Posibniki.com.ua Економіка Глобальное устойчивое развитие 3.3. ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ


< Попередня  Змiст  Наступна >

3.3. ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ


1

УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ

Становление Украины как современного развитого государства и способность обеспечивать свои национальные интересы определяюще зависит от ее полноценного входа в европейские и мировые процессы и структуры. Евроатлантическая и глобальная интеграция Украины — это наибольший вызов для нашего общества на первую четверть ХХІ столетия. Новая глобальная экономика ставит перед экономикой Украины новые вызовы.

Одним из главных вызовов, которые появились перед человечеством в современную эпоху, является неотложная потребность принципиального изменения отношений человека и природы. Современная индустриальная, стремительно разрастающаяся цивилизация начала исчерпывать существующую ресурсноэкологическую базу и постепенно входит в эпоху планетарного кризиса, что охватывает различные стороны человеческой жизни. Недопущение развития этого кризиса является едва ли не главной задачей человеческой цивилизации в ХХІ веке.

Сегодня Украина находится на пороге масштабных общественно-политических изменений, что дает шанс модернизировать страну с учетом фундаментальных тенденций мирового рынка. Страна нуждается в новой парадигме национальной стратегии модернизации, которая будет базироваться на современных мировоззренческих принципах, укажет дорогу в достойное будущее и создаст основы для конкурентоспособности украинской нации в эпоху глобализации.

1

Соавтор В. И. Вовк.«ЭКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА»

КАК ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ

УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Для адекватного ответа на вызовы времени в основу национальной модернизации стратегии Украины следует положить новейшую доктрину «устойчивого (экологически и социально сбалансированного) развития». Нынешняя стратегия развития страны, которая полагается на рост в устаревших, ресурсно-расходных и экологически вредных отраслях тяжелой промышленности и экспорт первичной продукции, не может обеспечить надежную основу продвижения страны на долгосрочную перспективу. В то же время, ориентиром в модернизации страны должны стать не так Польша или Прибалтика с их стратегической, в частности промышленной и технологической периферийностью, как экологически и социально сбалансированное постиндустриальное общество, к которому направляют свое развитие передовые страны Европы.

Европейская модель «эко-социальной рыночной экономики», которая в настоящее время выдвигается почти в каждой программе консервативных, социал-демократических и либеральных партий ведущих стран ЕС, является современной европейской реализацией концепции устойчивого развития и может служить стратегическим ориентиром для Украины. Эта доктрина была официально закреплена ЕС в 2001 году с принятием «Стратегии устойчивого развития Европейского Союза», определяющей общий вектор изменений на уровне политики и законодательства как ЕС в целом, так и его стран-членов.

Эко-социальная рыночная экономика и устойчивое развитие общества базируется на трех фундаментах — органическом сочетании экономической эффективности, социальной справедливости и ресурсно-экологической сбалансированности.

Экономический рост, происходящий без учета экологических факторов, не может быть постоянным и устойчивым в долгосрочной перспективе. Так же неприемлемой является охрана окружающей среды, которая готова пренебрегать интересами людей и приносить в жертву удовлетворения базовых человеческих потребностей (это, к сожалению, свойственно многим экологическим движениям и партиям зеленых). Масштабные же социаль-ные проекты, которым недостает надежного экономического механизма создания общественного богатства, как засвидетельствовал исторический опыт построения коммунизма, также в конечном итоге обречены на неудачу. Составляющей эко-социальной рыночной экономики является широкое применение рыночных стимулов и эколого-экономичных механизмов в решении проблем естественной окружающей среды, а также ограничения жесткого административного управления или регуляции. Реализация такой модели требует пересмотра макроэкономической и секторной политики с целью «интернализации экстерналий» — трансформация внешних экологических и социальных факторов, связанных с истощением природных ресурсов и загрязнением окружающей среды, во внутренние расходы производства и их интеграцию в процесс рыночного ценообразования.

Ключевое значение имеет реализация инновационной эколого-экономической политики, в частности таких ее составляющих, как «торговля квотами на выбросы» и «эко-трудовая налоговая реформа». Например, фискально-нейтральная налоговая реформа, направленная одновременно на создание рабочих мест и сохранение окружающей среды, частично переносит базу налогообложения с трудовых ресурсов (дохода и фонда заработной платы) на потребление природных ресурсов и вредные выбросы и отходы. Такая политика становится важным моментом структурной перестройки и уже началась в индустриально развитых странах

ЕС, особенно в Германии, Дании, Швеции и Нидерландах.


< Попередня  Змiст  Наступна >
Iншi роздiли:
3.4. НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
3.5. НОВАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ УКРАИНЫ. ПОМОЖЕТ ЛИ УКРАИНЕ ГЛОБАЛЬНЫЙ ПЛАН МАРШАЛЛА?
Частина 3. ГЛОБАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ
Частина 2. ГЛОБАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ
Частина 1. ГЛОБАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ
2.8. ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО И ПЕРСПЕКТИВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Частина 2. 2.7. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, МАРКЕТИНГ И МОНИТОРИНГ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Дисциплiни

Медичний довідник новиниКулінарний довідникАнглійська моваБанківська справаБухгалтерський облікЕкономікаМікроекономікаМакроекономікаЕтика та естетикаІнформатикаІсторіяМаркетингМенеджментПолітологіяПравоСтатистикаФілософіяФінанси

Бібліотека підручників та статтей Posibniki (2022)