Posibniki.com.ua Економіка Глобальное устойчивое развитие 2.6. НЕКОТОРЫЕ НОВЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


< Попередня  Змiст  Наступна >

2.6. НЕКОТОРЫЕ НОВЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ


Опыт показывает, что правительства, власть сами по себе еще не способные начать и имплементировать эффективные качественные национальные стратегии устойчивого развития. Необходимо, как уже указывалось, активное участие широких заинтересованных кругов. Необходимо развивать национальный консенсус в условиях транспарентности и гражданской инициативы. А это дело весьма нелегкое. Кроме всего прочего, общественные силы — участники должны верить в успех, быть уверенными в позитивных результатах. Необходимо большое терпение, выдержка, ведь возможны вероятные ошибки, трудности. Путь,

1 Dalal — Clayton, Bass. National Strategies for Sustainable Development: A Guide to Key Issues and Methods for Analysis. A Prompt for Status Review and Dialogue. International Institute for Sustainable Development. —London. 2000.который нужно пройти, еще никем не пройденный. Устойчивое развитие признает взаимозависимость и даже взаимодействие трех своих фундаментов — экономического, социального и экологического. Но пока еще нет ясного ответа на такой судьбоносный вопрос: а как, каким образом, каким способом указанные компоненты должны сотрудничать друг с другом? Именно здесь, как нам кажется, есть неопределенность, туманность относительно того, куда мы идем, став на путь устойчивого развития. Как достичь успеха? Насколько он гарантирован? Мы убеждены, что человечество найдет средства, чтобы положительно, оптимистично ответить на указанные вопросы. Но для этого нужно время и немалое. Следовательно, устойчивое развитие является долговременным процессом. Чтобы его сократить, нужны, кроме всего прочего, глубокие институционные реформы, существенные изменения в управлении. Концепция устойчивого развития включает этот принципиально важный элемент наряду с вышеприведенной триадой. Верно, что устойчивое развитие является оправданным в долгосрочной перспективе. Но серьезная проблема заключается в том, что большинство (если не все) политических и экономических систем работают, как правило, в краткосрочных рамках. Это требует новых творческих подходов. Такие подходы, по нашему убеждению, и продемонстрировал Йоханнесбургский саммит в 2002 году .

Форум поставил перед собой свыше тридцати целей. Причем фокус явно сместился в сторону социальных вопросов и развития, включая в первую очередь ликвидация бедности, улучшение санитарии и здравоохранения. В целом знаменательными были предложения Генерального секретаря Кофи Аннана — так называемый WEHAB (вода, энергетика, санитария, здравоохранение, сельское хозяйство и биоразнообразие). Эти темы были определены саммитом как наиболее приоритетные и важнейшие для устойчивого развития как на современном этапе, так и на длительную 10—15-летнюю перспективу. В этом смысле нужно отметить решение Саммита Тысячелетия об уменьшении наполовину до 2015 года числа людей, не имеющих доступа к санитарии, и числа людей, не имеющих доступа к питьевой воде.

К этому нужно прибавить то, что в Йоханнесбурге было принято

1 World Summit on Sustainable Development Plan of Implementation Johannesburg Declaration on Sustainable Development. UN. New York, 2002.принципиально важное решение наполовину уменьшить до 2015 года количество людей, живущих на доходы, меньшие чем один доллар на день. Эти решения были поддержаны определенными конкретными обязательствами, в том числе и финансовыми. Однако, этих обязательств, даже если они будут полно и своевременно реализованны, не хватит для реализации вышеприведенных целей, поставленных в Плане имплементации Саммита Тысячелетия. Тоже самое можно сказать и об обязательстве в рамках партнерства, что касается других неотложных проблем.

В то же время отметим, что указанный саммит — в отличие от «Повестки дня — ХХІ»– квалифицировал проблему бедности как наиболее приоритетную, генеральную тему. Она — и в этом новизна указанного подхода — связана с многосторонними измерениями, от доступа до источников энергетики, воды и санитарии

— к справедливому распределению и биомногообразию. Это означает переход — и к тому же существенный, принципиальный

— от одномерного взгляда на бедность к многомерному подходу, который охватывает виденье устойчивого благосостояния. Следовательно, проблема бедности заняла ведущее место в концептуальных и прагматических измерениях устойчивого развития и соответственно в национальных стратегиях.

При этом никоим образом не уменьшается роль и место трех основополагающих фундаментов устойчивого развития — экономического роста, социального прогресса и устойчивого развития. Эволюция этой концепции за десять лет — от Рио к Йоханнесбургу — показывает, как развивается повестка дня относительно устойчивого развития. Социальные и экономические измерения в такой же большой мере как экология фигурируют сейчас и в концепции устойчивого развития, и в конкретных планах действий. Происходит, укрепляется интегрированная корректировка указанной триады. Необходимость этой интеграции доминирует во всех дебатах относительно устойчивого развития. Независимо от того, идет ли речь об укреплении синергии между подходами Рио или о процессах в ООН относительно финансирования и социального развития. Еще одна особенность этой эволюции — это значительная активизация участие женщин, молодежи, неправительственных организаций, профсоюзов, местной власти, ученых и других заинтересованных кругов и групп.

До этого, очевидно, нужно добавить существенный интерес к устойчивому развитию со стороны бизнеса, частного сектора. Иэтот интерес проявляется не просто в дебатах, а и в конкретной материальной поддержке многочисленных партнерских инициатив относительно содействия устойчивому развитию.

Саммит в Йоханнесбурге засвидетельствовал определенный прогресс на пути устойчивого развития, включая одобрение и имплементацию национальных стратегий устойчивого развития. В 1972 году в Стокгольме на Конференции ООН по защите окружающей среды было принято решение о срочной потребности ответить на проблему ухудшения окружающей среды. В Рио де Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде и развитию было достигнуто согласие относительно окружающей среды и развития. Было решено, что социальное и экономическое развитие является фундаментально важным для устойчивого развития. С этой целью, как известно, была одобрена глобальная программа «Повестка дня — ХХI» .

Между Рио и Йоханнесбургом состоялась целая серия важных международных конференций, включая форумы в Монтерреи и Дохе. Йоханнесбургский Саммит подтвердил и усилил конструктивный поиск общего пути к миру, который уважает и имплементирует виденье устойчивого развития. Йоханнесбург также подтвердил, что достигнут определенный успех относительно глобального консенсуса и партнерства среди всех людей планеты перед реальностью общих угроз самому их существованию.

Много стран подготовили национальные стратегии и планы в поддержку устойчивого развития. Но в то же время, к сожалению, существовал и продолжает существовать существенный разрыв между словами и действиями, декларациями и реалиями. Немало важных документов, разработанных в некоторых странах, оцениваются как «бумажные тигры», как простая риторика, или дань моде.

Вызов заключается не только в том, чтобы сузить или устранить указанный разрыв между словами и действиями, но и в том, чтобы поднять уровень профессиональной подготовки и выяснить, какие инициативы не работают и почему. Этот разрыв существует как в развитых странах, так и в развивающихся, а также в странах с переходной экономикой. Не контролированные процессы, которые там происходят, имеют место, когда развитие

1 United Nation. Agenda 21: Programme of action for sustainable development. New York N.Y:UN Publications, 1992.идет без ориентации на национальные стратегии устойчивого развития. Существующие двойные стандарты — это контрпродуктивно, это создает препятствия на пути имплементации устойчивого развития.

Нужно усовершенствовать процедуры выработки решений. Следовательно необходимо наращивать усилия относительно укрепления отношений и понимания между теми, кто планирует, и теми, кто имплементирует. Панацеи здесь нет. Но все же существующий опыт демонстрирует целесообразность ряда инициатив:

• поощрение экспертизы в институционном развитии и эффективном управлении — для деятельности в вопросах национальной стратегии устойчивого развития;

• усиление полномочий самого национального совета, чтобы дела не ограничивались только совещательными функциями;

• укрепление отношений между секретариатом совета и секретариатами линейных министерств;

• укрепление и углубление исследовательской деятельности касающиеся устойчивого развития;

• более активное сотрудничество со средствами массовой коммуникации .

Саммит в Йоханнесбурге положил начало трем принципиально важным направлениям, где сосредоточились и вызовы, и позитивные возможности глобализации устойчивого развития. Во-первых, это раунд Доха переговоров в рамках ВТО. Вовторых, это корпоративная ответственность и отчетность. В-третьих, все более растущее ощущение, что многосторонняя система управления в состоянии найти новые пути относительно содействия и продвижения дела устойчивого развития в глобализирующемся мире. Определенный оптимизм усиливается в результате постоянных попыток международного сообщества глобализировать повестку дня через Декларацию целей тысячелетия и Монтеррейские обязательства 2 . Политические лидеры мира имеют возможность поддержать и добиваться дальнейшего прогресса в порядке дня устойчивого развития в рамках и вне рамок системы международных организаций, и в первую очередь ООН.

1 UN DESA, Guidance in preparing a national sustainable development strategy: managing sustainable development in the new millennium. UN. N.Y., 2002.

2 United Nation Millennium Declaration. N.Y. 2000. Report of the International Confer-ence on Financing for Development, Monterrey, Mexico. UN. 2002.Вопрос в том, как сигнал Йоханнесбурга повлияет на направление глобализации, насколько она будет определять характер, темпы и перспективы устойчивого развития. Вопрос также заключается в том, насколько длительной окажется нынешняя эпоха однополярности. И станет ли многосторонность, характеризовавшая саммит в Йоханнесбурге и других важных международных форумах последнего времени, доминирующей тенденцией мирового развития? И если станет, то какие факторы будут это определять и насколько продолжительным будет переход от однополярности к многополярности.

Остановимся несколько детальнее на некоторых международных документах, которые в большей или меньшей степени влияют на устойчивое развитие и соответственно на национальные стратегии. Это, в частности, Международная конвенция борьбы с опустынением и соответствующие национальные инициативы. Много стран, в основном африканских, после вступления в действие выше указанной конвенции подготовили свои национальные программы действий. Соответственно было положено начало региональным и суб-региональным программам и планам. Эти документы намечали достаточно конкретные мероприятия. Шла речь, в частности, о реализации статей 9 и 10 в Программе национальных действий. Цель этой программы заключалась в том, чтобы определить факторы, которые способствуют опустынению и практические мероприятия по борьбе с ним. Эти программы должны были быть инкорпорированы в национальную политику устойчивого развития. Указанные программы с самого начала стали по своему характеру стратегическими. Но их реализация связана с существенными трудностями. В частности, в некоторых странах не удалось привлечь более-менее широкие слои общественности и к составлению, и к имплементации этих программ. В некоторых странах не удалось связать эти программы с другими национальными программами, в частности, с планами и стратегиями устойчивого развития. И все же указанные документы в целом хорошо себя зарекомендовали. Опыт реализации свидетельствует о том, в частности, что эффективное участие общественности положительно отражается на самом процессе реализации. В этом же направлении действуют такие факторы, как децентрализация, четкая ответственность, оперативные действия, построение нового в существующих рамках, роль частного сектора, интеграция в национальную политику и стратегию развития.Рамочная конвенция относительно изменений климата. В соответствии с Рамочной конвенцией ООН относительно изменений климата — индустриальные развитые страны должны подавать в Секретариат ООН национальные отчеты-сообщения с планами о состоянии с источниками парниковых газов и мероприятиями по защите от будущих ожидаемых эмиссий, оценками уязвимости данной страны, прогнозами возможных вариантов относительно приспособления к изменениям климата .

Национальные программы лесосбережения — являются всеобъемлющими рамками для устойчивого лесного менеджмента, базированными на широком межсекторальном подходе на всех стадиях, включая формирование политики, стратегии и планов действий, а также их имплементацию, мониторинг и оценку. Они должны реализовываться в контексте социальной, экономической, экологической и культурной ситуации в каждой стране, а также интегрироваться в стратегии устойчивого развития этой страны. В этом контексте национальные лесные программы являются техническим процессом в том смысле, что идентификация целей, политики, стратегии и механизмов имплементации должны базироваться на достоверной информации. Указанные программы базируются на ясных и понятных принципах, а именно — национальный суверенитет и руководство государства, соответствие с конституционными и правовыми рамками, соответствие международным соглашениям и обязательствам, партнерство заинтересованных сторон, межсекторальный подход, долгосрочность в процессе планирования 2 .

Национальные стратегии консервации разрабатываются и реализуются в соответствии с Мировой стратегией консервации (1980 г.), инициированной ООН.

Эти стратегии, начатые уже в целом ряду стран, нацелены на определение срочных экологических потребностей, согласование их с вопросами развития, стимулирование национальных дебатов, усиление общественного сознания, помощь в принятии решений относительно приоритетных вопросов, распределение ресурсов, построение институционных возможностей по управлению процессами, связанными с окружающей средой. Достиг

1 Nilson and Pitt. Protecting the atmosphere: The Climate Change Convention and its context. — London. Earthscan. 1994.

2 Bouman and Brand, rds. Sustainable forests: Global challenges and local solutions. — N.Y.: Haworth,1997.нуты существенные позитивные результаты, которые проявились в ходе исследований опыта стран Азии, Африки и Латинской Америки. Эти исследования обнаружили наличие важных общих факторов, что стимулировало решение неотложных проблем, связанных со стратегией сохранения и защиты окружающей среды .

В соответствии с «Повесткой дня — ХХI» в ряде стран были начаты национальные программы с целью реализации указанных международных решений. Следовательно, речь шла о получении более-менее конкретного ответа на вопрос, как указанная международная программа может и должна имплементироваться на локальном, государственном уровне. Инициирующую роль здесь сыграла Программа развития ООН (ПРООН), положившая начало специальному проекту — «Возможности программы — ХХІ».

Конкретной указанной деятельностью в отдельных странах начали заниматься специально созданные Национальные советы по устойчивому развитию. Эти советы были созданы в свыше 80 странах. Статус этих советов оказался достаточно разным, с учетом регионов, разных стран. Достаточно активными эти советы стали в Латинской Америке, несколько более слабыми в Азии и весьма ограниченными в Африке. Советы играют полезную роль в учреждении и содействии диалога между участниками процесса устойчивого развития. Правительства ряда стран используют эти органы в качестве своеобразных резервуаров идей. Но при всем этом упомянутые советы особенно существенную роль играют в непосредственном планировании и имплементации национальных стратегий устойчивого развития. Конкретнее функции этих органов заключаются в следующем:

• содействии участию и сотрудничеству гражданского общества, бизнеса, защитников окружающей среды, с одной стороны, и правительств, власти, с другой, для поощрения устойчивого развития в той или другой стране;

• сотрудничестве с правительством в принятии соответствующих решений и формировании политики устойчивого развития;

• интеграции экономической, социальной и экологической деятельности и определения перспектив;

1 Groose, Howard and Thiery, eds. A sourcebook for conservation and biological diversity information. –Cambridge, UK: IUCN,1995.• учете локальных и национальных аспектов глобальных соглашений, таких, как «Повестка дня — ХХI», Декларация и Программа действий Всемирного Саммита устойчивого развития (Йоханнесбург);

• обеспечении систематической активности и информированного участия гражданского общества во всей деятельности — национальной и международной — что касается устойчивого развития;

• содействии формированию национального видения, новизны и перспективности процесса устойчивого развития .

В этой связи нужно заметить, что национальное видение ценно тем, что оно сближает разные группы участников устойчивого развития. Это можно видеть, в частности, на примерах Ганы, Пакистана, Танзании, Таиланда и других стран.

В целом достаточно успешной является деятельность национальных советов устойчивого развития в Буркина Фасо, Канаде, Эстонии, Финляндии, Венгрии, Ямайке, Мексике, Монголии, Филиппинах, Румынии, США, Сенегале, Южной Корее и Уганде. Этого, к сожалению, не скажешь об Украине.

Указанная деятельность относительно содействия устойчивому развитию часто происходит в определенной координации и согласовании с национальными программами, которые направлены на решение конкретных проблем. В частности, речь идет о следующих документах:

Документ, касающийся стратегии окружающей среды страны — разрабатывается с помощью внешних консультантов, включая Мировой банк. Это, по сути, начальный шаг со стороны страны, где, как правило, нет экологической администрации. После этого шага — разрабатывается план, упомянутый выше. «Национальная повестка дня — ХХІ» 2 — подготовленная в ряде стран в соответствии с решением Рио — «Повесткой дня века». Национальные стратегии построены соответственно содержанию и структуре, которые определены международным форумом в Рио. В Китае и Индии этот процесс реализуют прави

1 Dalal — Clayton and Bass. Sustainable Development Strategies — A Resource Book. International Institute for Environment and Development. –London: Earthscan Publications Ltd.,2002.

2 Carew-Reid, Prescott-Allen, Bass, Dalal-Clayton. Strategies for National Sustainable Development

— A Handbook for their Planning and Implementation. IIED, –London Earth-scan Pablication.1994тельства и научные институции. То есть, в сущности гражданскому обществу отведена незначительная роль. Но в ряде других стран участие гражданского общества значительно больше. Национальная повестка дня поддерживается Организацией Объединенных Наций (через ПРООН).

Национальные стратегии сохранения (НСС) — берут свое начало в начале 80-х гг. ХХ ст. Ряд международных организаций предложили мировую стратегию сохранения. И в соответствием с ней начали разрабатывать национальные стратегии. Развитие этих стратегий пошло от чисто экологически-сохраняющих стратегий к общенациональным стратегиям .

Национальный план экологического менеджмента (НПЭМ) 2 — разработанный в островных странах южной части Тихого океана. Ее поддерживают Азиатский банк развития, ПРООН. Этот план поддерживается Южно-тихоокеанской программой защиты окружающей среды.

Национальная программа действий по борьбе с опустыниванием — применяется во многих странах. Эта экологическая проблема все больше заостряется, а следовательно требует соответствующих эффективных действий. В ряде стран действуют национальные планы контроля за опустыниванием. Была разработана и одобрена международная Конвенция борьбы против опустынивания .

Учитывая все вышесказанное относительно международных аспектов устойчивого развития, необходимо, не претендуя на исчерпывающую полноту, выразить некоторые обобщающие замечания и оценки. Бесспорно, при всех своих трудностях процесс устойчивого развития неуклонно и последовательно развивается. Главной закономерностью и тенденцией следует считать глобализацию устойчивого развития.

Человечество уже разработало немало концепций устойчивого развития и его стратегий. Особенно близкой к процессу устойчивого развития является концепция Мирового банка — «Всеобъемлющие рамки развития» (2000 г.). Эта концепция базируется на таких принципах:

• долгосрочное виденье и стратегия;

1

Там же.

2 Worldwatch Institute. Vital signs: The environmental trends that are shaping our fu-ture.2002 Wash.D.C.

3

Там же.• укрепление государственной собственности на цели развития;

• усиленное партнерство среди участников;

• регулярная и полная отчетность о результатах .

Коренное направление указанной концепции, то, что сближает ее с концепцией устойчивого развития, заключается во взаимозависимости всех элементов развития — социальных, структурных, управленческих, экологических, экономических и финансовых. Эта концепция предоставляет широкие возможности партнерству между правительствами, частным сектором и гражданским обществом. Но особенный акцент Мировой банк делает на роль государственной собственности.

Каким же является национальное виденье устойчивого развития отдельными странами? Что здесь является наиболее характерным? Сошлемся, не претендуя на полноту анализа, на пример лишь некоторых стран.

В Гане это виденье сформулировано на достаточно отдаленную перспективу, а именно до 2020 г. а сам период стратегического планирования охватывает 1996—2020 гг., то есть четверть века. Главные цели — превратить страну из бедной низко-доходной в процветающую средне-доходную страну на протяжении одного поколения. Эта цель реализовывается с помощью целой серии среднесрочных планов. Первый среднесрочный план на 1996

—2000 гг. Основная цель этих планов превратить до 2015 года Гану на сильную аграрно-индустриальную страну 2 .

В Пакистане действуют программа до 2010 года и 25-летний перспективный план, цель которых как раз и заключается в разработке долгосрочного виденья развития страны с помощью экономического роста через технологически-инновационный курс и устойчивое развитие .

В Танзании национальное виденье перспектив развития достигает 2025 года. В результате должны быть установлены рубежи высокого качества жизни всех граждан, стабильность, единство.

1 World Bank. Comprehensive Development Framework: Country Experience. Wash. D.C. 2000.

2 Johannesburg 2002, Country Profiles Serves. Ghana. UN. N.Y. 2002 (this official UN document provides information on the implementation of Agenda XXI by all UN member states).

3 Johannesburg 2002, Country Profiles Serves. Pakistan. UN. N.Y. 2002 (this official UN document provides information on the implementation of Agenda XXI by all UN member states).Речь идет также о введении квалифицированного управления, хорошо информированном обществе, диверсифицированной экономике, способной достичь устойчивого роста .

В Таиланде национальное виденье развития соединяется с девятым Планом экономического и социального развития 2 .

В разработке указанного национального виденья значительную активность проявляет Мировой банк. В 12 странах, которые были определены как пилотные, был проведен анализ сделанного. В своем обзоре Мировой банк констатировал устойчивый прогресс в вопросах, связанных с разработкой национального виденья развития. Но в то же время было отмечено наличие существенных трудностей, неравномерность и пестрота этого процесса. Мировой банк сообщил о том, что 46 стран мира развивают (в той или другой форме, применяя те или другие механизмы) долгосрочное национальное развитие своих стран. Около 80 % процентов из них воплощают те или иные стратегии своего национального развития, основанные на результатах внутренних дебатов относительно национальных стремлений и надежд. Одновременно было замечено, что прогресс в создании и развитии партнерства среди участников процесса был медленным.

Вполне закономерно, что механизмы стратегического планирования во многих странах, особенно развивающихся, сосредоточены на планах минимизации бедности. Так, Танзания еще в 1996 году разработала План действий по устранению бедности. Уганда в 1997 году положила начало Плану действий по ликвидации бедности. Замбия подготовила стратегию уменьшения бедности в конце 90-х годов ХХ века. Все эти планы достаточно разные по своему характеру, масштабу, механизмам. При этом нельзя не отметить, что успех был скорее на стороне тех стратегий, которые были междусекториальными, с четкими бюджетными приоритетами .

1 Johannesburg 2002, Country Profiles Serves. Tanzania. UN. N.Y. 2002 (this official UN document provides information on the implementation of Agenda XXI by all UN member states).

2 Johannesburg 2002, Country Profiles Serves. Thailand. UN. N.Y. 2002 (this official UN document provides information on the implementation of Agenda XXI by all UN member states).

3 Overview of Progress towards sustainable development. A Review of Implementation of Agenda 21, the Programme for the Further Implementation of Agenda 21, and Johannesburg Plan of Implementation. UN Doc. E/CN.17/2004/2 Feb. 2004.Мировой банк и Международный валютный фонд положили начало в 1999 году собственным Стратегиям сокращения бедности. Эти стратегии были использованы рядом стран для инициации своих собственных стратегий.

Заявленные принципы стратегий сокращения бедности предусматривают, что ими должно руководить государство, транспарентны, при участии общественных кругов. Кроме того, такие стратегии должны иметь связь, согласовываться с международными целями развития. В частности, речь идет о принципах, закрепленных в рамках всеобъемлющего развития (указанный документ разработан Организацией экономического сотрудничества и развития ОЭСР).

Международный валютный фонд и Мировой банк поставили достаточно жесткие условия предоставления развивающимся странам соответствующей помощи. В марте 2000 года обе институции рассмотрели ход реализации 42 временных стратегических планов сокращения бедности, которые в то же время направлены на сокращение внешней задолженности ряда развивающихся стран. Банк и фонд отметили растущее понимание существенной роли правительственных стратегий сокращения бедности, а также более открытый диалог между правительствами и гражданским обществом .

В то же время растет неудовлетворение значительного количества развивающихся стран прозападной ролью как Международного валютного фонда, так и Мирового банка. Стоит в этой связи отметить, что в мае 2001 года 39 различных организаций и региональных информационных центров от 15 африканских стран выступили с общим заявлением, остро критиковавшим роль международных институций (Банк и Фонд) в политике, касающейся выполнения национальных стратегий уменьшения бедности. Речь шла в частности о том, что эти учреждения продолжают ставить корпоративные права и права ТНК над социальными, человеческими и экологическими обеспокоенностями. Речь идет также о том, что и Фонд, и Банк в проведении линии на сокращение бедности в первую очередь имеют в виду усиление своего влияния, а часто-густо и контроль над всеми аспектами жизни развивающихся стран.


< Попередня  Змiст  Наступна >
Iншi роздiли:
Частина 2. 2.7. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, МАРКЕТИНГ И МОНИТОРИНГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
2.8. ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО И ПЕРСПЕКТИВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 1. ГЛОБАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ
Частина 2. ГЛОБАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ
Частина 3. ГЛОБАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ
Дисциплiни

Медичний довідник новиниКулінарний довідникАнглійська моваБанківська справаБухгалтерський облікЕкономікаМікроекономікаМакроекономікаЕтика та естетикаІнформатикаІсторіяМаркетингМенеджментПолітологіяПравоСтатистикаФілософіяФінанси

Бібліотека підручників та статтей Posibniki (2022)