Posibniki.com.ua Економіка Глобальное устойчивое развитие Частина 3. ГЛОБАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ


< Попередня  Змiст  Наступна >

Частина 3. ГЛОБАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ


Украинский стратегический выбор и украинский путь заключаются совсем не в том, чтобы прятаться от мира или лезть в Европу через окно. Украина — это Европа с многих точек зрения: с экономической, с научно-технической, с интеллектуальной. Но она еще «не стала Европой» с точки зрения конкурентоспособности, демократии, прав человека, создания справедливого общества и обеспечения благосостояния для всех граждан. Пока в Украине 82 % граждан будут жить бедно с уровнем благосостояния ниже официального уровня бедности, пока страну, власть и государство узурпируют кланово-олигархические группировки, о реальной европейской интеграции, как главной цели первого десятилетия и первой четверти ХХІ века, не может быть и речи.

Став независимым государством, Украина не была обречена на кризис и страдание народа. Глубокий многолетний политический и экономический кризис в Украине является рукотворным, созданным руками новоявленных посткоммунистических правителей, преследовавших свои клановые интересы, интересы захвата в свои руки национального богатства и установления своей неограниченной власти над люмпенизированным, крайне обнищалым народом. Длинная политическая украинская зима не может длиться бесконечно, народ просыпается от гнетущего бес-правия и безнадежности, разочарования и безразличия. Революционные политические события конца 2004 года в Украине показывают возросшее стремление народа защитить свои права, законность и взять судьбу в свои руки. Большую надежду подает возросшая политическая структуризация общества. Все больше партий и движений, а с ними и граждан, их сторонников, выступают за демократию, за сохранение перспективы суверенной государственности, за справедливость, за права граждан, против тотальной государственной коррупции, против розграбления государства и страны мафиозными кланами, против узурпации власти и использования административных ресурсов в своих интересах, против кланово-олигархической узурпации власти.

Новый возникший в 2006 г. режим исполнительной власти во главе с лидерами Партии регионов, является результатом неестественного компромиса. Он отражает не общенациональные интересы, а интересы большого бизнеса в основном юго-восточных регионов страны. Политические судьбы искуственно созданного парламентского большинства и правительства во главе с лидерами Партии регионов также вызывают большие сомнения и растущее недоверие среди граждан.

В условиях нынешних потрясений, нестабильности, растущей социальной напряженности вопросы национальной стратегии развития, в том числе проблемы устойчивого развития Украины, отодвигаются на второй план. Они не находят должного отражения ни в государственном бюджете, ни в правительственных программах социально-экономического развития. Возникает противоречие между декларациями руководителей правительства Украины: присоединиться форсированными темпами к Европейскому Союзу и фактическим откладыванием решений в области реальной, а не формальной европейской интеграции в таких ее направлениях, как демократизация власти, государства и общества, повышение жизненного уровня населения, повышение международной конкурентоспособности экономики, развертывание серьезной долгосрочной программы устойчивого развития Украины. В этих вопросах Украина нуждается в общенациональном согласии.

В таких условиях идеологические разногласия уже не должны мешать объединенным действиям опозиционных партий, стоящих на принципах суверенной государственности, патриотизма, демократии и прав граждан. Появление способной на компро-миссы оппозиции дает Украине новую перспективу решительных перемен к лучшему. Парламентская оппозиция должна защитить парламент и парламентаризм, защитить демократическую Конституцию Украины.

Перед демократическими силами страны стоит историческая цель разработки национальной стратегии развития Украины до 2025 года. Поэтому суть национальной стратегии развития на следующие десять лет заключается в том, чтобы: 1) конституционным путем отстранить от власти олигархов и узурпаторов; 2) разрушить систему вассального антиконституционного государственно-властного криминализма, феодально-вассального авторитаризма, навязанную Украине действующим режимом, обеспечить на деле реализацию принципов демократии, конституционных прав и свобод человека-гражданина; 3) обеспечить развитие реальной демократии, справедливости и народовластия; 4) создать эффективную систему защиты национальных интересов; 5) обеспечить развитие народной экономики путем государственного стимулирования хозяйственной инициативы и самодеятельности граждан через развитие современного высокотехнологичного малого и среднего бизнеса; 6) ликвидировать безработицу, тотальную бедность и обеспечить повышение уровня благосостояния населения до среднеевропейского уровня; 7) обеспечить структурную перестройку экономики, реализацию опережающих иновационных стратегий развития конкурентоспособных секторов, регионов и отраслей экономики, на этой основе последовательно обеспечивать эффективную интеграцию экономики Украины в новую глобальную технотронно-информационную экономику; 8) преобразовать систему образования и науки, обеспечив эффективную интеграцию образования и науки, вузовской, академической и отраслево-производственной науки; 9) обеспечить реальную и эффективную социальную поддержку семьи, как основного звена демографического воспроизведения и воспитания новых поколений, ввести действенную государственную систему стимулирования рождаемости, материального обеспечения многодетных семей; 10) создать новую систему социальной защиты пенсионеров и инвалидов; 11) создать новый эффективный кадровый государственный корпус Украины, конкурентоспособную систему государственного менеджмента; 12) создать украинскую политическую нацию, объединив граждан Украины всех национальностей в системе государственной солидаризации длядостижения наивысшей общепринятой цели — построения социального общества благополучия и справедливости для всех.

Достижение Украиной полного суверенитета и эффективной государственности на основе демократии, как предпосылки и гарантии развития, выдвигает все новые требования относительно адаптации и интеграции нашего молодого государства в современном глобализованном и глобалистском мире.

Авторы не признают абсолютного преимущества глобального над национальным. Одновременно они выступают против существующей в Украине недооценки глобальных факторов. В формировании национальных стратегий нужно найти баланс внутренних и внешних интересов. Как и другие европейские страны, Украина не сможет решить собственные внутренние проблемы без учета и эффективного использования влияния глобальных факторов новой мировой эры и общественно-экономической формации глобализма.

Проблемы стратегий взаимосвязанного глобального и национального развития рассматриваются авторами на основе безусловного приоритета человека как центра развития, наивысшей социальной ценности и самой цели развития. Глобализация и глобальная гуманизация для человека, а не человек для глобализации. Это авторское кредо взаимосвязано с постановкой вопроса об интеллектуализации национального и глобального развития как гарантии их гуманизации. Отсюда является логичной постановка вопросов о глобальном ноосферном обществе и ноосферной глобальной экономике. Эти вопросы будут предметом и следующих авторских исследований. Нет, однако, сомнений в том, что уже сегодня императивные детерминанты глобального ноосферного развития, такие, как социализация, демократизация, интеллектуализация, гуманизация, определяют суть и характер национальных стратегий развития.

Авторы надеются, что предложенные ими концепции и стратегии политического, социального и экономического развития на глобальном, региональном и национальном уровнях будут рационально использованы при разработке национальной стратегии развития Украины на переходный период первой четверти ХХІ века. Главными лозунгами общенародной стратегии в ХХІ веке является Государственность, Демократия, Духовность, Благополучие.

Многие исследователи весьма справедливо считают, что стратегии устойчивого развития в Украине еще нет, потому что нет иобщей Национальной стратегии развития. Современная экономика Украины, базирующаяся на деформированной отраслевой структуре и устаревших технологиях, практически исключает возможность постоянного экономического роста, считает экспремьер Украины А. К. Кинах . Он отмечает, что функционирование национального хозяйственного комплекса поддерживается за счет крайне низкой стоимости рабочей силы, производства сырьевой и полусырьевой продукции и материалов. За годы инерционного постсоветского промышленного развития часть топливно-сырьевых отраслей в структуре ВВП выросла практически в 3 раза и достигла в 2003 году 50 % от общих объемов промышленного производства. А удельный вес машиностроения и отраслей социальной направленности (легкой и пищевой) уменьшился в 2 раза и составляет соответственно 15 % и 20 %. Отброшенная в развитии Украина, однако, продолжает быть одним из наибольших финансовых доноров глобальной экономики. Обеспечивая западную экономику дешевым трудом миллионов своих граждан и вывозя свои сырьевые ресурсы и полуфабрикаты, Украина способствует экономическому росту благосостояния и возможности перехода к устойчивому развитию западных стран. В результате экономической деградации труд граждан Украины стал самым дешевым в мире, а его эксплуатация и сверхэксплуатация является значительным источником доходов зарубежных стран, в которые ежегодно вывозится 60 % валового внутреннего продукта Украины, что тормозит формирование и наполнение национального внутреннего рынка. Как считает известный российский экономист Е. Гайдар, сегодня без дешевой рабочей силы из Украины стало бы невозможным развитие экономики России и не только таких отраслей, как нефтяная, газовая и лесозаготовительная промышленность, но и таких, как строительство и сервисная индустрия 2 . В этом заключается основной конфликт стратегии развития и защиты национальных интересов Украины.

Нынешние относительно высокие темпы экономического роста в Украине (5

—7 %) не имеют качественного наполнения, потому что они не опираются на результаты последовательных структурных реформ в экономике. От таких высоких темпов ро

1

Кінах А. К. Український прорив. — К., 2004. — С. 35.

2

Гайдар Е. Сладкие гуси передела. — Эксперт, 2005. — № 5.

— С. 49.ста граждане не получают ничего, или почти ничего для своего благосостояния, потому что, как в условиях СССР, так и в условиях «украинского» капитализма, государство продолжает экономическую политику безоплатного труда или крайне низкой платы, которая выгодна олигархам с точки зрения форсированного накопления капиталов и которая блокирует возможности перехода общества к устойчивому развитию. В Украине очень слабо проявляется общая современная тенденция опережающего роста доходов населения сравнительно с ростом ВВП, что в большинстве успешных стран должно быть основой успешного устойчивого развития с его новым императивом инвестиций в человеческий капитал. По определению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сегодня конкурентоспособная страна — это страна, которая «поддерживает и увеличивает реальные доходы населения в долгосрочной перспективе» . Негативные социально-экономические последствия этого явления в Украине являются очень серьезными — низкая платежеспособность населения ведет к снижению спроса и торможению производства и экономического оборота, накоплению общественного капитала, уменьшению инвестиций в технический прогресс, структурную перестройку и в программы перехода к устойчивому развитию. Едва ли не основным негативным последствием этого всего является падение мотивации к развитию народного предпринимательства, экономической инициативы и предприимчивости граждан как главного локомотива развития. О падении мотивационных стимулов к производительному труду и конкуренции и искусственном обесценивании рабочей силы свидетельствует и тот факт, что в структуре себестоимости промышленной продукции Украины удельный вес расходов на заработную плату является крайне низким и составляет лишь 10,5 %, а удельный вес материальных расходов, цены на которые искусственно завышены, составляет 71 %. Расходы на оплату труда в себестоимости продукции в Украине в 3 раза меньше, чем в развитых странах. В результате такой социально-экономической политики, защищающей лишь интересы крупного бизнеса, а не всех граждан, в 2003—2004 гг. минимальная заработная плата составляла лишь 56 % от прожиточного минимума для работоспособных граждан. А средняя заработная плата по Украине в

1

Кінах А. Український прорив. — К., 2004.

— С. 37.целом и в 2005

—2006 гг. не намного превышала прожиточный минимум, что означало, что резервов для накопления и устойчивого развития человеческого капитала не оставалось.

Достигнутый в Украине уровень доходов населения от трудовой деятельности остается неоправданно низким, таким, что не обеспечивает расширенное воспроизведение рабочей силы на уровне новых требований постиндустриального общества. Иначе и быть не могло в стране, где заработную плату ниже, чем минимальная, получает каждый седьмой работник (14,6 %), а заработную плату ниже, чем прожиточный минимум, насчитывали почти половине работающих (49,7 %) . В своей книге «Украинский прорыв» (2004) А. Кинах достаточно трезво оценивает социально-экономическую ситуацию Украины в понимании возможностей для стабильного и устойчивого развития. Он считает, что до достижения Украиной сегодняшнего уровня ВВП на душу населения, присущего развитым странам (около 30 тыс. дол. США в год), трудно говорить о переходе к устойчивому развитию и инновационным инвестициям. Без перестройки всей экономической политики Украины, модернизации структуры экономики, без экономического прорыва устойчивый рост и устойчивое развитие в Украине является мало перспективным.

На первый взгляд может показаться, что концепция А. К. Кинаха является пессимистической для Украины 2 . Но это касается лишь нынешнего состояния дел в экономике и в экологии. Что касается перспектив, то эта концепция является и оптимистичной, и мобилизационной. Это действительно концепция прорыва в ХХІ век, где Украина может создать целиком благоприятные условия для устойчивого развития, при условии последовательной реализации национальной стратегии по модели ускоренного экономического развития и качественно нового роста.

На глубину горизонта среднесрочного периода 2005—2011 гг. реализация программы переориентации социально-экономических отношений в Украине на внедрение модели ускоренного развития при существенном повышении качеств экономического роста на основе инвестиционно-инновационного технологического обновления и структурной модернизации общая картина социально-экономического состояния Украины в 2011 году мо

1

Кінах А. К. Український прорив. — К., 2004. — С. 37.

2

Кінах А. К. Український прорив. — К., 2004.жет быть совсем другой. Производительность труда вырастет в 2—2,5 раза при соответствующем росте конкурентоспособности экономики. ВВП Украины до 2011 года вырастет в 2 раза. ВВП на 1 душу населения достигнет 10—12 тыс. дол. США при паритете покупательной способности. Объемы промышленного производства вырастут в 2 раза за счет, прежде всего, опережающего развития наукоемких отраслей и машиностроения, темпы роста которых достигнут 35 % в год. Эти отрасли являются менее всего загрязняющими и наиболее способными работать на экологизацию экономики и на устойчивое развитие. Начиная с 2007 года, Украина имеет реальную возможность наращивать инвестиции в экономику невиданными темпами, начиная с 2011 года на уровне 35 % в год (табл. 1).

Таблица 1

ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

1

РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ ДО 2011 года

№ з/п Показатель Фактически в 2 003 г . 2005—2006 2007—2011
По модел и инерцион н ого развития По модел и ускоренног о развития По модел и инерцион н ого развития По модел и ускоренног о развития
1 ВВП, реальный, — среднегодовой темп роста, в % 109,3 106,5 110 110 112
2 Минимальная заработная плата на конец периода, грн и в % к предыдущему периоду 185 237 474 (на 100 %) 564 1040 (в 2,2 раза)
Средняя пенсия на начало периода, грн и в % к предыдущему периоду 136,6 222 364 (в 2 раза) 247 728 (в 2,2 раза)
3 Среднегодовой уровень безработицы по методологии МОТ, % 9,7 9,4 9,0 9 7

1

Кінах А.К. Український прорив. — К., 2004.Окончание табл. 1

2005—20062007—2011 .

8 Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) среднегодовой рост, % 131, 3 110, 1 135, 0 111, 5 130, 0
9 Часть инвестиций инновационного направления 15 30 25 70

Как показывают прогнозные данные, по модели ускоренного развития среднегодовые темпы развития роста ВВП Украины в 2005—2011 гг. могут достигать 10

—12 %. При этом темпы роста цен производителей должны быть ниже темпов роста ВВП более чем в 2 раза. Низкими остаются темпы развития малого (народного) предпринимательства (до 2011 г. его удельный вес в ВВП не превысит 35 %, что будет тормозить социально-экономическое развитие).

Приведенный в табл. 1 прогноз предусматривает очень высокие среднегодовые темпы роста инвестиций в основной капитал (30 % по модели ускоренного развития). При этом предусматривается быстрый рост части инвестиций инновационного направ-ления (до 70 % по модели ускоренного развития). Учитывая, что уже около 87 % основных фондов принадлежат частному сектору, такие прогнозы инновационного инвестирования являются необоснованными.

Не может не удивлять и то, что в якобы стратегическом правительственном документе «Программа «Украина — 2010», представленном в Верховную Раду Украины Правительством В. Пустовойтенко и принятом Парламентом, ни единого слова не сказано об устойчивом развитии. Правда, авторы программы таинственно упоминают о какой-то несуществующей «глобальной стратегии Украины в следующем ХХІ веке» .

И уже совсем безнадежным стратегическим документом выглядит последняя книга экс-Президента Украины Л. Кучмы, в которой предлагается бессмысленная «стратегия» гонки традиционного экстенсивного индустриального развития 2 . Горе Украине, во главе которой оказался «стратег», всегда преследовавший лишь свои шкурные интересы и никогда не поднимавшийся до уровня национальных интересов.

Предложенные им 6—7 % прироста ВВП до 2015 года с акцентом на консервативную структуру, это не что иное, как приглашение к деградации и регрессу. Сама жизнь отвергает такие «стратегии» и таких горе-стратегов.

Тяжелая инерция традиционно-консервативного индустриализма и последующее экстенсивное развитие и рост экономики Украины за счет сырьевых отраслей промышленности ведет в тупик и резко обостряет экологические и социальные проблемы. В условиях глобализации развития инерционно-консервативные индустриальные стратегии развития приводят к последующему углублению отставания Украины от стран ЕС и стран Запада вцелом. Следует помнить, что, несмотря на высокие темпы восстановления, и в 2005 году в Украине еще не будет достигнут объем реального ВВП уровня 1991 года, а в 2003 году объем ВВП составил менее 60 % от уровня 1991 года. Ещё хуже ситуация с решением институционно-рыночных проблем. Сегодня стоимость рыночной капитализации активов на душу населения в Украине в несколько сот раз ниже, чем в ведущих странах мира (в

1

Програма діяльності Уряду України «Україна-2010». — К., 1999.

2

Програма Кучма Л. Д., Своїм шляхом. Роздуми про економічні реформи в Україні. — К., 2004. — С. 225.Украине — менее чем 100 дол. США, в Западной Европе — 24 тыс. дол., в США — 36 тыс. дол.) Соотношение банковского капитала и ВВП в странах Центральной и Восточной Европы составляет свыше 40 %, а в Украине около 5 %. Вклады физических лиц (граждан) относительно ВВП Украины составляют лишь 10 %, что меньше, чем в развивающихся странах.

Сегодня Украина отброшена в разряд бедных стран в результате грабительской приватизации эпохи кучмизма (1994—2004 гг.). А когда-то крайне бедный Китай, отказавшийся от тотальной приватизации и резко расширивший свое конкурентное положение на мировых рынках без изменения форм собственности, успешно демонстрирует «китайское экономическое чудо». Уже в 2020 г. ВВП Китая будет составлять 26 трлн дол. США, а США будут иметь ВНП около 13 трлн долларов. Этот пример показывает значение и роль мобилизационной национальной стратегии развития. Пример когда-то крайне отсталой европейской страны Финляндии, занимающей сегодня первое место по уровню международной конкурентоспособности, показывает, что ни одна страна, в том числе и Украина, не является обреченной на вечное отставание. Украина должна бороться за свою конкурентоспособность, за преодоление бедности, за мобилизацию своих интеллектуальных ресурсов, а для этого нужна Национальная стратегия опережающего развития.

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ

СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ

Устойчивое развитие объективно занимает в настоящее время главное место как в глобальной повестке дня, так и в национальных стратегиях передовых стран. Это в значительной мере является результатом понимания коренных несогласованностей в соотношении производства и потребления. Указанное приводит к тому, что не только не удовлетворяются потребности значительного количества населения современного мира, но и не обеспечивается возможность удовлетворять потребности будущих поколений. На этом основании в конце 80-х и в начале 90-х годов ХХ века возникает новая модель развития — модель устойчивого развития. Она была выдвинута Комиссией ООН подруководством Брундтланд (1987 г.), а затем уточнена и развита на Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Указанный форум принял «Повестку дня — ХХІ века», где рекомендовалось правительствам разработать и одобрить национальные стратегии устойчивого развития. Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН (1997 г.) рекомендовала 2002 год для завершения работы над указанными стратегиями. Наконец, Мировой саммит по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.) подтвердил и развил предыдущие решения и в плане имплементации потребовал от стран-участниц достичь прогресса в разработке национальных стратегий устойчивого развития.

Украина как крупное европейское государство принимала участие во многих международных форумах по устойчивому развитию. Так, находясь на Мировом форуме в Йоханнесбурге, бывший Президент Украины Л. Д. Кучма заявил, что Украина окончательно избрала путь устойчивого развития. «В Украине, — сказал Президент, — глубоко осознают необходимость создания предпосылок для сбалансирования интересов общества и возможностей природы, социально-экономической окружающей среды». Было также задекларировано, что в Украине «вскоре будет разработана Национальная стратегия устойчивого развития». К сожалению, указанные и другие важные заявления так и не были реализованы. Правильным подходом к устойчивому развитию была подготовка в специальной комиссии под председательством Президента НАН Украины Б. Е. Патона «Концепции устойчивого развития Украины». Она, как известно, была поддержана Кабинетом Министров Украины, но так и не была утверждена Верховной Радой.

Почему же Украина должна ускорить свое движение к устойчивому развитию? Конечно, к этому ее побуждает ценный мировой опыт. Особенно важным для Украины является опыт, накопленный Европейским Союзом. Как уже отмечалось, в решении

Совета ЕС от 25 января 1999 г. особо подчеркивается, что: «Конкурентность и устойчивость являются ключами к долгосрочному будущему экономики Союза...». В проекте Конституции ЕС сказано: «Союз будет работать для устойчивого развития Европы, основанного на сбалансированном экономическом росте, социальной рыночной экономике, высококонкурентной и направленной на уважение занятости и социальный про-грессе с высоким уровнем защиты и улучшением качеств окружающей среды». К сожалению Конституция ЕС не принята. Ее принятие — это вопрос времени.

Указанный стратегический курс ЕС неуклонно и последовательно воплощается в жизнь, в том числе и путем реализации известных шести Рамочних программ. Украина, следуя путем поэтапной, последовательной интеграции в ЕС, не может не учитывать его полезный опыт.

Нужно иметь в виду, что ЕС находится в авангарде мирового устойчивого развития. Тут действует общесоюзная стратегия. Во всех 25 нынешних членов ЕС уже разработаны и имплементируют национальные стратегии устойчивого развития.

При всей значимости указанных международных аспектов, все же для Украины решающими в отношении необходимости устойчивого развития были и остаются внутренние факторы, национальные интересы. Устойчивое развитие предусматривает применение такой политики, которая бы соединяла высокие экологические стандарты и социальное согласие с динамичной экономикой. Именно здесь, на наш взгляд, кроется ответ на весьма важный и актуальный вопрос: как сохранить, если уж не увеличить, темпы роста ВВП Украины? Материальный рост должен происходить паралельно с социальным прогрессом и экологической ответственностью. Социально ориентированной экономики здесь мало. Речь идет о взаимозависимости, взаимодействии и балансе трех факторов — экономического роста, социального прогресса и экономической безопасности. К этому трио добавляются институционные реформы, роль бизнеса и гражданского общества, демократические преобразования при обеспечении прав и свобод человека, включая право на развитие.

На протяжении последних лет, начиная с 2000 г., экономика

Украины характеризуется достаточно значительными темпами роста, сдержанной инфляцией и позитивным платежным балансом. Правительство Ющенко-Тимошенко впервые дало большой толчок экономическому росту.

Позитивная динамика этих процессов неоспорима. В то же время уровень жизни, её качество были и остаются неудовлетворительными и неприемлемыми. Следовательно, наиболее приоритетное задание является двуединым: во-первых, найти пути к максимизации темпов экономического роста, а во-вторых, улучшить качества человеческой жизни и в первую очередь менеевсего защищенных слоев населения. Устойчивое развитие дает возможность достаточно успешно и комплексно решать указанные задания. Нет сомнения, что победа демократической революции в 2004 году, приход к власти Президента и Правительства народного доверия потенциально открывали новые возможности для разработки как Национальной стратегии развития Украины, так и Национальной стратегии устойчивого развития. Случившийся в середине 2006 г. резкий поворот в сторону усиления власти большого бизнеса очень осложнил проблемы устойчивого развития. Подписаный «Универсал национального единства» не может служить основой долгосрочной стратегии развития.

Интегрируясь в мировое сообщество и поддержав соответствующие решения международных форумов, Украина официально согласилась с таким видением устойчивого развития, которое делает его реальной перспективой для всех стран мира. Украина признала, что генеральная цель устойчивого развития заключается в том, чтобы обеспечить его социальную ответственность, в то же время защищая ресурсную базу и окружающую среду на благо нынешнего и будущих поколений.

Какие же практические выводы можно сделать из вышеуказанного короткого обзора проблематики устойчивого развития?

Первое. Пришла пора безотлагательно приступить к практической и конкретной разработке Национальной стратегии устойчивого развития Украины. Указанная стратегия, на наш взгляд, должна строиться на таких принципиальных основах:

• на государственном уровне признать, что устойчивое, сбалансированное развитие должно способствовать удовлетворению потребностей нынешнего поколения, в то же время не препятствуя удовлетворению потребностей будущих поколений;

• обеспечить комплексность, многоформатность, сбалансированность развития в динамике;

• навсегда отказаться от утверждения, что «экономика решает все», отказаться от тотальной экономизации и коммерциализации развития;

• обеспечить органичное единство составляющих устойчивого развития — экономического развития, социального прогресса и экологической безопасности в их взаимодействии, взаимовлиянии, балансе и интеграции.

Процесс устойчивого развития, включая имплементацию стратегии, должны осуществлять трое участников — правитель-ство, бизнес и гражданское общество. Должна быть обеспечена максимальная открытость и гласность на всех этапах процесса. Указанный процесс должен включать такие компоненты, как управление, планирование, имплементация, связь с бюджетным процессом, мониторинг и обучение при возрастающей роли менеджментских аспектов координации и участия.

Второе. Для проведения указанной деятельности необходимо создать авторитетную специальную комиссию при участии специалистов, обеспечивая не только экономический, но и социальный, экологический, законодательный, информационный и другие уровни. В комиссию стоит привлечь участников разработки Концепции устойчивого развития Украины.

Третье. Во главе этого процесса должен стоять высокий и соответствующий государственный орган. Мировой опыт свидетельствует, что таким органом должен быть Национальный совет по устойчивому развитию под управлением премьер-министра, вице-премьера, или министра при участии авторитетных представителей правительства, бизнеса, гражданского общества, научной общественности.

Четвертое. В существенном улучшении нуждаются научные исследования в отрасли устойчивого развития. Авангардную роль здесь должны играть научные работники Национальной Академии Наук. Стоит обсудить вопрос о состоянии научных исследований по устойчивому развитию на заседании Президиума

НАН Украины. В значительном оживлении нуждается работа

Научного совета при Президиуме НАН по окружающей среде и устойчивому развитию.

Пятое. Необходимо будет согласовать разработку Национальной стратегии устойчивого развития Украины с существующей Стратегией экономического и социального развития Украины «Путем европейской интеграции» на 2004—2015 годы, утвержденной Указом Президента Украины от 30.04.04.

Исторический опыт свидетельствует, что устойчивое развитие стало генеральным направлением движения человечества в эпоху глобализации к существенному экономическому росту, социальному прогрессу и здоровой окружающей среде. Украина просто не может, не должна позволить себе такую «роскошь» — оставаться вне указанного судьбоносного процесса.

Интеграция Украины в Европейский Союз или евроатлантическая интеграция Украины пока без формального членства в ЕСв значительной мере зависят от успешной разработки и реализации Национальной стратегии устойчивого развития Украины. Такая стратегия должна быть разработана в составе «Национальной стратегии развития Украины до 2015 года» вместе с «Национальной стратегией Европейской интеграции Украины». Следующие 10 лет должны стать решающими в решении проблем модернизации нашей страны.

Первоочередной задачей государственной власти является налаживание последовательной работы по разработке Национальной стратегии устойчивого развития Украины. Должна быть создана новая дееспособная Национальная комиссия устойчивого развития во главе с Премьер-министром. Главной целью Правительства и Национальной комиссии в этой сфере является разработка научно обоснованной Национальной стратегии устойчивого развития уже на протяжении двух-трех лет. Научным штабом разработки такой стратегии должна стать реформированная Национальная Академия наук Украины.


< Попередня  Змiст  Наступна >
Iншi роздiли:
3.3. ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
МЕСТО УКРАИНЫ В МИРЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ
3.4. НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
3.5. НОВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ УКРАИНЫ. ПОМОЖЕТ ЛИ УКРАИНЕ ГЛОБАЛЬНЫЙ ПЛАН МАРШАЛЛА?
Частина 1. ГЛОБАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ
2.8. ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО И ПЕРСПЕКТИВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 2. 2.7. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, МАРКЕТИНГ И МОНИТОРИНГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 1. 2.7. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, МАРКЕТИНГ И МОНИТОРИНГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
2.6. НЕКОТОРЫЕ НОВЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Дисциплiни

Медичний довідник новиниКулінарний довідникАнглійська моваБанківська справаБухгалтерський облікЕкономікаМікроекономікаМакроекономікаЕтика та естетикаІнформатикаІсторіяМаркетингМенеджментПолітологіяПравоСтатистикаФілософіяФінанси

Бібліотека підручників та статтей Posibniki (2022)