Posibniki.com.ua Бухгалтерський облік Фінанси, облік і аудит ГУДВИЛЛ КАК ОСОБЫЙ ВИД НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ


< Попередня  Змiст  Наступна >

ГУДВИЛЛ КАК ОСОБЫЙ ВИД НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ


На основание теоретического анализа в статье раскрыто содержание «деловая репутация (гудвил) фирмы», а также дано сравнительную оценку разных подходов обозначения гудвилу, что влияет формированию обьективной оценке в структуре баланса предприятий и организаций.

Ключевые слова: деловая репутация, гудвил, рыночная стоимость фирмы, чистые активы.

В условиях рыночной экономики одной из основных задач успешно развивающихся компаний становится повышение их стоимости. Это особенно актуально для хозяйствующих субъектов, желающих выйти на международные финансовые рынки. Высокая стоимость предприятий напрямую связана с его деловой репутацией, которая влияет на устойчивость рыночных позиций, наличие широкого круга надёжных контрагентов и постоянных клиентов. Указанная характеристика в международной практике получила название «гудвилл» (от англ. goodwill

— добрая воля).

Деловая репутация пока еще мало изучена, но переоценить её значение трудно. Гудвилл является действительно сложным и неоднозначным понятием. И хотя основополагающие бухгалтерские нормативные документы приводят определение гудвилла, большинство предприятий недооценивают значение деловой репутации и не умеют отразить её в балансе.

Анализ отечественных и зарубежных публикаций по данному вопросу свидетельствует о том, что остаётся еще много нерешённых проблем в этой области.

Целью данного исследования является обобщение современных трактовок гудвилла как особого вида нематериальных активов. Ставится задача также дать оценку действующим подходам к определению его стоимости.

Деловая репутация фирмы (гудвилл) представляет собой совокупность факторов, которые обеспечивают возможность получения сверхприбыли. К ним относятся: высококвалифицированный ме-неджмент, накопленный деловой опыт, хорошо налаженная система сбыта продукции или услуг, прочная репутация организации как надёжного заемщика, хорошая репутация на рынке, выигрышное экономико-географическое положение и другие факторы, влияющие на прибыльность организации и как следствие — на её себестоимость.

В настоящее время существует несколько определений этому активу. Согласно «математическому» определению гудвиллом называется разница между рыночной стоимостью фирмы и её чистыми активами, которые так же (но каждый в отдельности) оцениваются по рыночной стоимости. Я. Соколов определяет гудвилл как «дополнительный доход, который возникает у фирмы вследствие ей и только ей свойственных преимуществ».

Определение термина «гудвилл» так же приведено в пункте 1.7 статьи 1 Закона Украины от 22.05.97 года № 283 «О налогообложении прибыли предприятий»: «Гудвилл — нематериальный актив, стоимость которого определяется как разность между балансовой стоимостью активов предприятия и его обычной стоимостью как целостного имущественного комплекса, возникающая вследствие использования лучших управленческих качеств, доминирующей позиции на рынке товаров (работ, услуг), новых технологий».

Фонд Госимущества Украины и Госкомитета по вопросам науки технологий выдали своё определение гудвилла. В Порядке экспертной оценки нематериальных активов, утверждённом совместным приказом от 27.07.95 года № 969/97 они определяют гудвилл как комплекс мероприятий, направленных на увеличение прибыли предприятий без соответствующего увеличения активных операций, включая использование лучших управленческих способностей, доминирующую позицию на рынке продукции (работ, услуг), новые технологии.

В П(С)БУ 19 «Объединение предприятий» гудвилл определён как превышение стоимости приобретения над долей покупателя в справедливой стоимости приобретённых идентифицированных активов и обязательств на дату приобретения.

В МСБУ 22 «Объединение компаний» определение гудвилла отсутствует.

Согласно МСБУ 22 гудвилл должен амортизироваться на систематической основе в течение срока его полезной службы. Период амортизации должен отражать наилучшую оценку периода, в течение которого ожидается поступление будущих экономических выгод на предприятие. Существует упрощенное предположение, что срок полезной эксплуатации гудвилла не превышает двадцати лет от первоначального признания.

В соответствии с МСФО 3 «Объединение бизнеса» гудвилл, приобретенный в результате объединения бизнеса, не амортизируется. Вместо амортизации покупатель проводит его тестирование на предмет уменьшения полезности ежегодно или чаще, если события и обстоятельства указывают, что его полезность может уменьшаться согласно МСБУ 36 «Уменьшение полезности активов».

В практике могут иметь место случаи, когда рыночная цена покупаемых активов больше, чем уплаченная за них. В таких случаях разница между стоимостью приобретения и стоимостью чистых активов приобретённого предприятия представляет собой отрицательный гудвилл. Его часто называют еще бэдвиллом (от англ. badwill). Причины появления отрицательного гудвилла могут быть самые различные. Это, например, приобретение предприятия, которое является убыточным; желание владельца быстро продать предприятие; большие затраты при продаже активов раздельно.

Отрицательный гудвилл часто появляется в связи с обесценением ценных бумаг, когда рыночная стоимость акций предприятия становится ниже их стоимости. Согласно МСБУ 22 «Объединение компаний», любое превышение на дату обменной операции доли покупателя в справедливой стоимости приобретённых идентифицируемых активов и обязательств над стоимостью приобретения следует признавать как отрицательный гудвилл.

МСБУ 22 предусматривает два подхода к учёту отрицательного гудвилла.

Согласно мировой практики во многих странах сначала выясняют причину отрицательного гудвилла и только потом решают, что с ним делать. Если гудвилл представляет собой выгодную сделку для покупателя, то он обычно отражается в составе доходов будущих периодов с последующим периодическим списанием на счёт финансовых результатов. Если гудвилл расценивается как плохая организация труда или покупаемое предприятие близко к банкротству, то покупатель может уменьшить активы на сумму отрицательного гудвилла или учесть его как долгосрочное обязательство, которое может быть переведено в собственный капитал предприятия через несколько лет.

Следует отметить, что МСФО 3 «Объединение бизнеса» который заменил МСБУ 22 «Объединение компаний» требует, чтобы отрицательный гудвилл признавался безотлагательно в отчёте о прибыли и убытках. Подходы, изложенные в П(С)БУ 19 в отношении отрицательного гудвилла, отвечают МСБУ 22.

Несмотря на различные причины образования отрицательного гудвилла, в нашей стране согласно законодательным норматив-

ным документам его стоимость всегда признается доходом. Если деятельность приобретенного предприятия прогнозируется с убытками в будущем, то стоимость отрицательного гудвилла признается доходом равномерно в течение периода образования таких убытков. Если деятельность приобретенного предприятия прогнозируется в будущем без убытков, то стоимость признается доходом в сумме: не превышающей справедливой стоимости приобретённых немонетарных активов, равномерно в течение оставшегося срока полезного использования приобретённых необоротных активов; превышающей справедливую стоимость приобретённых немонетарных активов, — в периоде приобретения.

Существуют также особенности учёта создания гудвилла

В МСБУ 38 «Нематериальные активы» говорится, что внутренне созданная деловая репутация не признается как актив, поскольку не является идентифицируемым ресурсом, контролируемым компанией, который может быть надёжно оценён. Если гудвилл всё-таки образовался (создан) в самой организации, он не капитализируется на счетах, т. е. организация не отражает его в финансовой отчётности как статью баланса. То есть рентабельная, успешно работающая компания с прочными деловыми связями, с пользующейся спросом продукцией, постоянно приумножающая свои достижения, не имеет права «поставить на баланс» свою репутацию. Провести надёжную стоимостную оценку деловой репутации компании в подобных случаях невозможно. Исчисленная на определённый момент времени сумма не может рассматриваться как себестоимость деловой репутации, поскольку определение составляющих гудвилла, созданного в организации, а также соотнесение этих составляющих с будущей прибылью — весьма затруднительный процесс. Возможно, что будущие прибыли могут и не быть связаны с составляющими гудвилла и соответствующими затратами. Более того, гудвилл может существовать, даже когда нет затрат на его создание. Важно также и другое обстоятельство: цена фирмы складывается под воздействием спроса и предложения, которые формируются в процессе сделки, поэтому при отсутствии реальной сделки возникает вероятность субъективности оценки гудвилла. Следовательно, гудвилл отражается в финансовой отчётности только при приобретении одного предприятия другим и становится активом организации инвестора.

Некоторые оценщики определяют деловую репутацию как стоимость всех элементов нематериальных активов, другие — как величину, на которую стоимость бизнеса превосходит рыночную стоимость материальных и нематериальных активов, отражённых вбухгалтерской отчётности предприятия. Вообще, гудвилл в бухгалтерском понимании оценщика значительно различается. Если бухгалтер рассматривает, анализирует и рассчитывает стоимость деловой репутации уже после проведения сделки, для постановки на баланс, когда одна компания приобрела другую, то оценщик проводит оценку стоимости гудвилла до сделки, т. е. рассчитывается реальная рыночная стоимость тех дополнительных прибылей, которые генерирует деловая репутация компании. Сложность экспертной оценки деловой репутации связана с необходимостью выделения из неё стоимости торговой марки, фирменного стиля и прочих элементов, которые обычно являются составляющими гудвилла.

На практике оценить факторы, способствующие созданию гудвилла, практически невозможно. Любой способ определения стоимости этого нематериального актива очень субъективен. Множество существующих способов оценки гудвилла всего лишь отражает разброд заключений в определении того, что это такое. Так, методы качественного подхода не предполагают точной оценки гудвилла. К качественному подходу относятся метод социологических опросов и экспертный. При применении метода социологических опросов узнается мнение о компании у людей. Ими могут быть представители исполнительной и законодательной власти, аналитики рынка, инвесторы и акционеры, средства массовой информации, потребители продукции.

Следующих метод качественного подхода — экспертный, который в свою очередь делится на два подвида: рейтинговый и рекомендательный. К первому относится составление рейтингов деловой репутации независимыми организациями. Рекомендательный метод заключается в обсуждении гудвилла фирмы экспертами компаний.

Главная особенность рейтингового метода заключается в том, что компания, которая хочет оценить свою репутацию, сама ничего не делает. Рейтинги составляют профессиональные независимые организации. Из-за этого само попадание в него повышает репутацию оцениваемой компании. Кроме рейтингов деловой репутации существуют близкие к ним рейтинги корпоративного управления (РКУ). В рамках РКУ получают оценку многие факторы, непосредственно влияющие на уровень деловой репутации компании. Например, в ходе анализа исследуются взаимоотношения между акционерами, менеджментом, советом директоров и другими финансово заинтересованными лицами.

В рекомендательном подвиде экспертного метода так же как и в рейтинговом, специалисты анализируют каждый компонент деловой репутации оцениваемой компании, но никакого сравненияс другими участниками рынка не проводят. Данное исследование подразумевает сбор, обобщение и анализ экспертных оценок. В результате подобного исследования появляется аналитическая справка, которая позволяет получить достаточно много информации для управления компанией и планирования ее деятельности.

Конкретную цену гудвилла можно узнать, применяя методы количественного подхода. В настоящее время сложилось несколько основных подходов к определению стоимости гудвилла. Наиболее распространенным и лёгким в применении можно считать метод расчёта стоимости гудвилла как разницы между рыночной стоимостью компании, рассчитанной доходным или сравнительным подходом, и рыночной стоимостью чистых активов фирмы.

Доходный, или подход прибыльности основан на расчёте экономических выгод, связанных с получением сверхприбыли. В его основе лежит определение тех выгод, которые оцениваемый объект сможет принести владельцу.

Сравнительный, или рыночный, подход применяется тогда, когда есть достаточно развитый рынок продаж оцениваемых нематериальных активов. Данный подход базируется на принципе эффективно функционирующего рынка, на котором инвесторы покупают и продают аналогичные активы, принимая при этом независимые индивидуальные решения.

Стоимость нематериального актива определяется на основе рыночной цены, существующей на данный момент, или диапазоне цен, которые в сопоставлении с условиями применения актива и его особенностями позволяет определить его обоснованную стоимость.

Столь глубоко исследованное за рубежом понятие гудвилла для украинской экономики является новым и пока недостаточно изученным. Это отчасти объясняется отсутствием рыночных цен как таковых в начальный период становления рыночной экономики и приватизации в нашей стране. К тому же государственная собственность, когда частной собственности еще практически не было, продавалась по ценам ниже рыночных, возможно, это оправдано тем, что необходимо было в достаточно сжатые сроки, а не на протяжении столетий (как в странах с развитой в настоящее время рыночной экономикой), создавать институт частной собственности. Гудвилл мало изучен еще и потому, что в структуре баланса предприятий и организаций доля нематериальных активов достаточно нематериальна в сравнении, например, с долей основных средств и запасов. Как следствие — данному виду нематериальных активов аудиторы, проводящие проверку организации, и органы разрабатывающие законодательную базу, уделяют не очень большое внимание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блейк Джон, Амат Ориол. Европейский бухгалтерский учёт Справочник. М.: Филинъ, 1997.

— 400 с.

2. Голов С. Ф., Костюченко В. М. Бухгалтерський облік за міжнародними стандартами: приклади та коментарії. Практичний посібник. — К.: Лібра, 2001.

— 840 с.

3. Костюченко В. Объединение предприятий: новые учётные подходы // Бухгалтерский учёт и аудит. — 2004.

— № 9.

— С. 3-12.

4. Метьюс М. Р., Перера М. Х. Б. Теория бухгалтерского учёта: Учебник И. А. Смирновой М.: Аудит. ЮНИТИ Пер. с англ. под ред. Я. В. Соколова 1999

— 663 с.

5. Палий В. Ф. Международные стандарты учёта и финансовой отчётности: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 475 с.

6. Положение (стандарт) бухгалтерского учёта 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92, с изменениями и дополнениями, внесёнными в него согласно приказам Министерства финансов Украины от 30.11.2000 г. № 304 и от 25.11.2002 г. № 989. Стаття надійшла до редакції 01.02.2006 р. УДК 657.474 Н. С. Золотарьова, асистент Полтавська державна аграрна академія


< Попередня  Змiст  Наступна >
Iншi роздiли:
МЕТОД ЕКОНОМІЧНОГО АНАЛІЗУ
СУЧАСНІ ВИМОГИ ДО БУХГАЛТЕРА — АНАЛІТИКА
ОРГАНІЗАЦІЯ ДОКУМЕНТООБІГУ ЗА ДЕПОЗИТНИМИ ОПЕРАЦІЯМИ БАНКІВ
РОЗДУМИ ПРАКТИКА НАД ПРОБЛЕМАМИ ТЕОРІЇ БУХГАЛТЕРСЬКОГО ОБЛІКУ
ОБЛІК РОЗРАХУНКІВ ЗІ ЗБОРУ ЗА ЗАБРУДНЕННЯ НАВКОЛИШНЬОГО СЕРЕДОВИЩА ПЕРЕСУВНИМИ ДЖЕРЕЛАМИ ЗАБРУДНЕННЯ
Дисциплiни

Медичний довідник новиниКулінарний довідникАнглійська моваБанківська справаБухгалтерський облікЕкономікаМікроекономікаМакроекономікаЕтика та естетикаІнформатикаІсторіяМаркетингМенеджментПолітологіяПравоСтатистикаФілософіяФінанси

Бібліотека підручників та статтей Posibniki (2022)