Posibniki.com.ua Право Уголовно-правовые проблемы трансплантации органов тканей человека и донорства крови в Украине 1.4. Международно-правовая регламентация трансплантации органов и тканей человека и донорства крови


< Попередня  Змiст  Наступна >

1.4. Международно-правовая регламентация трансплантации органов и тканей человека и донорства крови


Проблема трансплантации органов и тканей человека имеет не только государственный, но и международный аспект.

Настоятельная необходимость решения вопросов международно-правовой регламентации пересадки органов и тканей человека признается учеными всех стран. О большом интересе к правовым проблемам трансплантации говорит факт их вынесения на международные форумы юристов и медиков. Только в 1977 г. со

1 ІАЦ ЛІГА: ЗАКОН.

2

Там же.

3

Там же.

4

Там же.

5

Провізор. — 2004. — № 24.

стоялось несколько конференций, на которых обсуждались юридические аспекты пересадки органов и тканей.

В рамках Всемирной Организации здравоохранения анализировалась динамика национальных ситуаций (речь идет об исследованиях на уровне регионов мира и на уровне конкретных стран мира), а также программа действий.

Усовершенствование медицинской технологии привело к расширению практики трансплантации и увеличило потребность в органах для трансплантации. При кажущейся доступности донорских органов для клинической трансплантации предложения в этой сфере никогда не были адекватны существующим потребностям как по объективным причинам, так и в силу специфических особенностей развития трансплантологии в каждой стране или регионе конкретно.

В настоящее время, когда трансплантация превратилась из экспериментальной в обычную операцию, дефицит донорских органов обострился. Кроме того, эффективность клинической трансплантации может значительно колебаться в различных центрах, в результате чего в некоторых из них образуется избыток донорских органов, тогда как в других пациенты остро нуждаются в трансплантатах. Разрыв между спросом и предложением в области донорства обусловливает естественное стремление врачейтрансплантологов расширить возможности получения донорских органов . В то же время, как справедливо указывает А. Г. Долбин, от состоятельных пациентов, которым жизненно необходима пересадка органов или тканей, могут поступать предложения о финансировании нелегального приобретения органов или тканей от живых доноров. Поэтому вполне реальным является предположение о том, что существует скрытая торговля человеческими органами. Поскольку потребность в донорских органах или тканях для трансплантации постоянно возрастает, то деятельность по приобретению и использованию их оказывается во много раз доходнее, чем многие другие виды деятельности.

Впервые законодательное регулирование коммерческого донорства органов было предпринято в Италии в 1967 г., когда соответствующий закон запретил выплату любых вознаграждений или компенсаций за предоставление живыми донорами почек. В настоящее время в законодательстве о трансплантации зарубежных стран сложилась следующая ситуация. Правовые нормы, за

1

Долбин А. Г. Морально-этические и юридические положения трансплантологии в России // Трансплантология / Под ред. акад. В. И. Шумакова. — М.: Медицина, 1995.

— С. 10.прещающие торговлю человеческими органами, закрепили в своем законодательстве такие государства: в американском регионе — Аргентина, Боливия, Бразилия, Канада, Чили, Колумбия, КостаРика, Куба, Доминиканская Республика, Эквадор, Гватемала, Гондурас, Мексика, Панама, США (федеральный закон, во всех штатах и округе Колумбия), Венесуэла; в европейском регионе — Австрия, Бельгия, Дания, Италия, Люксембург, Румыния, Испания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Швейцария, Турция, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Югославия.

Аналогичные положения закрепили в своем законодательстве страны Восточного Средиземноморья — Кипр, Ирак, Кувейт, Ливан, Сирийская Арабская республика, Тунис; страны африканского региона — Алжир, Малави, Южно-Африканская Республика, Зимбабве; страны региона Юго-Восточной Азии — Индонезия, Шри-Ланка и страны региона западной части Тихого океана — Австралия (во всех штатах и территориях) и Сингапур.

В 1970 г. международная организация «Общество трансплантации» подтвердила, что торговля органами доноров, живых или умерших, недопустима ни при каких обстоятельствах , а в 1985 г. это Общество предложило рекомендации по распределению и использованию органов, взятых у трупов или полученных от доноров, не состоящих в родстве с больными реципиентами 2 .

Кроме того, в 1985 г. на XXXVII сессии Всемирной медицинской ассамблеи (созванной под эгидой Всемирной медицинской ассоциации) было отмечено, что получила широкое распространение чрезвычайно прибыльная в финансовом отношении торговля живыми почками и их продажа из развивающихся стран в Европу и США. Была осуждена практика приобретения и продажи человеческих органов в целях трансплантации, а правительствам всех государств было предложено принять меры по недопущению использования человеческих органов в коммерческих целях.

В 1987 г. на XXXIX сессии Всемирной медицинской ассамблеи была принята «Декларация о трансплантации человеческих органов», в которой была подвергнута осуждению практика покупки и продажи человеческих органов в целях трансплантации.

В 1987 г. Совет министров здравоохранения арабских государств принял унифицированный для всех арабских стран Проект закона о трансплантации человеческих органов. Ст. 7 этого

1 Annals of internal medicine, 75: 631—633 (1971); reproduced in Bulletin of the World Health Organization, 47: 131—133 (1972).

2 Lancet. — 1985. — № 2. — P. 715

—716.закона гласит, что продажа, приобретение или оплачиваемое донорство органов запрещаются, и что ни один специалист, знающий о приобретении трансплантата таким путем, не вправе использовать его для операции .

В 1978 г. Комитет министров Совета европейских государств одобрил резолюцию о гармонизации законодательства государствчленов, касающегося удаления, взятия или трансплантации человеческих органов и тканей. В ст. 9 данной резолюции констатируется, что ни один орган не может быть реализован в целях получения прибыли, однако возможно возмещение убытков, понесенных в связи с удалением органа или предшествовавшим обследованием.

В 1987 г. на конференции министров здравоохранения европейских государств был принят документ о некоммерческом подходе к донорству человеческих органов 2 , который, в частности, включал следующие положения:

• ни один человеческий орган не подлежит продаже в целях извлечения прибыли со стороны организации, занимающейся обменом трансплантатами, банковского центра органов, любой другой организации или отдельных лиц. Это, однако, не налагает запрета на выплату компенсаций живым донорам за утрату части дохода или за издержки, обусловленные удалением органа, либо предшествующим операции обследованием;

• ни организации, ни отдельные лица не вправе давать объявления о донорстве или пересадке органов и тканей за пределами своей страны.

В 1986 г. Европейская ассоциация специалистов по диализу и трансплантации совместно с Европейской ассоциацией урологов сформулировали основные принципы обеспечения безопасности живым донорам почек.

В 1989 г. XIV Международный конгресс по уголовному праву призвал к предупреждению коммерческого сбыта человеческих органов и тканей, при необходимости даже с помощью уголовных санкций, а также к принятию национальных и международных мер по недопущению получения органов или тканей посредством использования тяжелого экономического положения доноров или их родственников.

Всемирная Организация Здравоохранения, принимая во внимание разнообразие систем здравоохранения и права, а также социальных, культурных, религиозных и здравоохранительных об

1 Sev S. Fluss. Торговля человеческими органами и реакция ВОЗ // Всемирный форум здравоохранения.

— 1991. — № 3. — Т. 12.

— С. 49—50.

2 International digest of health legislation. — 1988. — № 39.

— Р. 274—278.стоятельств, в которых эти системы действуют в различных странах, после обширных консультаций разработала «Свод основополагающих принципов по трансплантации человеческих органов» . Согласно этому документу органы и ткани (в дальнейшем именуемые в тексте «органы») могут извлекаться из тела умершего или живого человека в целях трансплантации только в соответствии со следующими основополагающими принципами:

1. Органы могут быть изъяты из тела умершего человека в целях трансплантации, если: а) получено согласие всех лиц в соответствии с законом; б) нет оснований полагать, что покойный возражал бы против удаления органов даже в случае отсутствия его официального согласия, данного при жизни.

2. Врачи, удостоверяющие факт смерти потенциального донора, не должны непосредственно участвовать в изъятии органа у донора или иметь отношение к лечению потенциальных реципиентов.

3. Органы для трансплантации предпочтительно извлекать из тела умерших людей. Однако возможно получение органов и от живых людей, причем, как правило, последние должны быть генетически родственны реципиенту. Исключения допускаются при трансплантации костного мозга и других приемлемых регенерирующих тканей.

4. Орган может быть изъят из тела взрослого живого донора в целях трансплантации только при добровольном согласии последнего. Донор должен быть свободен от какого-либо влияния и давления, он должен быть достаточно информирован, чтобы сознавать и оценивать риск, выгоду и последствия своего согласия.

5. В целях трансплантации нельзя изымать органы из тела живых несовершеннолетних лиц. Исключения допускаются только в рамках национального законодательства в случае пересадки регенерирующих тканей.

6. Тело или части тела человека не могут служить объектом коммерческих сделок. В соответствии с этим следует запретить любое предоставление или получение платы (а также другую компенсацию или вознаграждение) за органы.

7. Следует запретить любые объявления о спросе на органы или их предоставлении за плату.

8. Врачам и другим медицинским работникам следует запретить любое участие в операциях по пересадке органов, если у них есть основания полагать, что используемые органы явились объектом коммерческой сделки.

1

Резолюция ХХХХ ассамблеи ВОЗ 40.13, май 1987 г. // International Digest of Health legislation. — 1991. — Rol. 42. — № 3.

— Р. 393—394.

9. Всем лицам и учреждениям здравоохранения, причастным к трансплантации органов, необходимо запретить взимать какуюлибо плату, превышающую разумное вознаграждение за предоставленные услуги.

10. В свете принципов справедливого и равноправного распределения органов-трансплантатов следует обеспечивать их доступность для пациентов только по медицинским показаниям, а не по финансовым и прочим соображениям.

В 1991 г. XLIV сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения одобрила эти принципы и рекомендовала государствам-членам учитывать их при выработке политики в данной области. Основополагающие принципы призваны обеспечить организованный, этически допустимый и приемлемый порядок регулирования таких акций, как приобретение и трансплантация человеческих органов в лечебных целях.

4 апреля 1997 г. в Овьедо была принята «Европейская конвенция о защите прав и достоинства человека при применении биологии и медицины» («Конвенция о правах человека и биомедицине»). Конвенция призвана защищать права и достоинство живых людей. Поэтому нормы ее регулируют только часть проблем трансплантологии, а именно — изъятие органов или тканей для трансплантации у живых доноров. Глава VI этой конвенции посвящена удалению органов или тканей у живых доноров в целях трансплантации, глава VII — запрету получения финансовой выгоды от использования тела человека или его частей.

По общему правилу удаление у живого донора органов или тканей в целях трансплантации может осуществляться только с целью лечения реципиента и при условии отсутствия необходимого органа или необходимой ткани умершего лица и другого альтернативного метода лечения равной эффективности. Необходимо согласие донора, который заранее информируется о цели и характере вмешательства, а также о его последствиях и рисках. Согласие должно быть выражено четко и конкретно в письменной форме или в соответствующем официальном органе. Донор в любое время может беспрепятственно отозвать свое согласие.

Большое внимание Конвенция уделяет защите лиц, которые не могут дать согласие на удаление у него органа или ткани. В соответствии со ст. 20 Конвенции удаление органа или ткани у лица, которое является недееспособным, запрещается.

Очень важным представляется закрепление в главе VII Конвенции запрещения получения финансовой выгоды. В последнее время в литературе, средствах массовой информации стала рас-

пространяться точка зрения, что необходимо разрешить продажу органов или тканей человека для трансплантации. Существуют предложения устанавливать компенсацию за изъятые у доноров трансплантаты в произвольном размере, в рамках устанавливаемой правовым актом максимальной суммы и т. д. . Конвенция вполне последовательно отражает отрицательное отношение европейского сообщества к возмездному отчуждению фрагментов человеческого организма (кроме не наносящих вреда здоровью доноров взятий крови и спермы) и закрепляет, что «тело человека и его части не должны быть источником получения финансовой выгоды» 2 . Конвенция предусматривает, что если во время оперативного вмешательства удаляется часть тела человека, она может передаваться на сохранение и использоваться с другой целью, нежели цель ее удаления, только при условии соблюдения соответствующих процедур информирования и получения согласия .

Европейское сообщество обращает внимание, что кроме проблем коммерциализации трансплантологии, необходимости защиты интересов донора существует и другая важная проблема — это обеспечение защиты интересов потребителя (реципиента) донорской ткани или органа. Дело в том, что кровь, органы и ткани человека, используемые для спасения человека или улучшения качества его жизни, представляют потенциальную угрозу организму реципиента, так как кровь, органы или ткани могут быть источником инфекции и некоторых неизлечимых заболеваний.

Кровь, с одной стороны, органы или ткани — с другой, имеют различные характеристики, но и много общих аспектов. Это касается ограничения сроков их использования и вопросов качества и безопасности. И здесь возникают определенные юридические проблемы. Эти проблемы касаются безопасности донора и реципиента, а также того, как добиться оптимального использования и распределения изделий крови, органов или тканей человека в случае дефицита. Для решения этих вопросов требуется создание надлежащей юридической процедуры, национальной и международной. Ключевым моментом в этой процедуре должно быть обеспечение качества и безопасности крови, органов или тканей человека, используемых в здравоохранении. Несоблюдение обязательных правил, гарантирующих безопасность, должно привести к ответствен

1

Дргонец Я., Холлендер П. Современная медицина и право. — М.: Юрид. лит-ра, 1991. — С. 137.

2

Збірка договорів Ради Європи. — Київ: Парламентське вид-во, 2000. — С. 68.

3

Збірка договорів Ради Европи: Українська версія. — К.: Парламентське вид-во, 2000. — С. 69.ности (уголовной или гражданской) производителя, медицинского работника или медицинского учреждения. Рекомендации и руководящие принципы международных организаций, в особенности Совета Европы и Всемирной Организации Здравоохранения, поддерживают национальную политику оптимизации безопасности и качества крови, органов или тканей человека, используемых в медицине. Международное сотрудничество особенно необходимо изза увеличивающегося обмена между странами препаратами крови человека, органами или тканями для трансплантации.

В некоторых европейских странах стали известны случаи заражения пациентов инфицированной кровью. Наиболее известные случаи заражения — это заражение вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) через препараты крови, особенно при гемофилии. Случаи заражения через органы или ткани менее известны, но также имеют место. Так появилась информация, что в Екатеринбурге больному была пересажена почка от донора, зараженного ВИЧ и гепатитом С . Это первый случай в России пересадки инфицированного смертельной болезнью органа (до сих пор заражение в больницах происходило только через кровь). Для расследования этого случая была создана комиссия российского Министерства здравоохранения, которая установила, что екатеринбургские хирурги провели трансплантацию без результатов лабораторного исследования на ВИЧ, гепатит и сифилис, тем самым нарушив действующую инструкцию по медицинскому освидетельствованию доноров.

Итак, в ситуации, когда кровь, органы или ткани человека используются в здравоохранении, одна из важнейших проблем — возможная передача вирусных и бактериальных болезней. Чтобы предотвратить возможный риск здоровью реципиента, необходимо строго придерживаться основных принципов тестирования крови, органов, тканей человека, принципов выбора донора и оценки состояния его здоровья и исключения из круга возможных доноров людей с высоким риском инфицирования. Другим способом уменьшить риск для здоровья может быть обработка крови, органов, тканей человека, если они используются как исходный материал для приготовления других изделий.

В Европе действует разнообразное законодательство и различные профессиональные стандарты, направленные на обеспечение качества и безопасности крови, органов, тканей человека. Правила часто отличаются в зависимости от возможностей использования

1

Смирнова Е. Деньги на почку // Сегодня. — 1995. — 15 ноября.крови, органов, тканей человека. Так, если человеческая ткань используется для изготовления лекарств или медицинских препаратов, применяется законодательство относительно переливания крови, лекарств и медицинских препаратов. Препараты крови могут подпадать под инструкции относительно переливания крови или законодательства о лекарствах. Многие страны создали инструкции, регулирующие услуги переливания крови. Другие издали законы о банках тканей и органов. На международном уровне ВОЗ и Совет Европы обнародовали руководящие принципы и рекомендации по поводу использования органов или тканей человека. Совет Европы также разработал юридически обязательный механизм в отношении крови и ее компонентов.

Разнообразие правил и методов относительно качества и безопасности крови, органов и тканей человека в государствах — членах ЕС является препятствием для свободного движения их в пределах Европейского Союза. Поэтому в пределах Европейского Союза было решено создать общие правила безопасности и качества, обязательные для выполнения государствами — членами ЕС. В своих рекомендациях Комиссия Европейского Союза предлагала брать за основу высокий уровень защиты в отношении здоровья и безопасности .

Одной из проблем, часто возникающих в контексте безопасности и качества крови, органов и тканей человека, является проблема возмездного или безвозмездного донорства крови и других человеческих тканей. ВОЗ считает недопустимым полагаться на открытую рыночную экономику, чтобы удовлетворить потребность в переливании крови и донорстве органов для трансплантации 2 . Добровольный принцип невознаграждения лежит в основе рекомендаций Совета Европы. Настаивает на безвозмездном пожертвовании крови и Комиссия Европейского экономического сообщества, хотя пока это не было сделано обязательным принудительным требованием. Итак, в Европе безвозмездное донорство (кроме понесенных затрат) рассматривается как важная этическая проблема, так как органы или ткани человека не могут расцениваться как рыночный товар . Безвозмездное донорство рассматривается как важный инструмент для обеспечения качества и безопасности использования крови, ор

1 H. D. C. Roscam Abbing, Human tissue and consumer protection from a European perspective // European Journal of Health Law. — 1995. — № 2. — Р. 298.

2 S. M. Levis. How safe is a blood transfusion // World Health.

— 1995. — Р. 20

—21.

3 S. S. Fluss. Trade in human organs, national and international responses // Y. Englert, op. cit. — Dordrecht. — 1995. — Р. 74.ганов или тканей человека. Это одна из мер, позволяющих противостоять передаче инфекции или болезни.

Чтобы облегчить движение медицинских препаратов, в пределах Европейского Союза были приняты различные фармацевтические директивы, которые предусматривают систему лицензирования препаратов. При этом если препарат был зарегистрирован в одном государстве — члене, то препарат проходит быструю регистрацию и в других государства — членах ЕС. Так, например Директива 89/381/ЕЕС содержит требования, по аналогии с существующими фармацевтическими директивами, согласовывать условия производства медицинских препаратов, полученных из человеческой крови или ее элементов . Главная цель этой директивы — обеспечить качество и безопасность изделий из крови или плазмы для предотвращения передачи вирусных инфекционных болезней. Согласно Директиве 91/507/ЕЕС по изделиям из крови, государства-члены ЕС должны гарантировать отсутствие вирусного загрязнения, насколько это позволяют самые последние методы.

Начиная с 1958 года Совет Европы издал многочисленные рекомендации, которые имеют отношение к качеству и безопасности крови и препаратов крови. Их главная философия — содействие добровольному безвозмездному пожертвованию крови, взаимной помощи государств, оптимальное использование крови и препаратов крови, защита доноров и реципиентов. Таким образом, мы видим, что международные документы в достаточной степени обеспечивают безопасность и качество крови и препаратов крови. Однако в «Соглашении по безопасности крови и ее компонентов», изданном Европейской Комиссией в 1995 г. 2 , указывается, что нормы, направленные на обеспечение безопасности и качества, не всегда применяются.

Риск передачи инфекционных и вирусных болезней существует и при использовании для трансплантации органов или тканей. Обеспечение качества и безопасности при трансплантации является еще более сложной проблемой из-за вовлечения в процесс большого количества звеньев. Но в отличие от регулирования использования крови и ее препаратов, имеется существенный недостаток требований обязательного качества и безопасности органов или тканей, используемых для трансплантации на международном уровне. Имеются примеры отдельных сводов правил

1 H. D. C. Roscam Abbing, Human tissue and consumer protection from a European perspective // European Journal of Health Law. — 1995. — № 2. — Р. 301.

2 H. D. C. Roscam Abbing, Human tissue and consumer protection from a European perspective // European Journal of Health Law. — 1995. — № 2. — Р. 302.(«Этические правила Европейской Ассоциации Банков органов и тканей» и др.), основные требования которых подобны существующим в сфере использования крови, имеется согласие по поводу некоторых критериев выбора донора и по поводу стандартных процедур проверки органов и тканей на вирус гепатита В и ВИЧ. По поводу других стандартов имеется множество различий между государствами — членами ЕС. Явное отсутствие международных правил и рекомендаций, направленных на безопасность использования органов или тканей, весьма негативно, принимая во внимание, что органы или ткани могут угрожать жизни и здоровью человека не меньше, чем кровь. В связи с увеличивающимся спросом и возрастающим дефицитом органов и тканей возрастает риск несоблюдения процедур, обеспечивающих безопасность органов или тканей, используемых при трансплантации. Поэтому важность международного регулирования этих вопросов несомненна.

Подытоживая положения, рассмотренные в этом и предыдущих подразделах, следует отметить, что осуществление трансплантации органов или тканей человека и донорства крови — безусловно, положительная, с социальной точки зрения, деятельность, которая обеспечивает улучшение состояния здоровья людей, а в ряде случаев является средством спасения жизни умирающего человека либо продления жизни людей. С появлением и развитием такой деятельности расширились возможности реализации прав человека по отношению к собственному телу, свободы распоряжения собственными органами и тканями, включая выбор приобретателя биоматериала для трансплантации и заключение договоров купли-продажи анатомических материалов, например, крови или костного мозга.

Вместе с тем такая деятельность сопряжена с вынужденным причинением вреда здоровью донора и, учитывая чрезвычайную сложность таких операций, определенным риском для здоровья реципиента (возможностью передачи ему от донора носителей инфекционных болезней, некачественностью анатомического материала и т. п.). Поэтому, наряду с развитием трансплантологии как медицинской науки, в сфере внутригосударственного и международного права наметилась стойкая тенденция к максимально тщательной правовой регламентации такой деятельности.

На этих правовых уровнях намечены основные принципы деятельности в сфере трансплантации органов или тканей человека и донорства крови, строго регламентированы условия и порядок их осуществления, меры контроля за такой деятельностью и другие важные вопросы.

В целом украинское законодательство, основанное на положениях Конституции Украины, отвечает международно-правовым нормам, касающимся указанной сферы деятельности, адекватно и современному уровню трансплантологии. Естественно, оно нуждается в дальнейшем развитии. Однако это не обусловлено несовершенством указанного законодательства, хотя относительно отдельных частного характера положений такая необходимость есть, а постоянным прогрессом развития медицины в данной области.

Исследование данной проблемы показывает также, что развитие трансплантологии вызвало и отрицательные явления в социальной жизни. В современном обществе появились новые виды преступлений, связанные с трансплантацией: убийства, в том числе посредством ложной диагностики смерти, причинение вреда здоровью в целях криминального изъятия органов или тканей, торговля людьми с этой же целью, принуждение к эксплантации биоматериалов и т. п.

Имеются все основания утверждать, что в преступности, связанной с трансплантацией, есть определенные криминологические особенности. Так, обращает на себя внимание тот факт, что преступления такого рода уже вышли за рамки национальных границ. Борьба с ними требует скоординированных усилий мирового сообщества.

Указанные негативные тенденции, сопутствующие внедрению трансплантологической практики в жизнь общества, требуют развития системы норм об ответственности за нарушение законодательных предписаний относительно условий и порядка осуществления трансплантации органов или тканей человека и донорства крови. Не последняя роль в этом смысле принадлежит уголовно-правовым нормам.

Уголовное законодательство периода становления и развития трансплантологии не содержало специальных норм об ответственности за совершение преступлений в сфере трансплантации органов, тканей и донорства крови. Однако за наиболее опасные преступные проявления такого характера (убийство, умышленное причинение телесного повреждения) такая ответственность, безусловно, не исключалась. Так ст.1 38 УК УССР 1927 г. устанавливалось наказание за квалифицированный вид умышленного убийства, а ст. 139 — умышленное убийство, совершенное без указанных в ст. 138 признаков. Ст. ст. 146, 147 УК УССР признавали уголовно наказуемыми умышленное тяжкое и менее тяжкое телесное повреждение. При наличии неосторожной вины к таким последствиям уголовная ответственность наступала по статьям 144 (убийство по неосторожности) и 151 УК УССР (неосторожное телесное повреждение).

Предусматривал ответственность за вышеуказанные деяния и УК Украины 1960 г. (ст. ст. 93, 94, 98, 101, 102, 105). Однако недостатком обоих кодексов было то, что специфику преступлений, связанных с трансплантацией или донорством, они не учитывали. Кроме того, особенно в УК СССР 1927 г., было явно недостаточно норм об уголовной ответственности за преступные деяния, совершаемые в сфере оказания медицинской помощи. Таковым признавалось только противоправное производство врачом аборта (ст. 143) и неоказание или отказ в оказании помощи больному без уважительных причин со стороны лица, обязанного ее оказывать по закону или по специальным правилам (ст. 160). Незначительно защищалась эта сфера общественно полезной деятельности и УК 1960 г. Кроме норм, установленных ст. 113 (неоказание помощи больному лицом медицинского персонала), ст. 108-3 (заражение вирусом иммунодефицита человека медицинскими, фармацевтическими работниками и работниками иных сфер) и ст. 109 (незаконное проведение аборта), норм об ответственности за преступные деяния в сфере оказания медицинской помощи больному этот кодекс также не предусматривал. Относительно уголовно-правового реагирования на общественно опасное поведение, связанное с трансплантацией органов или тканей человека, лишь 24 марта 1998 г. УК 1960 г. был дополнен ст. 124 об ответственности за торговлю людьми, в том числе и такое ее проявление, как торговля людьми, совершенная с целью изъятия у потерпевшего органов или тканей для трансплантации или насильственного донорства.

Между тем, результаты исследования состояния современной трансплантологии и ее законодательного регулирования показывают необходимость более широкого спектра норм уголовноправовой охраны тех личностных и социальных ценностей, которые существуют в сфере трансплантации органов или тканей человека и донорства крови.

В частности, нуждается в особой правовой защите порядок осуществления трансплантации органов или тканей человека и донорства крови, основанный на соблюдении законодательных и международно-правовых требований и принципов относительно оснований и условий проведения таких операций, круга лиц, которые могут быть донорами и реципиентами, учреждений и лиц, осуществляющих такую деятельность, предписаний относительно процедуры ее проведения.

Вопрос о том, насколько адекватны этим требованиям положения нового УК Украины, рассматривается в следующем разделе.

?????? 2


< Попередня  Змiст  Наступна >
Iншi роздiли:
Частина 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РЕЦИПИЕНТА И ДОНОРА ПРИ ТРАНСПЛАНТАЦИИ И ДОНОРСТВЕ КРОВИ 2.1. Объект преступных деяний в сфере трансплантации органов или тканей
2.2. Уголовно-правовая защита жизни, здоровья и обеспечения прав реципиента при трансплантации органов или тканей человека и донорстве крови
Частина 2. 2.2. Уголовно-правовая защита жизни, здоровья и обеспечения прав реципиента при трансплантации органов или тканей человека и донорстве крови
2.3. Уголовно-правовая защита жизни, здоровья и обеспечения прав донора в сфере осуществления прижизненного донорства при трансплантации органов или тканей человека и донорства крови
Частина 2. 2.3. Уголовно-правовая защита жизни, здоровья и обеспечения прав донора в сфере осуществления прижизненного донорства при трансплантации органов или тканей человека и донорства крови
Дисциплiни

Медичний довідник новиниКулінарний довідникАнглійська моваБанківська справаБухгалтерський облікЕкономікаМікроекономікаМакроекономікаЕтика та естетикаІнформатикаІсторіяМаркетингМенеджментПолітологіяПравоСтатистикаФілософіяФінанси

Бібліотека підручників та статтей Posibniki (2022)