционных строительных материалов, пищевая промышленность, органическая химия).

Навязанная Украине режимом Л. Кучмы стратегия и реальная практика традиционной индустриальной модернизации ведет к хроническому отставанию и низкому уровню международной конкурентоспособности среднеразвитой страны, как сырьевого придатка передовых западных стран. Поэтому перед новой демократической властью стоит задание одновременного комплексного решения задач ускорения экономического развития, перевода экономики на инновационно-инвестиционную модель постиндустриального устойчивого развития. Постиндустриальная парадигма устойчивого развития должна быть воспринята новой властью Украины как национальная стратегия развития.

То есть речь идет о том, чтобы было создано Правительство народного доверия, которое перешло бы от стиля работы пожарной команды к полноценной деятельности по решению перспективных проблем на глубину стратегического горизонта на 20—25 лет. Этого требуют национальные интересы и диктуют глобальные угрозы. Любые последующие промедления с развитием отечественного постиндустриального комплекса усиливают угрозы национальной безопасности Украины из-за постоянного проигрыша ведущим странам — лидерам глобальной конкуренции, и консервируют наследие от режима

Л. Кучмы — системный кризис. Разработка и последовательная реализация национальной стратегии развития Украины, содержанием которой является перевод страны на путь постиндустриального устойчивого развития — является наивысшим общественным императивом .

1

Авторы данной монографии поддерживают Открытое письмо ученых Украины «Об обустройстве постиндустриальной Украины. Евроинтеграция или постиндустриализация». — К., 2005.В Украине возникли благоприятные предусловия для стратегического сочетания устойчивого развития с формированием социально-ориентированной рыночной экономики постиндустриального типа, экономики ноосферизма и украинского демократического солидаризма.


< Попередня  Змiст  
Iншi роздiли:
МЕСТО УКРАИНЫ В МИРЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ
3.3. ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
3.2. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ
Частина 3. ГЛОБАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ
Частина 2. ГЛОБАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ
Дисциплiни

Медичний довідник новиниКулінарний довідникАнглійська моваБанківська справаБухгалтерський облікЕкономікаМікроекономікаМакроекономікаЕтика та естетикаІнформатикаІсторіяМаркетингМенеджментПолітологіяПравоСтатистикаФілософіяФінанси

Бібліотека підручників та статтей Posibniki (2022)